Пурим 5746

http://www.chabad.info/index.php?url=article_he&id=24029

Пурим 5746

Объясняется в Мидраше, что указ Амана был отменен (Свыше, и также внизу, вплоть до слов Ахашвероша) в заслугу тинойкос шел бейс рабон. И как объясняется подрбоно в маамаре на Пурим Котон 5687 моего тестя и учителя, главы нашего поколения, что посредством «мипи ойлелим вейойнким йисадто ойз», «ойз – это Тора», добиваются «леhашбис ойев умиснакейм» (и поскольку этот маамар был также напечатан, то это стало вечным уроком и указанием).

Поскольку воспитание начинается от «ойлелим вейойнким», понятно, что нужно воспитывать также тех, кто уже взрослые, но они остались «грудными детьми» по уровню своих знаний и понимания и постижения, или тех, кого по их природа или их дурное начало «подкупает», и не дает им видеть истину. И как рассказывается в первой истории в Торе, в отношении дерева познания, что то, что это «вожделенно для глаз», привело к «и взяла от плодов его и поела», вопреки приказанию Вс-вышнего, и из этого произошел аспект противоположности жизни для Адама и для всех его потомков, как объясняется и рассказывается в словах Хазал. Понятно, что также эти взрослые нуждаются в «йисадто ойз», «ойз – это только Тора».

И вот, Тора называется здесь «ойз», ибо, когда речь идет о воспитании – иногда есть нужда в «ойз» - силе и твердости. И, как сказал мудрейший из людей: «хойсех шивтой – сойней бной», т.е., что отец, воспитывая сына, должен проявлять твердость, чтобы отучить его от не-желательных привычек, и если он не будет вести себя так – то это может привести к положению, противоположному благу и любви. И кроме этого – как мы видим практически – что когда есть «хойсех шивтой», то в конечном счете также сам «сын», вырастая, не доволен этим. И как это приводится в книгах мусара, и ведь «зачем мне посук – ведь это понятно логически» - мы видим это в реальной жизни!

И вот, здесь идет речь не только о том, чтобы не допустить не-желательные влияния на «сына» извне, но также о не-желательных качествах, которые есть у сына еще по природе его рождения, что их также он должен изменить и перевернуть в благо, и быть достаточно твердым в этом, и не «экономить розгу свою».

И известен вопрос в этом: ведь есть негативные качества, с которыми челвоек рождается, и как пишет Рамбам в гилхойс дэйос: «различные качества характера есть в каждого и каждого из людей… скупой и расточительный, и жестокий и милосердный… и т.д.», и «есть из них такие качества, которые есть у человека от самого его рождения по природе его тела…» И объяснение в этом – «имеется в виду, что есть некоторая склонность… но нет ничего, чтобы принуждало его…»

И понятно, что путь, чтобы преодолеть эти негативные качества – это «йисадто ойз», воспитывать ребенка твердо и жестко еще в его молодости, ибо если он будет воспитывать его «экономя свою розгу» - то пока он вырастет, он способен причинить много несчастий себе и окружающим.

И как говорилось выше – это на благо самого ребенка. И особенно если это его «сын», ибо у отца есть особое отношение и особая ответственность перед своим сыном, и ясно, что он не будет считаться ни с какими трудностями, и будет стараться воспитывать его по самому лучшему пути, включая также – с помощью «розги».

Запись опубликована в рубрике: .