Эта притча Баал Шем Това — основной пример в хасидут на различие между баал тшува и религиозными с детства. Праведник, «богатый», в более широком смысле - религиозный с детства — ищет «гилуим» (раскрытия Б-жественного света). У него и так есть раскрытие света, у него есть «хуш» в свете, и он хочет еще больше света, еще больше «гилуим». Нищий — баал тшува — у него нет «сосудов» для света. Все его сосуды, все оболочки его души разрушены его собственными грехами. Поэтому баал тшува изначально ищет ацмут, раскрытие Б-жественной сущности.
Эта же тема затрагивается в маамаре Мителе Ребе «вейосфу», который рав называет одним из основных маамарим в хасидут вообще. Праведник (в более широком смысле — религиозный с детства) называются «анавим» (скромные), а баалей тшува — «эвйоним» (нищие), поскольку у последних нет «сосудов». Но раскрытие «кдош Исраэль», возвышенной святости — зависит именно от баалей тшува.
Поэтому геула зависит только от тшува и баалей тшува. Баал тшува ищет «паним», «мевакшей панеха»
***
Кто такой этот «нищий», о котором идет речь здесь? Обьясняется во многих маамарим Ребе, что «молитва Моше» называется «молитвой богатого» («богат тот, кто богат знанием»). А «молитва нищего» - это молитва царя Давида, «малхут», сфира, о которой сказано, что она «нищая, и не имеет ничего своего». Давид — он же Мошиах, поэтому молитва Мошиаха — это всегда «молитва нищего»
***
Баал Шем Тов[1] объясняет стих[2] «Молитва нищего, когда ослабевает он и пред Господом изливает душу свою».
Пример царя, который объявил, что в свой день рождения каждый, кто попросит что-либо, его просьба будет исполнена. И один попросил почести и власти, и другой попросил богатства, и дали каждому все, что он просил. И был там один мудрецы, который сказал, что его просьба состоит в том, чтобы разговаривать с самим царем три раза в день. И это очень понравилось царю, поскольку ему важнее говорить с царем, чем все богатство или слава, и поэтому исполнит его просьбу, и дуют ему право входить в царский дворец, чтобы разговаривать с царем, и там раскроют ему все сокровищницы, чтобы он взял все, что ему нужно из богатства и почета также. И это есть «молитва нищего», что все, что он просит — это излить пред Вс-вышним душу свою.
[1] «Кетер Шем Тов», 97
[2] Теилим 102