Слушали вечером урок рава Раза Гартмана по главе Ки Таво
Слушали вечером урок рава Раза Гартмана по главе Ки Таво
Какой вывод?
Основное идея, которую я услышал — это "церемония".
Церемония на горе Эйваль и горе Гризим — благословения и проклятия — как условия захождения в Эрец Исраэль
Принесения первых плотов
Исповедь десятин и наконец — церемония Союза с Богом — знаменитые 98 проклятий
Эти "церемонии" — условие союда с Богом, условие захождения в Эрец Исраэль, и также "церемония" перед Рош аШана
Почему же есть так много "церемоний"? Для современного (светского) человека — церемонии как бы не очень понятны. Я говорил о том, что даже праздновать день рождения я никогда не делал. А тут столько церемоний. Для чего?
Ответ на все эти вопрос — "гадлут мохин", "взросления разума".
В чем смысл обрезания? Бар Мицвы? Свадьбы? — все эти "церемонии" имеют смысл возвышения разума. От нуля к ребенку. От ребёнку к подростку. И наконец от подростка к взрослому, способного создать семью и защищать свой страну.
Как это работает? Я объяснил, что это церемония это аспект притяжения "рацон" — "воль" в "внутренние силы души".
Разум не достаточен. Разум — в известном смысле это "мудрый маленький ребенок". Только аспект "рацон" (воли) и таануг (наслаждение) превращают ребенка в зрослого. И "церемония" притягивают эти аспекты "воли" и "наслаждения" в разум, эмоции и действия.
И получится, что именно это смысл религии. Мозги могут работать даже без религии. Но для того, чтобы "включить" "высшие ступени души" — это только через религию и церемонию.
Вот такой получился вывод. Что без религии человек остается "ребенком" на всю жизнь. Ребенком, не способным ни создать семью, ни защищать свою родину, ни вообще что-то реальное и "большое" делать в мире.
Это все — функции религии и "церемонии"
* Кстати, это совсем не говорит, что не надо "мудрого и малого ребенка". Надо — это тоже нужно. Только это должно быть уравновешено с волей и наслаждением.