Э

ЭЙФОД

Одно из одеяний первосвященника*; так говорится о нем в книге Исход (XXVIII, 6—7) : "И сделают Э. из золота, тхелет, багряницы, и червленицы, и виссона сученого искусной работы. Два оплечника связующие должны быть у него, с обоих концов его будет он прикреплен". Похожее описание Э. находим в 39-й главе книги Исход. Но нигде нет точных указаний на то, как выглядел Э., и поэтому мнения комментаторов в этом вопросе расходятся.

Согласно Раши*, Э. — это нечто вроде фартука, который завязывается на спине, ниже плеч. Он скрывает тело и доходит до пят; пояс (завязка) прикреплен спереди, а наплечники спускаются к поясу справа и слева. Многие из современных исследователей склонны принять версию Раши. Согласно Рамбаму*, Э. ниспадает от бедер и покрывает тело спереди и сзади; наплечники широки и покрывают все тело. В книгах Первых Пророков сказано, что даже не принадлежащие к потомкам Агарона-священника лица, такие как пророк Шмуэль и царь Давид, носили Э. В книге Судей рассказывается о Гид'оне, который сделал себе золотой Э.

ЭЛУЛ

Шестой месяц, считая от Нисана*, и двенадцатый месяц, считая от Тишри*, как принято сейчас. Из знаков Зодиака соответствует ему знак Девы — Бетула. Название происходит от вавилонского "улулу" — "жатва". Элул упоминается впервые в книге Нехемьи* (VI, 15). В этом месяце двадцать девять дней. С месяцем Э. связано несколько памятных событий нашей истории. Среди них - начало Иудейской войны против римлян. Месяц Э. — это месяц и покаяния, и подготовки к Судному Дню*, так как сразу же вслед за Э. наступают "Ямим нораим". "И весь месяц трубят в шофар* в синагогах после утренней молитвы. Цель трубления — пробудить и встревожить сердца народа, побудить их к раскаянию, ибо такова природа звука шофара — тревожить, как сказано: "Протрубит ли шофар в городе, и народ не встревожится?..." (Ам. III, 6).

Во многих общинах во все дни месяца Э. хазан провозглашает в синагоге: "Раскайтесь, сыны необузданные!". Э. называется месяцем милосердия.

Так как Э. — месяц раскаяния, то встают ночью, чтобы произнести слихот и мольбы*, начиная с первого дня Э. и до наступления Судного Дня.

Принято в Э. писать в начале всех писем, которые пишут евреи друг другу: "На счастливый год будь записан и подписан" (дословно).

Начиная с первого дня Э. и кончая Симхат Тора*, принято произносить утром и вечером после молитвы 26-й Псалом, который говорит о пробуждении души и волнении ее: "Одного просил я у Господа, того лишь ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем все дни жизни моей, созерцать красу Его и приходить в Храм Его".

ЭПИКУР (Эпикорос)

Имя древнегреческого философа, жившего в IV в. до н. э. Согласно еврейской традиции, он отрицал бессмертие души и высшим проявлением счастья считал земные наслаждения.

В Талмуде* "эпикоросом" назывался всякий вероотступник: эта кличка относилась к цдуким, к отрицающим Единство Творца и к тем, кто унижает мудреца или публично унижает ближнего. Со временем имя Э. превратилось в презрительное прозвище, которое давалось человеку, нарушавшему принятые религиозные нормы поведения, или неверующему. Из-за сходства по звучанию с арамейским словом "афкирута", означавшим распущенность, Э. стал символизировать в иудаизме распущенность и презрение к Торе* и ее учению. У Рамбама* слово "Э." означает обычно: еретик, отступник.

Э. в значении "отступник" считался опасным человеком, от которого следует отстраняться. По мнению Рамбама, доносчиков и Э. среди евреев положено было уничтожать, ибо досаждали они Израилю и отвращали народ от Господа (Гилхот Авода зара X).

ЭРУВ

Дословно: "смешение". Существует три вида Э.: Э. дворов, Э. границ и Э. вареной пищи.

Э. (смешение) дворов

Установление мудрецов, по которому можно в субботу переносить ношу через двор, принадлежащий нескольким жильцам, или из одного двора в другой, или по улицам целого поселения - для этого следует превратить это место в одно единое владение. В случае двора — все соседи участвуют в покупке одного хлеба, который кладется в одной из квартир. В случае поселения — оно все окружается оградой (обыкновенно проволокой), и таким образом превращается в одно владение.

Э. границ

По мнению р. Акивы, Тора запрещает еврею в субботу удаляться от его поселения более, чем на две тысячи локтей (тысяча метров), и от нарушения этого запрета Моисей предостерег Израиль: "Да не выйдет человек из жилья своего в день седьмой" (Исх. XVI, 29). Эта "граница Субботы" отмеряется от края города. Поэтому человек, живущий в городе, вправе расхаживать в Субботу по всему городу, а также удаляться от него на две тысячи локтей в любую сторону. Но тот, кто должен пройти в Субботу больше двух тысяч локтей вне города, может это сделать при следующем условии: в канун Субботы он оставляет в пределах "границы Субботы" продукты, достаточные для двух трапез, и произносит благословение по поводу мицвы* Э. Он может сделать то же через посланца. Таким образом он "приобретает" себе это место для пребывания в нем в Субботу и может пройти в Субботу две тысячи локтей от этого места.

Э. вареной пищи

Согласно галахе, воспрещено готовить — печь и варить — с праздника на Субботу. Поэтому, если праздник приходится на пятницу, то следует оставить на Субботу нечто из того, что сварено в четверг, в канун праздника. Таким

образом, пища, приготовленная на праздник и на Субботу — не разделена, смешана. И все, что готовится в праздник, предназначено и на Субботу. На Э. вареной пищи есть специальные благословения.

ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ (СТРАНА ИЗРАИЛЯ)

Границы Страны. Идеалом еврейского народа была Страна в пределах, которые обещал Господь отцу нашему Аврааму* при заключении завета: "...от реки Египетской до Великой реки, реки Евфрат [отдам тебе земли] Кени, Книзи, Кадмони, Хити, Призи и Рефаим. И Эмори, и Ханаан, и Гиргаши, и Иевуси" (Быт. XV, 18—24). Это пределы, обещанные Аврааму, или "пределы праотцев*" — территория, где жили десять народов. Пределы эти являются максимальными для Страны Израиля, но народ Израиля никогда не владел всей этой территорией. Согласно Агаде*, евреи, вышедшие из Египта, не получили Страны в этих широких пределах из-за грехов своих. "Но к приходу Мессии они [эти земли] будут за Израилем", и подтвердятся слова Господа. В период процветания израильского царства, при Давиде и Соломоне, страна разрослась, и пределы ее стали приближаться к тем, что были обещаны Аврааму.

Страна, которую Господь показал Моисею* — "пределы Моисея" — включала в себя пределы семи народов. Она была завоевана и заселена коленами Израилевыми. Границы этой территории описаны, во всех подробностях, в книге Чисел (XXXIV): "...вот страна, которая выпадет вам в удел, земля Ханаанская в границах ее. И будет вам южный предел от пустыни Цин близ Эдома, и будет у вас южная граница от конца Соленого моря с востока. И повернет у вас граница с юга к Маале Акрабим [...] Граница же западная: море Великое будет вам границей; оно будет вам границей западной. А это будет вам границей северной: от Великого моря отметьте грань к горе Гор. [...] И пойдет граница к Зифрону, и будут выходы ее на Хацар-Эйнан; это будет у вас граница северная. И проведите себе границу восточную от Хацар-Эйнан до Шфама. [...] и продолжит спускаться граница, и коснется берега моря Кинерет с востока. И спустится граница к Иордану, и выйдет к Соленому морю. Это будет ваша страна, по границам ее, со всех сторон" (Чис. XXXIV, 2-12).

Территория расселения сынов Израилевых была в естественных границах, как сказано: "от Хамат до реки Египетской", а в более поздний период — "от Дана до Беэр-Шевы".

Эти границы, завоеванные выходцами из Египта, включают владения Сихона и Ога и Гил'ад, которые получили в наследие колена Гада и Реувена и половина колена Менаше.

Владения евреев, вернувшихся из Плена Вавилонского, не достигли этих пределов. На западе проходила граница подле Лода, Лахиша, Азейка и долины Оно на северо-западе. На востоке граница проходила у Йерихо; на севере — у Бейт-Эль и на юге — у Бейт-Цур. Но "пределы выходцев из Вавилона", или "пределы Эзры и Нехемьи", указанные в Талмуде*, не ограничиваются Иудеей, фактически заселенной в период Эзры и Нехемьи, а включают в себя все пределы израильского поселения в период Хасмонеев и Гордуса (Ирода).

Заповеди, относящиеся к Эрец Исраэль

Многие заповеди обязательны только в пределах Эрец Исраэль, то есть их надлежит соблюдать только в пределах Страны (десятина, трума, шмита* и многие другие). Среди них выделяются более поздние заповеди, целью которых было облегчить заселение Эрец Исраэль. В эпоху Талмуда, после того, как Иудея лишилась независимости, в ней стали селиться инородцы. Поэтому выкуп земли из рук инородцев, естественно, стал одной из важнейших заповедей. Мудрецы не гнушались даже средствами принуждения против оставлявших Страну и в то же время установили льготы и привилегии для евреев, возвращающихся в Эрец Исраэль. По галахе*, муж может заставить жену и домочадцев переселиться с ним в Эрец Исраэль, а если жена не согласна, муж вправе дать ей развод без алиментов, причитающихся ей по закону. Если раб бежит из-за границы в Эрец Исраэль, следует укрыть его и нельзя выдавать его хозяевам, а если бежал из Эрец Исраэль, нельзя укрывать его (Макот VII).

Целью всех этих установлений было привлечь евреев в Эрец Исраэль. И хазал* заботились о том, чтобы цены на главные продовольственные продукты не поднимались. Одно из постановлений гласило: "Нельзя вывозить из Эрец Исраэль жизненно важные продукты", как, например, вина, масла и крупы. Нельзя наживаться в Эрец Исраэль на жизненно важных продуктах. Хазал пеклись и о сохранении естественных богатств страны. Они запретили возносить на жертвенник масличные деревья и виноградные лозы; запретили разводить мелкий скот в Эрец Исраэль, кроме Сирии и пустынных районов. Мотивом этих установлений была забота о заселении Страны и ее благополучии.

Были и другие установления, направленные на укрепление статуса Эрец Исраэль в качестве духовного центра еврейства. Определение новолуния было чрезвычайно важным в жизни еврейских общин и являлось прерогативой Эрец Исраэль. "Сказали учителя наши: определение високосного года за пределами Страны — недействительно, если можно определить его в Эрец Исраэль" (Санй XI).

Надлежит заселять Израиль и жить в нем, ибо сказано: "Унаследуйте ее [Страну Израиля] и поселитесь в ней", - и всякий живущий в Эрец Исраэль служит Господу, а всякий живущий за границей, как бы служит идолам. И так сказал царь Давид: "Ибо изгнали меня из удела Господня, чтобы служил я чужим богам" (I Сам. XXVI, 9).

Со временем смешались обычаи "западных" (живших в Эрец Исраэль) и "восточных" (вавилонских) евреев.

Святость Эрец Исраэль и любовь к Стране

Из всех стран избрал Господь Эрец Исраэль — "Добрую землю дал Я тебе". Сказано в Мишне*: из всех стран освящена Эрец Исраэль. Хибат hа-арец (любовь к Эрец Исраэль) не обусловлена только заповедями, посвященными Эрец Исраэль. Праотцы питали любовь к Стране, когда не было еще связанных с ней заповедей. Амораим*, оставив временно Страну, целовали землю Акко, хотя ряд галахот Эрец Исраэль не распространяются на Акко (Ритба, Гитин).

Эрец Исраэль названа "землей, текущей молоком и медом", и прославлена семью видами растений: пшеницей, овсом, виноградом, фигами, гранатом, маслом олив и медом фиников.

Мудрецы наши любили Страну, ее плоды, сынов и поселенцев ее, и сказали: "Предпочтительнее малая группа в Эрец Исраэль, чем Beликий Синедрион за границей; даже праведники и мудрецы, живущие за границей, не провозглашают наступление високосного года, а пастухи в Эрец Исраэль определяют".

Только в Эрец Исраэль живо слово пророчества. А почему называлась Эрец Исраэль "доброй землею"? — Потому, что полюбилась она праотцам.

Велика привилегия того, кто родился в Стране Израиля. И сказано: "Потому пребывала Шехина* в наделе Биньямина, что все дети Яакова родились за границей, а Биньямин родился в Эрец Исраэль" (Мехилта Итро).

Всякий, живущий в Эрец Исраэль, произносящий "Шма" утром и вечером и говорящий на святом языке, удостоен будущего мира. А каждый, кто погребен в Эрец Исраэль, как бы погребен под жертвенником, ибо сказано: "...и искупит [очистит] землю Свою и народ Свой".

Запись опубликована в рубрике: .