05

Вечером читали рава Шломо Вилка - комениарей на Орот аТшува Он начинается с общего обзора взглядов рава Кука Первое что он говорит, о "трех революциях" Речи идёт о космологической, социальной и эволюционной революции Рав Кук очевидным образом принимает все три эти "революции" Для рава Кука гелиоцентрическая теория впрочем приёмника - дажe это удивительно Дольше он говорить о социальной революции - Русо и Монтескье Права и обязанности человека, общественный договор, толерантность, нации
Если по Вилку (и нет основанный не верить ему) рав Кук считает основном законом природы тшува (она же эволюция) - кажется, очевидным образом рав Кук идет за Спинозой Я когда то слышал идею, что хасидизм и Спиноза говорят по сути одно и то же (слышал от Йегуды Ифраха) Тогда я могу понимать, что "революция" во взглядах на понятие Бога для рава Кука куда более резкое, чем я мог себе представить И если это революция в понятия Бога, то радом есть вопрос - что означает "Тора Небес"? Это тот текст, который мы читаем в синагоги?
Вторая тема вчерашнего урока - Тшува или блаженство Шабата. Баал Тшува или "Прямой" праведники? Я вспомнил ворт рава Ицхака на прошлую главу (я чуть чуть изменил слова рава, но идея - его). Сказано "Вечером ты скажешь, когда придёт утра. И утром ты скажешь - когда будет вечеро". В нашем контексте я бы сказал "вечер" - это баал тшувы. А "утра" - это религиозные с детства. "прямые", праведники типа рав Шломо Карлебаха. И что говорит писание? "вечером сказжи когда прийдет утро". Объясняет рав Ицхак - те, кто в его служении есть "вечер" (=тшува) они говорят "когда прийдет утро" - они видят огромное достоинство служения "утра" (праведников).
Каждому человеку нужен один человек и один миг поддержка - рав Шломо Карлебах - "Глубина Сердца" (2) «Самая большая мечта для меня – пожать руки каждому человеку в мире. * Откуда мы знаем, как мы любим другого? Когда ты хочешь любить его больше, ты хочешь быть ближе к нему». * Каждому человеку нужен один человек, который любит его. У каждому человеку есть момент, когда ему нужен кто-то, чтобы удержать его, помочь ему. * «Найди человека, которому нужен друг, и стань его другом» - говорит рав Шломо.
Это от Арестовича: С удовольствием прочитал :) * - Любые обобщения в речи и мыслях, указывают на главный человеческий порок - неспособность встретится с реальностью как она есть. Борьба за приближение к ней начинается с того, что слова «все», «всё», «всегда», мы начинаем заменять на «многие», «многое», «часто». Да, это трудно, я знаю. Проще скидывать в помойку «все», свою неспособность справиться с деталями - а Бог творит мир не широкими мазками, а с любовной детализацией. Трудно, но именно так начинается остановка бегства от жизни и поворот к ней.

Запись опубликована в рубрике: .