Вчера вечером говорили о "новой Торе" поколения, Торе рава Кука, особенно о том, как человек должен смотреть на себя самого в современном мире.
Рав Кук в известном смысле формиррует "заповедь делай" и "заповедь не делай" современного мира: "верь в себя" - это "заповедь делай" нашего мира. "гневатьяс на себя за малость веры в себя" - это "не делай" современного мира.
Есть несколько вопросов:
- это для всех или нет?
- как относиться к классическим текстам?
- это только рав Кук или есть еще авторы?
Первый вопрос - для всех или нет.
На мой взгляд, нет. У каждого свой учитель. Рав Кук говорит с теми, кто чувствуют в себе высокие души, и для таких душ классические пути "тшувы" возможно, не годятся.
Возможно, что рав Кук говорит о нашем "поколении" в целом.
Возможно, что рав Кук говорит в основном баалей тшува и светским.
В известном смысли соответсткие между учителем и ученикам - подобно отношению мужчины и женщина - не достаточно построить между собой мужчин и женщины, и создать из них семьи (известная история Талмуда) - подобно этому не кажду учитель подходит любому ученику.
Ари говорил, что он в этом мире только ради его ученика Хаим Виталя
История рава Натана, как он ищет своего учителя рава Нахмана
Это учит нас, что нет "вообще учителя" и "вообще ученика"
Также рав Штейнзальц - он обращается к кем, кто на его "волне" - особенно в книге Йоеля Шпица
подобно этому можно сказать, что рав Кук говорит прежде всего к тем, кто настроет на эту волну.
Но в общем, я все же думаю, что это путь для современного баал тшува. И можно сравнить что говорит рав Кук и Ребе, рав Кук и рав Шломо Карлебах и т.д. - общее их что основное сообщение это вера в позитив.