РАБ ГОСПОДЕНЬ (Эвед hа-Шем)
Моисей назван в Священном Писании "рабом Господним", ибо он был послан Господом к сынам Израилевым - передать им Тору* Господа. Весь народ Израиля тоже назван "рабами Божьими": "...ибо они - рабы Мои" (Лев. XXV, 42). Израиль послан Господом преподать всем народам Истину и Справедливость.
РАБОЧИЙ И НАЕМНИК (Поэль ве-сахир)
Р. — это человек, который выполняет работу для других за определенную плату. В Библии не встречаем слова "поэль" — в этом значении вместо него употребляется слово "сахир" (наемный работник), то есть человек, получающий плату за свой труд, в соответствии со временем, которое он отработал. На заре развития хозяйства, в эпоху разделения на племена, семьи и роды, вся работа выполнялась членами семьи и их рабами. Возможность купить раба-еврея на шесть лет или на срок, оставшийся до юбилейного* года, почти исключала нужду в наемном труде. Все же еще в древности существовал наемный труд, и Р. нанимались на один рабочий день и более. Такими Р. были беднейшие из сынов Израилевых и из пришельцев, и о них заповедано в Торе*: "Не обделяй наемного работника, бедного и обездоленного из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, во вратах твоих. В тот же день дай ему плату его, чтобы не зашло солнце прежде того, ибо он беден и к ней стремится душа его" (Втор. XXIV, 14 — 15). А хазал* добавили к написанному: "А всякий, задерживающий плату наемного Р., словно отбирает у него жизнь" (БМ 112). Нанимали Р. обычно на день, и такой Р. назывался поденщиком; но нанимались также Р. на неделю, на месяц и на год. Самым продолжительным сроком найма было три года. На больший срок еврея нельзя было нанять, так как это означало бы рабство. Не было нужды определять твердую плату наемного труда - все зависело от сезона и типа работы, но Тора запретила задержку оплаты. Вдобавок к написанному во Втор., этот запрет приводится и в книге Левит (XIX, 13): "Не обирай ближнего твоего и не хищничай, и не задерживай у себя на ночь заработка наемного Р. до утра".
В Талмуде* вводится различие между наемным Р., получающим плату за труд (в зависимости от продолжительности работы), и подрядчиком-ремесленником, получающим заранее оговоренное вознаграждение за выполненную им работу, а не поденщину или месячную оплату. В первом случае работа совершается во владении нанимателя, его орудиями и под его присмотром, и наемный Р. подчинен нанимателю в течение всего периода работы у него. Во втором случае подрядчик выполняет, обычно, свою работу под свою ответственность и без присмотра.
Об отношении хазал* к Р. свидетельствует следующий факт: "У Раббы бар Хана разбили носильщики бочку вина. Он задержал их одежды. Пошли они и сказали об этом Раву. Сказал он ему: "Верни им их одежды". Спросил его: "Таков ли закон?". Ответил ему: "Да, дабы пошел ты по пути добра". Вернул он им их одежды. Сказали они ему: "Бедны мы и трудились целый день, и голодны мы, и нет у нас ничего". Сказал ему Рав: "Иди и дай им заработанное ими". Спросил его: "Таков ли закон?". Сказал ему: "Да, и придерживайся образа поведения праведников" (БМ. 83).
Если наниматель нанял Р. на день, а тот выполнил дневную норму за полдня, то, если у нанимателя есть другая, такая же или более легкая работа, он может обязать Р. выполнить ее до конца дня. Если Р. нечего делать, наниматель все равно расплачивается с ним за весь день.
РАББИ МЕИР ЧУДОТВОРЕЦ (Рабби Меир, Баал hа-Нес)
Имя праведника, творившего чудеса, который погребен, согласно традиции, у Тивериадских источников. Некоторые связывают эту могилу с р. Меиром - таной*, о котором рассказано в Талмуде* (Ав. Зар. XVIII): "Случилось с ним чудо, когда он освобождал из плена сестру своей жены. Он подошел к стражу и сказал ему: "Выдай ее мне". Сказал ему страж: "Я боюсь начальства". Сказал ему р. Меир: "Возьми деньги, половину потрать на взятку, а другую возьми себе". Сказал ему страж: "А что я буду делать, когда деньги кончатся?" Отвечал ему: "Скажи: "Бог Меира, внемли мне!" — и спасешься". Спросил тот: "Кто сказал, что так и будет?". Сказал ему: "Сейчас увидишь". Бегали там собаки, охочие до человеческого мяса. Р. Меир бросил в них ком земли. Набросились на него собаки. Воскликнул он: "Бог Меира, внемли мне!" — и отстали собаки. Увидев это чудо, страж освободил пленницу".
Упомянутое выше предположение, что это могила р. Меира-таны, оспаривается многими, так как он умер в Асии. Но из Иерусалимского Талмуда очевидно, что р. Меир завещал похоронить его в Эрец Исраэль.
Согласно другому предположению, р. Меир Баал hа-Нес — это сын р. Ицхака кантора, автора "Акдамот", который был известен как чудотворец.
В начале XIX в. распространился обычай в еврейских общинах ставить копилки для пожертвований, называвшиеся "кассар. М.Б.г.Н.". Средства от пожертвований отсылались в Эрец Исраэль для поддержки живших там евреев.
Весьма правдоподобно, что касса р. М.Б.г.Н., или "Рамбагана" (аббревиатура его имени) - это не что иное, как поздний вариант "кассы Рамбана" (Рабейну Моше бен Нахмана), который ввел этот обычай восемьсот лет тому назад, и имя Рамбан перепуталось с именем Рамбаган.
Как уже было сказано, могила р. Меира находится около Тивериадских источников, вне стен города Тверия.
РАБСТВО (Авдут)
У всех без исключения народов существовал в древности институт Р. Оно не только было дозволено, но составляло необходимую основу существования хозяйства - семейного, общинного и национального. В отличие от наемника, который зависел в известной мере от работодателя, но выполнял работу по доброй воле и мог в любой момент освободиться от этой зависимости, само тело раба принадлежало его хозяину, и раб считался просто рабочей силой. Плоды его труда и лично он принадлежали не ему, а рабовладельцу. Хозяин был вправе убить своего раба или искалечить его безнаказанно. Право владения рабом переходило по наследству, как все имущество умершего. Хозяин мог продать раба, подарить его или заложить его за денежный долг.
Иным было отношение еврея к рабу, даже в древности, ибо, согласно еврейскому мировоззрению, раб также создан по образу и подобию Господа и принадлежит к роду людскому. В книге Иов это мировоззрение находит свое выражение: "Если презрю я право раба моего и рабыни моей в тяжбе их со мной, то что сделаю я, когда восстанет Бог, и когда взыщет с меня, что отвечу Ему? Ведь в чреве (в котором) создал меня, создал и его и в одной утробе образовал нас" (Иов XXXI, 13-15). Это гуманное мировоззрение нашло свое отражение не только в этическом учении, но и в еврейском законодательстве.
Раб-еврей.
Тора* ограничила срок рабства еврея шестью годами, и так сказано: "Если купишь ты себе раба-еврея, шесть лет будет он работать, а на седьмой выйдет на свободу даром" (Исх. XXI, 2). И еще сказано: "...до юбилейного года* будет он работать у тебя. И уйдет от тебя он и сыновья его с ним, и вернется к семье своей и к наделу отцов его вернется. Ибо рабы Мои они, которых Я вывел из страны Египетской, да не будут проданы, как продают рабов" (Лев. XXV, 40-42). Еврей может быть продан: 1) по постановлению суда за кражу, которую он не может возместить (Исх. XXII, 2) и 2) если он сам продал себя из-за бедности.
Покупающему раба-еврея запрещено давать ему презрительную кличку. Воспрещено возлагать на раба-еврея работы, в которых нет нужды, лишь бы загрузить раба. И воспрещено возлагать на раба-еврея унизительные работы, заставлять его таскать поклажу хозяина, стирать его вещи, обувать его и т. п. И требовали хазал*, "чтобы хорошо ему было с тобой — с тобой в пище и с тобой в питье; чтобы не было так: ты ешь белый хлеб, а он - черный, ты пьешь выдержанное вино, а он - кислое, ты спишь на перьях, а он — на соломе. Поэтому сказано: тот, кто покупает раба-еврея, покупает себе господина" (Кид. XXII).
Если прошло шесть лет, а раб-еврей не хочет выйти на волю, говоря: "...люблю я господина моего, жену мою и детей моих, не выйду на свободу". То приведет господин его пред судей, и подведут его к двери или к косяку, и проколет ему господин ухо его шилом, и будет он служить ему навек" (Исх. XXI,5—6). Р. Йоханан бен Закай поясняет: "Чем отличается ухо от других органов тела? Сказал Господь, благословен Он: "Ухо, которое слышало на горе Синай: "ибо Мне рабы сыны Израилевы", а не рабы рабам, а этот пошел и приобрел себе господина, — да будет оно проколото" (Кид. XXII).
Раб-ханаанеянин.
О нем сказано: "А раб твой, и раба твоя, чтобы были они твоими — у народов, которые вокруг вас, у них покупайте раба и рабыню. Также у пришельцев, которые живут с вами; у них купите и из семейств их, которые с вами..." (Лев. XXV, 44-46). Такие назывались "вечными рабами", продавались и покупались за деньги, служили собственностью и предметом мены. Раб-ханаанеянин освобождается от рабства тремя путями. За деньги: если кто-то выкупает его деньгами или товаром. По воле господина: если господин его написал и дал рабу вольную грамоту, тогда раб свободен. И если поврежден орган тела его, как сказано: "И если ударит кто раба своего в глаз или рабыню свою в глаз и повредит его... И если он зуб раба своего или зуб рабы своей выбьет, должен он отпустить его на волю за зуб его" (Исх. XXI, 26—27). В этом случае хозяина принуждают дать рабу вольную грамоту (Кид. XXIV). Однако хозяину дозволялось бить своего раба, не причиняя повреждений.
Раб-ханаанеянин - собственность его владельца, и можно продать его другому еврею, но не иноверцу, так как иноверец приучит раба к язычеству. Если же еврей продал раба иноверцу, суд штрафует такого продавца: он должен выкупить раба, даже по удесятеренной цене, и дать ему вольную. Если раб продан за пределы Израильской земли, даже еврею, раб должен получить свободу. Его нового хозяина принуждают дать рабу вольную, а уплаченные им деньги пропадают. И так сказано в Торе: "Не выдавай раба господину его, когда он спасается у тебя от господина своего. У тебя пусть живет, в среде твоей, на месте, которое он изберет в одном из врат твоих, где ему угодно, не Обижай его" (Втор. XXXIII, 16-17).
Освобожденный раб обладает всеми правами гражданина.
Рабу-ханаанеянину можно поручать тяжелые работы, но милосердие и мудрость требуют от хозяина не перегружать и не притеснять его, кормить и поить вволю, не обижать его ни словом, ни действием, не кричать на него, а говорить с ним мягко и склоняя ухо к его жалобам (Шулхан Арух, "Йорэ дейа", гл. 267, 17).
РАВВИНАТ (Рабанут)
Титулом "раввин" называется глава еврейского духовенства, а в больших общинах, которые имели свой суд, он назывался также "ав бейт-дин" (глава суда). В наше время любого городского раввина нередко называют "ав бейт-дин". Трудно установить, когда возникло звание "глава суда", т. к. оно является прямым продолжением института "даянов" (судей), существовавшего в период Талмуда и в период гаонов. Ясно лишь, что возникновение звания "глава суда" было результатом падения института "Наси" в Эрец Исраэль и закрытия ешив Вавилонии, с перемещением центра Торы на Запад. До этого упадка на Востоке "даянов" в Сев. Африке и на Западе назначали главы ешив Вавилонии; они подчинялись Наси в Эрец Исраэль. Даяны эти совершали бракосочетания и разводы и утверждали векселя и акты заключения сделок, но вместе с тем они не были полномочны решать особо сложные и серьезные вопросы. В этих случаях, например, по вопросам дозволений и запретов иудаизма, члены общины обращались непосредственно в ешивы Вавилонии. Руководство общин находилось в руках Совета,. подчинявшегося мудрецам, возглавлявшим центры по изучению Торы в Вавилонии. Все разногласия, возникавшие в общине по вопросам дозволений и запретов или по общинным вопросам, разрешали гаоны Вавилонии. При ограниченных средствах транспорта и связи того времени, эта громоздкая и сложная иерархическая организация была весьма обременительна для общин Северной Африки и Европы. С исчезновением влияния гаонов все более слабела связь общин с ешивами Вавилонии, пока не прервалась вовсе. Вместо нее появился раввинат (рабанут), который сосредоточил все функции, связанные с духовной жизнью общины.
В договоре с "равом" (раввином) община обязывалась содержать учащихся ешивы, а рав обязывался возглавить ешиву, наблюдать за кашерностью (т. е. ритуальной чистотой и пригодностью) пищи в общине, издавать необходимые постановления и ограничения, возглавить суд общины, судить в имущественных тяжбах, выносить постановления о дозволенном и запретном, объяснять правила обычаев и молитв и произносить перед народом проповедь хотя бы дважды в году: в Шаббат шува и в Шаббат hа-гадол. Рав не назначался, если его моральные достоинства и уровень его познаний не были письменно подтверждены самыми авторитетными раввинами. Рав, в чьем ведении находилась целая область, назывался рав hа-колэл, или рав hа-галиль. Сефардские евреи называли своего рава "хахам" (мудрец), а рав hа-колэл в восточных странах назывался "хахам баши" (главный мудрец).
Родиной института раввинов, или рабанута, был Иберийский полуостров, а первым равом в этой стране был р. Моше бен Ханох, который попал в Сфарад (Иберия, Испания) случайным и чудесным образом. Р. Моше бен Ханох был одним из четырех евреев, которые выехали собирать подаяние на содержание ешив в Вавилонии. Они были захвачены в плен и проданы в разные страны. Об одном из этих пленных рассказывается, что он добрался до Испании.
Когда этот мудрец прибыл в Испанию, где о нем никто не слышал, никто поначалу не признал в нем мудреца. Однажды вошел он в Дом Учения* (бейт hа-мидраш), во главе которого стоял даян (судья) рабби Натан, Даян обсуждал одну из галахот*, которую было трудно объяснить. Р. Моше бен Ханох, который скромно сидел в углу, встал и разъяснил трудное место. "И когда он (р. Натан) и ученики услышали его речи (объяснение р. Моше бен Ханоха), они были поражены. Все стали задавать ему вопросы и выяснять свои сомнения, а он отвечал весьма мудро. И в этот день заявил р. Натан-даян: "Больше я не даян, но этот чужестранец, одетый в лохмотья, - будет моим учителем и господином, а я буду его учеником с сегодняшнего дня и далее. А вы (члены общины) назначьте его даяном над евреями Кордовы. И так они и сделали". Ешива в Кордове, во главе которой стоял "пленник" Моше бен Ханох, а при нем Совет мудрецов, прославилась в народе и стала центром раввинского образования во всей Испании. Правда, Моше бен Ханох не получил звания раввина, но это первый известный случай назначения общиной человека, который сосредоточил в своих руках разные функции: даян, глава ешивы и духовный пастырь общины. Он получил большие полномочия вне всякой связи с ешивами Вавилонии, "и все вопросы, с которыми обращались к ешивам (Вавилонии), задавали ему, и случилось это во времена р. Шриры-гаона".
После смерти р. Моше бен Ханоха возник вопрос о преемственности поста, который он занимал. Еврейская община Кордовы разделилась на два лагеря. Один поддерживал р. Ханоха, сына р. Моше бен Ханоха, а второй — р. Йосефа ибн Авитур. Ибн Авитур был известным поэтом, чьи гимны вошли в Махзор* Сфарад (сфардский сборник молитв). Ибн Авитур, получивший светское образование, был сфардским раввином (равом) нового типа. А р. Ханох являл собой старый тип вавилонского мудреца. Так как Хасдай ибн Шапрут был склонен к вавилонской школе, то р. Ханох был избран равом Кордовы и духовным вождем (Наси) всех еврейских общин в Андалузии. Р. Ханох стоял в течение многих лет во главе рабанута Кордовы. Со смертью р. Ханоха и уничтожением еврейской общины в Кордове центр Торы перешел в Гранаду, Лусену и Севилью. Еврейскую общину Гранады возглавлял р. Шмуэль hа-нагид, который был первым сановником Гранадского эмирата. Шмуэль hа-нагид был выдающимся учеником р. Моше и р. Ханоха. В Лусене раввины были избраны общиной и обладали полномочиями судить как в имущественных тяжбах, так и в уголовных судах.
Талмудическая традиция развивалась особенно тщательно в странах к северу от Альп и к востоку от Пиренеи. Здесь выделяется раби Гершом бен Иегуда, прозванный "Меор hа-гола" ("Светоч диаспоры"). Виднейшим из его учеников был р. Яаков бен Якир, учитель р. Шломо Ицхаки (Раши), обессмертившего свое имя комментариями к Библии и Талмуду. Все эти мудрецы и вожди евреев в странах диаспоры названы, правда, раввинами, а не гаонами. Но они, по сути дела, продолжали миссию гаонов, и в течение веков заботились о том, чтобы Тора не изгладилась из сердца евреев и не погас бы луч света на пути преследуемого и гонимого народа.
РАДУГА (Кешет бе-анан)
После потопа установил Всевышний завет с Ноахом и обещал ему, что не нашлет больше потопа на землю, чтобы уничтожить все живое на ней. "И сказал Бог: вот знак завета, который Я полагаю между Мной и между вами, и между всяким живым существом, что с вами - на вечные поколения. Радугу мою кладу Я в облаке, и она будет знаком завета между Мной и землей" (Быт. IX, 12-13). Принято произносить при виде радуги: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, царь Вселенной, помнящий завет, верный завету Своему и держащий Свое слово".
РАЗВОДНЫЙ АКТ (Гет)
Документ о разводе, который дает муж жене. В Библии он назван "книгой разрыва", так как он "отрывает" женщину от мужа; она разведена и вправе выйти замуж за другого. Согласно Агаде* (Ял. Шим. л.95), "книга разрыва" существовала еще во времена Авраама, и из книги Второзаконие (XXIV, 1-4) очевидно, что она была известна во времена Моисея, еще до вручения Торы.
Текст "гета" в период Мишны* был очень кратким: в нем указывались дата и место развода, имена разводящегося мужа и разведенной жены и слова: "Ты дозволена каждому" (то есть вправе выйти замуж по своему усмотрению). В ешивах Вавилонии были установлены процедура развода, текст и правила вручения гета во всех деталях. Писать Г. имели право только знатоки Торы и законов, и сказано, что всякий, кто не знает правил совершения развода, не должен этим заниматься. Правило это и детали церемонии вручения Г. были установлены, чтобы избежать ошибок. Указание написать Г. должен дать муж. Г. пишут на чистой бумаге, без пятен, и в наши дни он включает двенадцать строк.
Во время вручения Г. присутствуют обычно десять человек. Среди них раввин, секретарь и двое свидетелей. Перед вручением Г. объявляет раввин: "Если кто-либо хочет обжаловать гет, с тем чтобы отменить его, пусть объявит сейчас, так как нельзя анулировать Г. после его вручения". После этого муж вручает Г. жене и говорит ей: "Вот, это твой Г., прими этот Г. твой, и теперь ты разведена им от меня и дозволена каждому".
РАЗДЕЛЯЮЩИЙ (hа-мавдил)
Стих, который произносят на исходе Субботы: "Разделяющий между святостью и буднями, Он грехи наши простит; потомство наше и мир наш приумножит, подобно песку морскому и звездам в ночи". Сложил этот стих р. Ицхак Младший Гиат (1030-1089).
РАЗНОГЛАСИЯ (Махлокет)
Имеются в виду расхождения во мнении по религиозным вопросам. Мудрецы часто расходились во взглядах на смысл и интерпретацию текстов Торы. О Р. между школами Гилеля и Шамая свидетельствует р. Йоси: "Вначале Р. в Израиле не были велики. В Лишкат hа-газит* заседал Суд семидесяти одного и два Суда двадцати трех: один - у входа на Храмовую гору, а второй - у входа в Азара ; остальные суды двадцати трех заседали во всех городах Израиля. Все эти суды разрешали любые спорные вопросы. Однако, когда в школах Гилеля и Шамая возросло количество учеников, которые не были достаточно осведомлены в Учении, — умножились Р. в Израиле, и вместо одного Учения стало, якобы, два" (Санг. 88). Однако мудрецы не видели ничего опасного в Р. "во имя Неба", хотя сурово относились к Р., вызывающим раскол. "Каков спор во имя Неба? — Это [например] спор Гилеля с Шамаем. А не во имя Неба? - Это [например] спор Кораха и скопища его" (Авот V).
Чтобы уменьшить Р. в Израиле, мудрецы действовали по принципу Торы: "клониться к большинству". О р. Меире сказано, что даже в тех случаях, когда он не был согласен с мудрецами, он был строг к себе и следовал мнению большинства.
РАЗРЕШЕНИЕ СДЕЛКИ (Гетэр иска)
Разрешение брать проценты, несмотря на очевидный запрет, наложенный Торой*. Р. это дается для особых сделок между должником и кредитором. Живя в галуте*, многие евреи вынуждены были заниматься торговлей и перепродажей. Еврейские торговцы покупали товар на больших ярмарках и продавали его в розницу. Как всякие торговцы, они вынуждены были, время от времени, прибегать к кредиту. Иноверцы не одалживали им, и единственными их кредиторами были евреи. Раввины искали возможность облегчить положение нуждающихся в кредите и, чтобы не допустить нарушения запрета взимания процентов, ввели Р.С. Смысл Р. таков, что должник и кредитор становятся компаньонами в сделке, и доходы и убытки от нее должны быть поделены между ними. Кроме того, должник получит жалование за то, что он берет на себя труд и ответственность за часть кредитора, и уговорено, что если должник захочет дать кредитору определенную сумму за долю кредитора в прибыли, то все доходы принадлежат должнику. И нет здесь взаимоотношений "должника и кредитора": они — компаньоны в деле, на особых условиях. Или договариваются, что, вместо компаньонства, весь доход от занятой суммы принадлежит кредитору, и все убытки относятся за его счет, а должник получает жалование.
К Р. С. добавляют еще пункт, обеспечивающий кредитору оговоренный доход. По этому пункту кредитор освобождает должника от присяги об убытках и доходах, но получает определенную сумму.
РАЗРЫВАНИЕ ОДЕЖДЫ (Криа)
Разрывание одежды служит знаком и проявлением траура. Яаков разорвал одежды свои, получив известие о смерти сына своего Йосефа. По семи родственникам обязан человек быть в трауре и разрывать в знак этого одежды: по отцу, матери, сыну, дочери, брату, сестре и жене (а жена - по мужу).
В знак траура по всем умершим надрывают одежду с правой стороны, а по отцу и по матери рвут на себе одежду, пока не откроется грудь с левой стороны (со стороны сердца).
РАСКАЯНИЕ (Тшува)
Смысл понятия "тшува" (дословно: "возвращение") — Р. в прегрешениях и решение не грешить в будущем. "Если человек нарушил одну из мицвот* Торы, злонамеренно или по ошибке, будь это запрет или повеление, — в любом случае он обязан раскаяться перед Богом, благословен Он. Раскаяние - это мицва, обязанность. Как кается грешник? Он говорит: "Господи, согрешил я, нарушил и преступил пред Тобою и совершил то-то и то-то, и вот: я раскаялся и стыжусь своего деяния, и никогда не совершу его вновь". И славен всякий, кто продлевает свое покаяние" (Рамбам, Гилхот тшува, I).
Человек должен стремиться раскаяться и принести покаяние устами своими, и отречься от греха своего, чтобы мог он умереть раскаявшимся и удостоиться жизни в будущем мире. Сказали мудрецы: "Там, где стоят раскаявшиеся [баалей тшува], не достойны стоять праведники", — то есть раскаявшийся поставлен на ступень выше того, кто никогда не грешил, ибо он сумел обуздать свое злое начало. Все пророки требовали от Израиля Р., ибо только в нем обретет Израиль свое спасение. И обещала Тора, что на исходе дней диаспоры раскаются евреи и тотчас спасутся, ибо сказано: "И будет: когда сбудутся на тебе все эти слова [...] и вернешься к Господу, Богу твоему" (Втор. XXX, 1-2).
Раскаявшиеся должны быть скромны и смиренны. Если попрекнут их глупцы прошлым и скажут им: вчера еще ты поступал и говорил так-то, — пусть не обращают внимания на это, а радуются и знают, что это их заслуга. Ибо то, что они стесняются и стыдятся за прошлые грехи, углубляет их раскаяние. Тяжек грех того, кто скажет раскаявшемуся: помни свои деяния в прошлом; ибо сказано: "Не попрекайте друг друга" (Рамбам, Гилхот тшува, VII).
РАСКАЧИВАНИЕ, ПОКАЧИВАНИЕ (Наануа)
Движение тела во время чтения Торы* и молитвы. В книге "Зогар" объясняется причина такого движения: душа еврея связана с Торой, подобно тому, как фитиль горящей свечи неразрывно связан с пламенем, дрожащим и раскачивающимся на ветру. В книге "Кузари" дается рациональное объяснение: из-за недостатка книг несколько учеников сидели вокруг одной книги, и каждый из них вынужден был наклоняться всякий раз, чтобы заглянуть в книгу, - отсюда раскачивания (Кузари 11,80). Другое объяснение этого обычая — то, что произошло при вручении Торы:"...и увидел народ и содрогнулся" (Исх. XX, 15).
РЕВНИТЕЛИ, или ЗЕЛОТЫ (Канаим)
"Канаим" — называли евреев, которые с неимоверным упорством боролись за свой народ, его Тору, за веру. Пинхаса бен Эльазар, священника, который поразил копьем Зимри бен Салу, называет Агада* Р. и сыном Р., т. к. Пинхас был потомком Леви, который был Р. чести сестры своей и перебил всех мужчин Шхема за то, что обесчестили Дину. Пророк Элиягу, убив пророков "Баала", сказал. "Возревновал я о Господе, Боге Цеваот", и он тоже был, согласно Агаде, Р. и сыном Р. Хасмонеи, бывшие священниками из потомков ветви Пинхаса, тоже ревностно служили Господу в войнах своих с греко-сирийцами. В течение всего периода Второго Храма существовали секты Р., судившие своим более строгим судом, а не по общепринятым законам. Вероятно, в эпоху Хасмонеев и под влиянием Р. были приняты установления, относящиеся к идолопоклонству. А о ессеях* сказано, что они не смотрели на монеты, на которых был вычеканен образ человека или животного, и не входили в город через врата, над которыми было изваяно изображение. По свидетельству Иосифа Флавия, вожди ревнителей объявили, что позор — терпеть власть смертных вместо власти Небес, и это мировоззрение отразилось в древних молитвах, в которых подчеркивается: "Нет Бога, кроме Тебя", "Нет нам царя, кроме Тебя" и т. д.
Дух бунтарства и недовольства явили ревнители еще во время правления Гурканоса. Хизкиягу из Галилеи и его люди первыми пали жертвой кровавого режима, который установил Ирод. Мудрецы Израиля и главы Синедриона, Шмайя и Автальон, вначале противились этому режиму, но в конце концов примирились с ним из стремления к миру. Однако многие бежали и укрылись в пещерах Галилеи, и оттуда сражались с воинами Ирода, защищая свою жизнь и свободу.
Организованное сопротивление Р. римскому владычеству началось с переписи населения в Иудее, согласно приказу римского императора Августа. Целью переписи было установить численность оседлого населения и недвижимого имущества в Иудее, чтобы определить подушную и земельную подати в пользу императорской казны. Перепись, которая производилась весьма строго, наглядно продемонстрировала народу всю тягость иноземного ига и вызвала большое возмущение во всех его сословиях. Возмущение в Иерусалиме сумел утихомирить первосвященник Йоэзер из дома Байтос, но на окраинах Иудеи оно не стихло. Р. возобновили свой бунт, и их вождь, Иегуда из Галилеи, объединился с одним из крайних вождей по имени Цадок и вместе с ним, соединенными усилиями, возглавил борьбу Р. против угнетателей. Иегуда из Галилеи и священник Цадок потребовали от народа не участвовать в переписи, т. е. не позволять римским чиновникам оценивать имущество и считать жителей, т. к. это равносильно рабству. Р. провозгласили, что только Бог может считаться истинным владыкой еврейского народа, а посему грешно признавать над собой власть императора. С этого времени Р. повели войну не только с римлянами, но и в большой степени с евреями, признавшими чужеземное иго. Число Р. постоянно росло, и еврейские правители, назначенные римлянами, вели ожесточенную борьбу с ними. Из среды Р. вышла группа сикариев (кинжальщиков), члены которой совершали покушения на римских ставленников и убивали их. Волнения повлияли на мирно настроенную часть населения, которая не чувствовала себя в безопасности в Эрец Исраэль, и многие перебрались в соседние страны, в Сирию, Малую Азию и государства бассейна Евфрата. Лидеры народа пытались воспрепятствовать этому массовому бегству и предупредить несчастье. В тот период имелось только одно действенное средство предотвратить эмиграцию: объявить, что еврей, переселяющийся за пределы Эрец Исраэль, тем самым осквернился, ритуально нечист. Святость Храма и жертв была превыше всего, их хранили от малейшего осквернения, и объявление человека "оскверненным" было страшным наказанием, наводившим на народ ужас. Поэтому последователи школ Гилеля и Шамая решили объявить чужие страны оскверняющими: человек, покидающий Эрец Исраэль и переселяющийся за ее пределы, осквернен и не вправе заходить в Храм, пока не подвергнется ритуальному очищению в соответствии с законом. Установление это сократило в некоторой степени эмиграцию из Эрец Исраэль, но не прекратило ее совершенно.
История падения Храма описана в ряде исторических книг. С разрушением Второго Храма прекратилась деятельность ревнителей-канаим.
РЕГАЛИМ
Дословно: ноги. В нашем случае - праздники, в которые положено совершать паломничество (восхождение) в Иерусалим.
"Три раза в году празднуй Мне: праздник опресноков [Песах*] соблюдай; семь дней питайся мацой, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца весны, ибо в нем вышел ты из Египта; и да не явятся пред лицо Мое порожними. И праздник жатвы первинок труда твоего, то, что посеял ты в поле [Шавуот*]; и праздник собирания плодов на исходе года, когда собираешь ты с поля плоды трудов твоих [Суккот*]. Три раза в году каждый возмужавший у тебя пусть явится пред лицом Владыки Господа" (Исх. XXIII, 14-17).
"Три раза в году являться должен всякий возмужавший у тебя пред лицо Владыки Господа, Бога Израиля. Ибо Я прогоню народы от лица твоего, и расширю пределы твои, и не посягнет никто на землю твою, если будешь являться ты пред лицо Господа, Бога твоего, три раза в году" (Исх. XXXIV, 23-24).
Мицва* Торы обязывает веселиться в праздники, ибо сказал Господь: "И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который во вратах твоих" (Втор. XVI, 14).
"Поэтому радуйся всеми проявлениями радости, ешь мясо и пей вино, и надевай новые одежды, и наделяй женщин и детей фруктами и сладостями". Особенно подчеркивается употребление вина, ибо вино предназначено для веселья. "Человек обязан веселить детей своих и домочадцев в праздник. Чем увеселять их? Вином". Тана р. Иегуда бен Бетейра говорил: "Когда стоял Храм, веселье в праздник выражалось в мясной трапезе, ибо сказано: "...и заколи жертвы, и ешь там, и веселись". Сейчас веселье только в вине, ибо сказано: "А вино возвеселит сердце человека" (Рамбам, Сейфер мицвот, мицва 54).
РЕЛИГИОЗНЫЙ ГИМН (Пиют)
Молитвенная песнь, благодарение или славословие, мольба или "раскрытие души" душе-излияние в поэтической форме. Слова "пиют" и "пайтан" (автор пиютов) — производны от греч. "поэтес", т. е. поэт. Уже в эпоху Мужей Великого Собрания* постановили читать в синагогах отдельные главы Псалмов* и Песнь моря* из Торы*. Во времена Талмуда* недостаток молитв ощущался особенно остро, т. к. после разрушения Храма синагога осталась единственным местом богослужения, а жертвоприношение — важнейшая часть богослужения — исчезло. Многие мудрецы, которые были канторами (хазанами)*, сложили молитвы в этот период, среди них и те, имя которых неизвестно. Хазаны, которые составляли эти молитвы и произносили их нараспев перед народом, заимствовали их содержание, главным образом, из агадот* и мидрашей*. Предполагается, что толчком к сочинению молитв послужили религиозные гонения в Эрец Исраэль, и Р. Г. заняли место проповеди, произносимой в синагогах.
В этих Р. Г. были отражены галахот*, нравоучения, утешения и ободрения, которые преподносились народу иносказательно. Гаоны* не противились этому виду творчества и даже согласились включить Р. Г. в общепризнанные молитвы, и так постепенно освятился этот обычай и возросло число Р.Г., объединенных с молитвами. Все же были среди гаонов и противники объединения Р. Г. с текстами молитвы, и мы не находим Р. Г. в сборнике молитв р. Саадьи Гаона. Однако и они допускали произнесение Р. Г. помимо молитв.
Первым пайтаном традиционно считается Йоси бен Йоси. Он жил, вероятно, в Эрец Исраэль. Его Р. Г., которые высоко ценились и гаонами Вавилонии, вошли в молитвы Рош hа-Шана* и Йом Кипур*. В VIII и IX веках распространялись гимны Яная и его ученика, р. Эли-эзера hа-Калира, признанного более поздними поколениями лучшим из пайтанов.
Вершины своей, как произведение искусства, Р. Г. достиг в Средние века в Испании и Германии. Среди авторов этих Р.Г.: р. Шломо Ибн Гвироль, р. Моше Ибн Эзра, р. Иегуда hа-Леви.
В период расцвета каббалы*, когда возродился духовный центр в Цфате, Р. Г. достиг высокого развития в Эрец Исраэль благодаря произведениям р. Моше Алкавеца ("Леха, доди"*) и р. Исраэля Ибн Наджары. Община Йемена тоже внесла свой вклад в сокровищницу Р.Г. произведениями р. Шалома Шабази и многих поэтов, живших до и после него.
РЕЛИГИЯ (ВЕРА) ИЗРАИЛЯ (Дат Исраэль)
В основе Р. И. лежит вера в Единство Божье, выраженное в стихе: "Слушай, Израиль, Господь - Бог наш, Господь - Един". Заповеди Р. И. записаны в Торе*, толкования и разъяснения их переданы были мудрецам устно. Известно 613 заповедей, из них 248 заповедей-повелений и 365 заповедей-запретов.
Смотри статьи "Вера" и "Я верую", в которых изложены принципы религии Израиля в тринадцати основах (догматах) Рамбама.
РЕМЕСЛО (Млаха)
"Млаха" — занятие, труд, ремесло. Хазал* прославляли занятие Р. Сказал р. Шим'он бен Элазар: "...даже Адам, первый человек, ничего не вкусил в жизни, пока не занялся ремеслом, как сказано: "... и поместил его [Господь] в саду Эденском, чтобы обрабатывать его и хранить его". И только после этого сказано: "...от всякого дерева сада можешь есть". Сказал р. Тарфон: "Всесвятой, благословен Он, не осенил Израиль своей благодатью, пока не занялись они Р., ибо сказано: "И построят Мне Святилище, и буду обитать в среде их" (Иcx.XXV,8).
Дни, когда запрещено занятие Р.: Суббота, праздники, канун Песах* (после полудня).
Ремесленник, получивший работу на дом, отвечает за нее и обязан уплатить, если вещь украдена. Если же изделие завершено и объявлено об этом заказчику, ремесленник не несет ответственности за кражу.
Если ремесленник получил вещь в починку и испортил ее, он обязан возместить владельцу убыток. Если ремесленник получил от заказчика дерево для изготовления ларца и сломал ларец, он обязан уплатить его стоимость. Ремесленник, изготовляющий или чинящий изделие, является его совладельцем, пока не получил плату за труд.
Писарь, сделавший ошибки в документе; учитель, который ничему не научил ученика или учил неверно, и ремесленник, испортивший изделие и не возместивший убытка, могут быть отстранены от работы без предупреждения (Шулхан Арух).
Мицва* - платить вовремя наемному работнику; запаздывать с оплатой — грешно.
РИБОНО ШЕЛ ОЛАМ
Владыка мира. Одно из наименований Господа. Выражение это встречается часто в Талмуде* и в молитвах.
РИТУАЛЬНЫЙ УБОЙ СКОТА И ПТИЦЫ (Шхита)
Заповедь "шхита" является одним из законов кашерности* пищи. Запрещено еврею есть мясо птицы или животного, если он не уверен в том, что были соблюдены правила Р.У. Создатель мира позволил нам пользоваться мясом определенных живых существ для поддержания жизни и здоровья. Ноаху* сказано было: "Все движущееся, что живет, будет вам для еды... Только плоти при его жизни — крови — не ешьте!" (Быт. IX,3-4). Вместе с тем Тора повелевает резать животных, мясо которых мы едим: "...можешь резать и есть мясо" (Втор. XII,15), "...зарежь из крупного и из мелкого скота твоего, который дал тебе Господь, как Я заповедал тебе" (там же 21). Другими словами, дозволено есть мясо только ритуально убитых животных. Хазал* установили множество правил Р.У., большая часть которых преследует цель облегчить смерть животного. Только птицы и скот подлежат Р.У., но не разрешенные в пищу рыба и саранча.
Шохэт (резник) должен быть абсолютно сведущ в законах "шхита" и быть мастером своего дела. Поэтому на должность резника общины назначается человек, имеющий соответствующее свидетельство и полномочия от раввина или авторитетного резника.
Особый нож резника, называемый "халаф", должен быть очень острым и лишенным зазубрин. Поэтому резник часто проверяет свой нож, и если нож недостаточно острый или зазубрен, он непригоден для убоя, и мясо животных, забитых этим ножом, запрещено употреблять в пищу.
Резник произносит перед убоем: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам шхита", - и перерезает дыхательное горло и пишевод животного.
Убивая дичь, следует присыпать кровь землей и произнести благословение: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам прикрывать кровь землею", ибо так сказано в Торе: "И всякий из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих среди вас, который изловит зверя или птицу, которых можно есть, должен выпустить их кровь и покрыть ее землею. Ибо душа всякого существа — это кровь его..." (Лев. XVII, 13-14).
РОСА (Тал)
Летом, после пасхальных праздников, прекращаются дожди в Эрец Исраэль, и евреи молят о благодатной Р. В Эрец Исраэль установили особое благословение - "Морид hа-тал" (Ниспосылающий Р.) - вместо "оживляющий и посылающий дождь". В первый день праздника Песах* в молитве Мусаф молят об изобилии Р., ибо Р. в Эрец Исраэль имеет большое значение особенно в сухой период лета.
РОШ hа-ШАНА (НОВЫЙ ГОД)
Дословно: начало года. Два месяца еврейского календаря — Нисан* и Тишри* — оспаривают друг у друга статус первого месяца. Нисан — "Рош ходашим", то есть начало месяцев, а Тишри - "Рош hа-Шана" — начало года. Спор р. Элиэзера с р. Иегошуа о том, когда был сотворен мир, в Тишри или в Нисан, является отголоском того значения, которое придавалось в истории Израиля этим двум месяцам.
Вначале Нисан действительно считался первым месяцем. В Нисан вышли сыны Израилевы из Египта, в этом же месяце возведена была Скиния, в Нисан евреи перешли через Иордан и завоевали первый город в земле Ханаанской - Иерихо. В этом же месяце проведена была первая перепись среди сынов Израилевых, и месяц этот был самым почитаемым из всех месяцев года. Но велик и месяц Тишри, велик своими священными праздниками и историческими событиями, которые произошли в нем. Первый Храм - Храм Соломона* — был освящен в месяце Тишри. Народ, вероятно, привык восходить к Храму в месяце Тишри, когда он свободен от полевых работ, когда размеры урожая уже известны - особенно в праздник Суккот*, праздник уборки урожая - и дороги в Эрец Исраэль исправны, а не в месяце Нисан, когда земледельцы заняты посевами яровых и жатвой овса, а дороги еще размыты дождями..Обычай собираться в Иерусалиме в месяц Тишри глубоко укоренился в жизни народа. По-видимому, царь Соломон использовал этот обычай, и когда собрался народ в Иерусалиме, отпраздновали они освящение Храма с великой торжественностью и пышностью. Когда вернулся Израиль из Вавилона, сказано: "И поселились священники и левиты [...] в своих городах, а весь Израиль в своих городах" (Эзра 11,70). И наступил седьмой месяц, а сыны Израилевы были в городах - каждый в своем городе; все же с наступлением седьмого месяца (после Нисана — то есть месяца Тишри) они оставили свои дома и поля "и собрался народ, как один человек, в Иерусалиме" (Эзра III). С этих пор начинается особое значение месяца Тишри.
Это первое собрание привело к постройке жертвенника: "С первого дня седьмого месяца начали возносить всесожжения Господу..." (там же IV). В Р.Ш., в первый день месяца Тишри, началось богослужение, и оно привело к основанию Второго Храма. Восстановленный Храм и возобновление жертвоприношения в нем распространили свою святость на весь Эрец Исраэль, и в силу этого страна стала центром для всех евреев диаспоры.
"В первый день седьмого месяца принес Эзра Тору перед обществом" (Нехемья VIII, 2). и с этого дня началось распространение Торы в народе. Народ вернулся к Богу своему, по "раскаянию из любви". Вначале зарыдал народ, "услышав слова Торы", ибо понял, насколько удалился он от Торы и согрешил своими действиями и всем образом жизни. Затем раскаялись полностью в своем прошлом и обязались идти путями Торы. Тем самым освятился седьмой месяц еще более и стал "месяцем раскаяния": "раскаяния из страха" и "раскаяния из любви", и Р.Ш. стал первым днем раскаяния.
Принято было мнение р. Элиэзера о том, что "в месяце Тишри сотворен был мир", и в первый день месяца Тишри (то есть в Р.Ш.) сотворен был первый человек, Адам. В тот же день он был помещен в Сад Эденский* (рай), и в этот же день согрешил он и изгнан был оттуда" (Санг XXXVIII). А в книге "Зогар" сказано (III, 100) : "Сказал р. Аба: В Рош hа-Шана сотворен был первый человек, и предстал он перед судом Владыки мира, и раскаялся, и принял Святой, благословен Он, раскаяние его. И сказал Он ему: Знамением будет потомкам твоим из поколения в поколение: в этот день предстанут они перед судом, и если раскаются, Я приму их раскаяние. И встану Я с престола суда, и сяду на престол милости, и помилую их". И, согласно Агаде*, многое свершилось в Р.Ш.: в месяце Тишри родились праотцы - Авраам, Ицхак и Яаков, в Р.Ш. благословил Господь Сарру, Рахель и Хану, бывших до этого бесплодными, способностью рожать; в Р.Ш. вышел Иосеф из тюрьмы; в Р.Ш. отменены были тяжкие работы, которыми изнуряли отцов наших в Египте.
Два дня Р.Ш.
Когда начало месяца и дни праздников устанавливались Судом* на основании показаний свидетелей о новолунии, большинство жителей Эрец Исраэль праздновало Р.Ш. два дня, так как жители городов и деревень не знали, какой день провозглашен Иерусалимским судом днем Р.Ш., ибо гонцы не посылались в день праздника. Даже в самом Иерусалиме, где находился суд, зачастую праздновали Р.Ш. два дня, если свидетели не появлялись в тридцатый день месяца, тогда он считался священным и так же день после него. И так как иногда праздновался Р.Ш. два дня, даже когда он определялся показаниями свидетелей, то постановили, что и жители Эрец Исраэль должны всегда праздновать два дня, и даже после введения календаря* (Рамбам*, Гилхот кидуш hа-ходэш). Вместе с тем следует отметить, что в Священном Писании* упоминается только один день Р.Ш., первый день месяца Тишри, и потому два дня праздника считаются как "один длинный день"
Судный День
"У каждого человека есть заслуги и грехи. Праведен тот, чьи заслуги преобладают над его грехами. Грешен тот, чьи грехи превышают заслуги. Так и страна. Если заслуги всех ее жителей преобладают над их грехами, то страна считается праведной; если грехи их преобладают над заслугами — страна полна скверны. Так и в отношении всего мира.
Подобно тому, как взвешивают грехи и заслуги человека в день его смерти, так ежегодно в день Р.Ш. взвешиваются грехи и заслуги каждого из смертных. Тот, кого Суд (Небесный) находит праведником, записывается в книгу живых; а тот, кого Суд Небесный находит виновным, записывается в книгу мертвых (то есть осуждается на смерть). Если заслуги человека равны его грехам, приговор отодвигается до Йом Кипур*. Если раскаялся — записан он на жизнь, если нет — на смерть" (Рамбам, Гилхот тшува, гл. III).
И так как Р.Ш. - День Суда, то в этот день не произносят Галел, как принято в другие праздники. И так это толкуется в трактате Р.г.Ш: "Сказал р. Абагу: сказали ангелы Святому, Благословен Он: "Владыка мира, почему сыны Израилевы не воспевают пред Тобой хвалебный гимн в Р.Ш. и в Йом Кипур?" Сказал Он им: "Возможно ли это? Владыка мира сидит на престоле Суда, книги живых и книги мертвых раскрыты перед Ним, а сыны Израилевы будут воспевать?"
Вместе с тем следует подчеркнуть, что праздник этот в молитвах, в освящении* и в гафтара* называется не "Йом hа-дин" (День Суда), а "Йом hа-зикарон" (День Памяти).
Гилхот* Р.Ш. подобны гилхот праздников Песах*, Шавуот* и Суккот*, и то, что дозволено в эти праздники, дозволено и в Р.Ш. И хотя Р.Ш. - День Суда, евреи надевают в этот день праздничную одежду и готовят праздничные кушанья. "И этим отличаемся мы от других народов. Принято в мире (нееврейском), что человек, ожидающий суда, надевает траурные одежды и облачается в черное, и отращивает волосы (в знак траура), ибо не знает он, каков будет приговор суда. Иначе в Израиле: надевают праздничные одежды и облачаются в белое, и едят, и пьют, и радуются" (ТИ, P. г. Ш., гл. I).
Вечером, после молитвы Маарив*, с наступлением Нового года, евреи поздравляют друг друга так: "На добрый год да будешь ты записан и подписан!" ("Ле-шана това тикатэйв в-тихатэйм!").
Во время праздничной трапезы макают в мед кусок хлеба, над которым произносят благословение, а во время трапезы первой ночи принято съедать сладкое яблоко и произносить: "Да будет воля Его даровать нам год добрый и сладостный". Кроме этого едят овощи и фрукты, символизирующие обилие и благополучие, и произносят соответствующие благословения.
Молитва Мусаф в Р.Ш. длиннее, чем в другие праздники, ибо включает в себя три благословения, посвященные этому дню.
Когда впервые говорится в Торе о празднике Р.Ш., то трубление в рог является главным и почти исключительным содержанием праздника. И так сказано в Торе: "И говорил Господь Моисею так: скажи сынам Израилевым следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, трубное торжество, священное собрание. Никакой трудной работы не делайте и приносите жертвы Господу" (Лев. XXIII, 23-25). И еще: "А в месяц седьмой, в первый день месяца, священное собрание должно быть у вас, никакой трудной работы не делайте, день трубления да будет он у вас" (Чис. XXIX, 1). Из сказанного явствует, что трубление в шофар* — единственная особая заповедь, относящаяся к этому празднику. В трублении особенность и главный смысл праздника, и потому назван Р.Ш. "Днем трубления" и "трубным собранием". В наше время в синагоге момент трубления в шофар является духовной кульминацией праздника.
Принято пользоваться для трубления рогом барана (шофаром). Сказал р. Абагу: "Почему трубят в бараний рог? Сказал Святой, благословен Он: трубите предо Мной в рог барана, чтобы вспомнилось вам принесение Ицхака, сына Авраама, в жертву. И приму Я это, будто вы сами приносите себя в жертву предо Мной" (Р.г.Ш. XVII).
В шофар трубят после чтения Торы и также по время молитвы Мусаф.
Ямим нораим (Страшные дни)
Р.Ш. и Йом Кипур именуются "Страшными днями". Источник этого названия следует искать, вероятно, в Агаде и Мидраше, а также в некоторых молитвах Р.Ш. и Йом Кипур.
РЭЙШ ДУХНА, или РОШ hа-ДУХАН
Помощник учителя. Мудрецы установили, что на одного учителя полагается двадцать пять учеников. Если в группе больше этого, но не более сорока учеников, следует дать учителю помощника, который назывался "рэйш духна". В иерархии общинных чиновников высшую ступень занимал городской писарь (секретарь), за ним - писец, за ним - хазан*, за ним - учитель младших детей, а за ним - Р. Д.
РЫБА (Дагим)
Тора* дозволяет есть только рыбу, покрытую чешуей и имеющую плавники, и запрещает есть рыбу, лишенную одного из этих признаков.
Агада* и еврейская традиция видят в рыбе символ плодородия, и сказано в благословениях Яакова: "...и да расплодятся они (как рыбы) во множестве посреди земли" (Быт. XL VIII, 16). В некоторых еврейских общинах Северной Африки принято и по сей день бросать рыбу к ногам жениха и невесты, выходящих из-под венца.
Особые рыбные блюда в субботу существовали уже в эпоху Талмуда, и обычай этот сохранился вплоть до наших дней.
РЭАЙОН
Дословно: свидание; производное от глагола леhераот - показаться.
Тора обязывает каждого мужчину "показаться" в Иерусалиме три раза в году: на Песах*, на Шавуот* и на Суккот*. И об этом сказано: "Три раза в году да явится каждый из мужей твоих пред лицом Господа, Бога твоего, на месте, которое Он изберет: в праздник опресноков [Песах], в праздник Шавуот и в праздник Суккот; и да не явятся пред лицом Господа порожними. Каждый — по дару руки своей, по мере благословения Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе" (Втор. XVI, 16-17). Жертва, которую приносит человек, восходя в Иерусалим, называется "всесожжение свидания". Точного определения этой жертвы не дано.
В книге "Хинух" ("Воспитание") сказано: "Мицва* эта дана, чтобы обратил Израиль внимание при принесении жертв, что все мы - большие и малые — доля Господа и удел Его, народ святой и избраны из всех народов, дабы соблюдать законы Его и осуществлять Учение Его. Поэтому приходим мы трижды в году в Дом Господа (т. е. в Храм*)".