Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Л

ЛАГ БА-ОМЕР (33-й день омера)

Малый праздник, или полу-праздник. В 33-й день счисления омера («лаг» — буквенное обозначение числа 33) евреи прерывают траур, в котором пребывают они в дни омера (см. Счисление омера). В этот день можно стричься и устраивать свадьбы. В Эрец Исраэль сходятся десятки тысяч молящихся к могиле р. Шим’она бар Йохая* в Мироне, а подростки по всему Израилю разжигают костры. В диаспоре брали деревянные сабли, лук и стрелы и уходили в леса, вспоминая героизм Бар-Кохбы.

День этот выделяется из среды еврейских праздников, так как остальные праздники связаны с тем или иным событием, а Л.Б. — нет. Не исключено, впрочем, что и этот праздник связан с крупной победой евреев, но «нейтральное» название праздника «Л.Б.» принято было по соображениям предосторожности. Л.Б. приходится на Хай бе-ияр (18-й день Ияра*). По традиции связывается этот день -18 Ияра, или Л.Б., с переломом в пользу евреев в войне, которую вел Бар-Кохба против римлян. Чтобы не вызвать репрессий со стороны римлян, вынуждены были евреи «законспирировать» название праздника. С Л.Б. связываются еще два события: прекращение эпидемии, которая косила учеников р. Акивы, и кончина Рашби — р. Шим’она бар Йохая, которого каббалисты считают автором книги «Зогар»*.

Каббалисты объясняют, что седьмой день месяца Адар — день смерти Моисея — был днем траура, так как Моисей оплакивал день своей смерти, а день смерти Рашби — день веселья, так как Рашби радовался в день своей смерти и сказал: «Всю жизнь свою стремился я увидеть этот день».

День веселья Рашби отмечается у горы Мирон, неподалеку от Цфата, особыми церемониями, танцами, кострами и факелами. Существует обычай приводить трехлетних детей, чтобы постричь им впервые волосы у могилы Рашби.

ЛЕВИРАТНЫЙ БРАК (Ибум ва-халица)

Написано в книге Второзаконие (XXV, 5— 10) : «Если братья будут жить вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, то да не выйдет вдова умершего за чужого человека — деверь ее пусть войдет к ней и возьмет ее себе в жены […] И первенец, которого она родит, будет считаться сыном умершего брата его, и не изгладится имя его из Израиля. А если не захочет этот человек взять в жены невестку свою, пусть взойдет невестка его к вратам, к старейшинам, и скажет: отказывается деверь мой восстановить брату своему имя в Израиле, не хочет он взять меня. И призовут его старейшины города его и переговорят с ним. А если настоит и скажет: не хочу взять ее, — подойдет к нему невестка его при старейшинах и снимет башмак с ноги его… И назовется имя его в Израиле: дом разутого». Обязанность левиратного (деверского) брака известна в Израиле с древнейших времен. Так, Боаз взял себе в жены Рут, «чтобы не стерлось имя мертвого…». После церемонии разувания — халица — деверь освобождается от обязанности жениться на невестке. Освобождается и она от обязанности выйти за него замуж и вправе найти другого. Чтобы подчеркнуть важность обряда X., мудрецы настояли на том, чтобы церемония происходила публично и в присутствии суда, состоящего из трех судей. Они должны подтвердить, что женщина — жена умершего, а называющий себя ее деверем — его брат. Судьи сидят, как в обычном суде, а невестка и деверь стоят. Суд вопрошает, прошло ли уже три месяца со дня смерти мужа. Затем спрашивает старший из судей, согласен ли деверь быть ее мужем. И если скажет деверь, что предпочитает X., то приступают к церемонии X. По окончании церемонии говорят судьи: «Да будет воля [Его] на то, чтобы дочери Израиля не нуждались ни в X., ни в браке с деверем».

ЛЕВИТЫ (Левиим)

Колено Леви, потомки третьего сына патриарха Яакова. С возложением священнического сана на Агарона (Аарона) и его сыновей, возложил Моисей на Л. ведение службы в скинии и обучение народа.

Во время Исхода сынов Израиля из Египта колено Л. ничем не выделялось из прочих колен, и на них не возлагались какие-либо особые обязанности. Даже когда создал Моисей по совету тестя своего Итро судебно-админи-стративную иерархию и назначил тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и десятиначальников, — он ничем не выделил Л. по сравнению с другими коленами. Даже когда построил Моисей жертвенник у подножия горы Синай, он призвал отроков Израиля из всех колен, и все они участвовали в жертвоприношениях. Впервые упомянуты Л. особо, когда потрясенный поклонением народа золотому тельцу, воскликнул Моисей: «Кто за Господа — ко мне!» — и из всего народа Израиля пришли к нему только потомки Леви и, по приказу его, перебили около трех тысяч из поклонявшихся золотому тельцу. После этого сменили Л. отроков, и на каждый из родов Л. (Гершон, Кегат и Мерари) возложены были особые обязанности, связанные со службой в скинии: перенос частей скинии во время переходов, составление частей скинии на стоянках и т. д. Из среды Л. выделена была семья Агарона, брата Моисея, на которую было возложено совершение богослужения в скинии, а затем и в Храме. В книге Второзаконие (XXXIII, 10) Моисей говорит о дополнительной обязанности, возложенной на колено Л.: «Будут учить законам Твоим Яакова и Торе Твоей Израиля». Для этого рассеяны были Л. среди колен Израилевых, и колено Л. не получило своего надела. Сорок восемь городов с окрестностями, в разных областях Эрец-Исраэль, даны были Л. для поселения, а содержание их было возложено на весь Израиль. «И сказал Господь Агарону: В земле их [евреев] не получишь надела, и части не будет у тебя среди них. Я -твоя доля и твой надел среди сынов Израилевых. А Л. назначил Я всякую десятину от Израиля взамен службы их, которую они отправляют, служа в шатре соборном» (Чис. XVIII, 20-21). Священникам (Когенам) дана была десятая часть десятины, которую получали Л., и часть от мяса животных, приносимых в жертву сынами Израиля.

Таков был закон. На деле же многие из городов, дарованных колену Л., не были в руках Израиля в эпоху Первого Храма, другие были завоеваны уже после войн Иегошуа. Вероятнее всего, десятина, обещанная Л., тоже не была полной.

Судя по летописи (I Xp. XXIV-XXVI), служба в скинии была разделена еще во времена Давида; разделение это сохранилось и в Храмовой службе. Л. были поделены на несколько групп, на каждую из которых возлагалась особая обязанность: члены семейств Асаф, Гейман и Иедутун пели и играли на арфах, цимбалах и свирелях во время жертвоприношений и возлияний вина. Члены семьи Овед Эдома были стражами, а некоторые из них помогали Когенам. Как и когены, все группы Л. делились на двадцать четыре смены, которые менялись в Храме каждую неделю. Этот порядок просуществовал до разрушения Второго Храма. Сохранилась за Л. и обязанность обучать Торе, о которой сказано было во Второзаконии.

Многие семьи, ведущие свою родословную от колена Л., добавляют к своему имени звание Л., или Сегаль — аббревиатура слов: «сган левия» — «помогающий сопровождать».Семьи, носящие фамилии Галеви, Левит, Левита, Левитан, Левин, Левинзон, Сегаль, — происходят обычно от Л.

Предки обладателей фамилий Коган, Коген, Кац, Каганович, Каганер и т. п. — были священниками.

«ЛЕХА, ДОДИ!» («Пойди, друг мой…)

Возвышенная песнь, которую включают в молитву с наступлением Субботы. Сложил эту песнь каббалист р. Шломо бен Моше hа-Леви Алькабец, живший в Цфате во времена Иосефа Каро. Песнь эта распространилась и принята во всех еврейских общинах. Канвой песни служит рассказ из трактата Шаббат (119) : «Рабби Ха-нина надевал талит* в канун Субботы, в сумерки, и говорил: «Давайте выйдем навстречу царице-Субботе». Рабби Яннай призывал в канун Субботы: «Приди, невеста [Суббота], приди, невеста!». Отсюда припев песни: «Леха, доди, ликрат калла — п’нэй Шаббат некабела» («Пойди, друг мой, навстречу невесте — встретим приход Субботы»). Цфатские каббалисты принимали слова Талмуда в их прямом смысле и выходили за пределы Цфата встречать Субботу.

ЛЖЕМЕССИЯ (Мешиах шекер)

За многовековый период рассеяния, полный страданий и преследований, не раз появлялись люди, каждый из которых утверждал, что он — Мессия и послан вызволить Израиль из галута*. Некоторые из них чистосердечно верили в свое высокое предназначение, другие были лжецами, и целью их было повести за собой наивно верующих людей, используя их в своих личных интересах.

Самыми заметными фигурами в перечне Л. были:

1) Абу Иса (VIII в. н. э.), вызвавший мощное мессианское движение среди евреев Персии. Он обещал принести избавление в буре войны, вооруженной силой, а не чудесным знамением с неба. Его приверженцы объединились в военные отряды, и он был их полководцем.

2) Вслед за Абу Исой объявился Давид Аль-рои (XII в.). Он тоже повел за собой многочисленных приверженцев, но и его ожидал тот же бесславный конец, что и его предшественника. Он был пленен и предан смерти.

3) Уже в новое время возникло мессианское движение в Европе, которое вызвал к жизни Шабтай Цви* (1626-1676). К этому движению примкнули многие евреи во всех странах диаспоры.

ЛИШКАТ HА-ГАЗИТ (Зал тесаного камня)

Один из шести залов Храма, построенный в виде большой базилики (Йома XXV). Назывался он «Л.Г.», так как выстроен был из обтесанных камней. В Л.Г. заседал Суд семидесяти одного, ежедневно от зари до сумерек. Там же заседал Великий Синедрион* и судил когё-нов* (решал, пригодны ли они для службы в Храме). Коген, признанный непригодным для богослужения из-за какого-либо физического порока, облачался в черные одежды и удалялся. Коген, в котором не находили порока, облачался в белые одежды и принимал участие вместе с другими в Храмовой службе. Такому безупречному Когену устраивали празднество и благословляли: «Благословен Всевышний, благословен Он, ибо не обнаружилось порока в потомстве Аарона; и благословен Он за то, что избрал Аарона и его потомство служить пред Господом в Доме Святыни Святынь» (конец трактата Мидот).

ЛУЛАВ

Лулав не упомянут в Библии, но хазал* определили по преданию, что «ветви пальм» — это Л., и, следовательно, он относится к одному из «четырех видов»*, которыми пользуются в праздник Суккот*: «И возьмите себе в день первый плод дерева гадар* (цитрус), ветви пальмовые, и ветви дерева густолиственного, и вербы речные, — и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней» (Лев. XXIII, 40). Плод дерева гадар — это этрог (цедрат), ветви пальм — Л., ветвь дерева густолиственного — мирт, а вербы речные — арава (ива). Все эти четыре вида вместе именуются также «Л.», так как он самый высокий из всех. Поэтому Л. — самый значительный из «видов», и, благословляя «четыре вида», упоминают лишь его.

Берут один Л., три ветви мирта, две ветви ивы и связывают их вместе в одну связку; присоединяют один этрог (отдельно); всего семь единиц, что соответствует семи небесам. И сказали хазал: «Плод дерева гадар — это Израиль. Есть в этроге вкус и есть запах. Так и Израиль: есть среди них люди, в которых есть и Тора, и добрые деяния. И ветви пальмовые -это Израиль: есть в пальме (в плодах ее) вкус, но нет запаха. Так и Израиль: есть среди них люди, в которых есть Тора, но нет добрых дел. И ветви дерева густолиственного — это Израиль: есть у мирта запах, но нет вкуса. Так и Израиль: есть среди них люди, в которых есть добрые деяния, но нет Торы. И вербы речные -это Израиль: нет в них ни вкуса, ни запаха. Так и Израиль: есть среди них люди, в которых нет ни Торы, ни добрых деяний. […] Поэтому сказал Господь: пусть будут связаны в одну связку, и одни искупают других» (Лев. Р.).

Взятие и встряхивание лулава

В Храме эта церемония совершалась в течение семи дней Суккот, а во всей стране — один день. После разрушения Храма постановил р. Иоханан бен Закай*: брать Л. всюду в течение семи дней, в память о Храме. Взятие Л. в первый день праздника — заповедь Торы. Во все остальные дни праздника — постановление мудрецов. Держат Л. в правой, а этрог — в левой руке, и прижимают этрог к Л. во время благословения, причем этрог держат черенком вверх. После благословения перевертывают этрог черенком вниз и трясут им. Мирт должен быть справа от Л., а верба — слева. Взятие и покачивание Л. совершается днем, предпочтительнее — утром во время галела* (часть утренней праздничной молитвы).

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ (Аhават Исраэль)

Наш долг — любить каждого еврея, заботиться о нем и его достоянии, как сказано: «…люби ближнего, как самого себя…» (Лев. ХIХ, 18). А еще говорили наши мудрецы: «Не делай ближнему то, что тебе ненавистно». А в Сифрей находим: «Сказал р. Акива: Это великий принцип Торы*», то есть многочисленные заповеди Торы связаны с этим: любящий ближнего, как самого себя, не будет грабить его, не будет обманывать и обсчитывать его, не будет стремиться захватить его пределы или нанести ему какой-либо ущерб, и т. д. […] Всякому понятен смысл заповеди: как человек поступает с ближним своим, так ближний его поступит с ним. Исполнение заповеди способствует миру между людьми» (Сефер hа-хинух 219).

ЛЮБОВЬ К ГОСПОДУ (Аhават hа-Шем)

Одной из заповедей Торы является Л. к Г. благословенному, как сказано: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем достоянием твоим» (Втор. VI, 5). Р. Элиэзер Великий говорит: «Если сказано «всей душой твоей», зачем сказано еще «всем достоянием твоим»? И если сказано «всем достоянием твоим», почему сказано еще «всей душой твоей»? Ибо есть человек, который сам себе дороже достояния, поэтому сказано: «всей душой твоей». И есть человек, для которого достояние дороже его самого, поэтому сказано «всем достоянием твоим». Р. Акива говорит: «Всей душой твоей» — значит: люби Его, даже если лишит тебя души». Человек должен всматриваться в деяния Господа, постигать их соразмерно своим силам и, постигая, радоваться Провидению Божьему. Это и есть заповеданная нам Л.к Г.

ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКУ (Аhават hа-адам)

Сказал р. Акива: «Дорог человек, сотворенный по образу».

«Когда ангелы хотели воспевать Господа [в то время как египтяне тонули в Красном море], сказал им Господь: Мои творения тонут в море, а вы хотите воспевать Меня?» -рассказывает агада*.

Великое значение человека не только в том, что он несет в себе образ Божий и его дух отмечен печатью Божьей. Божественное в мире проявляется через человека, через его стремления и действия.

Из этого следует, что каждый обязан любить человека потому, что он человек.