Богословом давшим определение Троицы для католической церкви стал блаженный
Богословом, давшим определение Троицы для католической церкви, стал блаженный
Августин. Он был пылким сторонником учений Платона и Плотина, так что отказаться от гре-
ческой доктрины ему было труднее, чем многим его западным коллегам. Как он сам объясняет,
причиной неверного понимания нередко бывала путаница в терминах:
Во имя изъяснения несказанного и чтобы хоть как-то выразить то,
что человек выразить не способен, наши греческие собратья говорят об
одной сущности и трех субстанциях, а латинские – об одной сущности, или
субстанции, и трех Лицах (personae)231.
Подход греков к Богу сводился к осмыслению трех ипостасей; рассуждать о Его единой
и сокровенной сущности они отказывались. Августин, а вслед за ним и все христиане Запада
начинали с Божественного Единства и лишь потом переходили к размышлениям о трех Его
проявлениях. Греческие христиане относились к Августину с большим почтением и видели в
нем одного из величайших отцов Церкви, но его тринитарианизм воспринимали, между тем,
с подозрительностью – по их мнению, эта доктрина делала Бога чрезмерно рациональным и
очеловеченным. Подход Августина был не метафизическим, как у греков, а психологическим
и глубоко личным.