Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сегодня утром обсуждали вроде бы Шагара и рабби Нахмана

Сегодня утром обсуждали вроде бы Шагара и рабби Нахмана. Но как то вылилось — без имен — в обсуждение последнего скандала в национально-религиозном лагере.

Шагар (и рабби Нахман) говорят об исповеди как "принятии себя", принятии того факта, что в мире есть зло, и во мне тоже есть зло.

"Просвещенный" атеизм, кажется, совершенно не приемлет идеи несовершенства мира и несовершенства человека. "Душа согрешившая да умрет" — это кажется "хохма" говорит? С точки зрения "хохма" нет места несовершенству, и всякое несовершенство следует искоренять…

Однако рабби Нахман кажется считает иначе. Для рабби Нахмана мир изначально нелогичен и антилогичен.

Ошибки и падения это часть нашей биографии

Я привел два примера: Аарон и Давид.

Если бы Аарон жил в эпоху фейсбука — его бы несомненно четвертовали за то, что он сделал золотого тельца! А уж о Давиде вообще нечего говорить! Посадили бы на много лет в тюрьму с запретом занимать государственные должности…

И тем не менее, Тора говорит иначе. Они наказаны. И Аарон и Давид. Но — жизнь продолжается. Аарон продолжает коэнствовать. А Давид царствовать.

Шагар отмечает, что такое отношение ко злу, как к части бесконечности Эйн Соф — может быть чрезвычайно опасным. И тем не менее — он говорит о том, что исповедь перед мудрецом поднимает в Эйн Соф