Беседа Любавичского Ребе
Шавуот называется «временем дарования Торы», но это не единственное важное событие, связанное с этим днем. Шестого сивана, в Шавуот скончался царь Давид, псалмопевец и основатель царской династии, которая будет увенчана Машиахом. А уже почти в наше время к этим событиям прибавилось третье - смерть основателя хасидизма, р. Исраэля Баал-Шем-Това.
Вера в провидение Б-жье исключает толкование совпадения этих трех дат, как случайности. Почему же три события случились в один день? Сам царь Давид говорит (Шмот Раба 12:3) о том, что в момент дарования Торы небеса встретились с землей, «низшие поднялись к небесам, а небеса опустились к земле».
Исторя Давида отмечена двумя важными моментами: во-первых, он был первым царем, который правил всем народом Израиля и основал вечную династию еврейских царей, к которой, в конце концов, вернется власть. Во вторых, хотя честь воздвигнуть Храм выпала на долю его сына, Шломо, Давид спроектировал Храм и заложил его основы. Обе эти заслуги (царство и Храм) характеризуют деятельность Давида как непрерывное усилие, направленное на то, чтобы поднять землю, человека поближе ко Всевышнему.
Баал-Шем-Тов же посвятил жизнь тому, чтобы «опустить небеса», приблизить Б-га к людям. Собственно говоря, самая суть хасидизма состоит в том, чтобы сделать присутствие Б-га (по Его воле сокрытое от человека) явным, зримым и осязаемым для каждого. Хасидская история рассказывает, что один из учеников Магида на долгое время покинул дом и молодую жену, чтобы учиться в Межирече. На возмущенный вопрос тестя: «Чем ты там так долго был занят?!» - он ответил: «Там я узнал, что Б-r есть!» Удивленный и разочарованный тесть позвал кухарку и та с уверенностью подтвердила: «Да, господин мой, Б-г есть». Тесть повернулся к зятю и язвительно заметил: «Стоило ли ради этого покидать дом, ведь даже кухарка верит в Б-га?!». Зять же ответил: «Она верит, что Б-г есть, а я это знаю».
Это и есть, в конечном итоге, главное в учении Бешта: превращение Б-га из едва угадываемого в этом мире лжи действующего лица в самую, а точнее, единственно-очевидную силу.
Именно поэтому история евреев, заключенная между двумя важнейшими вехами - дарованием Торы и приходом Машиаха - неразрывно связывает первое событие (Шавуот) с царем Давидом и Бештом. Именно они сделали больше всего в еврейской истории, чтобы встреча неба и земли состоялась, чтобы «низшие поднялись к небесам, а небеса опустились к земле». Известно, что день смерти праведника отмечается не трауром, а праздником. Для царя Давида и Бешта это - Шавуот.