Рош ха-Шана - новый год

Особо богат  праздниками первый месяц еврейского календаря – тишри (тишрей). В первый и второй дни месяца – Новый год; в десятый день месяца – Судный день, в 15-й день месяца – праздник Суккот и, наконец, в 22–23 дни месяца – праздник Шемини-Ацерет и Симхат-Тора.

РОШ ХА-ШАНА - НОВЫЙ ГОД

Рош ха-Шана и Йом-Кипур – праздники чисто религиозного, духовного содержания. Праздники эти, а также десять дней между ними – Асерет йемей тшува – являются некой вехой на жизненном пути каждого из нас, днями, когда человек должен остановиться, оглянуться на свои поступки и мысли. И хотя Рош ха-Шана имеет несколько аспектов, главный из них – день Суда, день отчета для сынов человеческих. В Мишне, в трактате «Рош ха-Шана» так говорится об этом: «В Новый год все сущие в этом мире проходят перед Ним, как стадо перед пастырем». Наши мудрецы часто подчеркивают, что Рош ха-Шана означает также «глава года», ибо так же как голова управляет всем организмом, так день Рош ха-Шана управляет деятельностью человека в течение всего года, начинающегося этим великим днем.

Рош ха-Шана празднуется два дня Эти дни называются также «днями Памяти», или «Судными днями». Главная заповедь, имеющая специальное отношение к двум дням Рош ха-Шана, – это слушание трубных звуков шофара. В шофар трубят во время утренней молитвы шахарит в синагоге (когда Рош ха-Шана не выпадает на субботу), но можно слушать его и в течение всего остального дня. Звуки шофара, имеющие глубокий таинственный смысл, призывают человека к раскаянию, к пересмотру жизненного пути и осознанию смысла человеческой жизни.

В первую ночь Рош ха-Шана за праздничным столом принято есть яблоко с медом. После обычного благословения на яблоко произносят пожелание: «Да будет Воля Твоя, чтобы новый год был хорошим и сладостным».

Существует обычай совершать обряд «ташлих («сбрасывание грехов») согласно сказанному: «И Ты сбросишь в глубины моря все их прегрешения» («Миха» 7, 19). В первый день Рош ха-Шана (когда праздник не выпадает на Субботу) до захода солнца направляются к реке или ручью, где имеется рыба, и зачитывают «Тринадцать Атрибутов Милосердия» (есть в молитвенниках).

Мы уже упоминали, что десять дней от Рош ха-Шана до Йом-Кипур (включительно) называются «Десятью днями раскаяния». В эти дни еврей отдает себе и своему Создателю духовный отчет за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Б-гу.

Для выполнения обычая «каппарот» (капорес) берут курицу (для женщин) или петуха (для мужчин), совершают обряд и относят к Шойхету (резнику), а затем дарят бедным примерную стоимость птицы. Для каппарот можно использовать также и деньги, которые отдаются на благотворительные цели. Лучшее время для каппарот – утро дня, предшествующего Йом-Кипур, но можно обряд совершать и на протяжении всего периода между Рош ха-Шана и Йом-Кипур.

 

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру