Сегодня утром обсуждали вроде бы Шагара и рабби Нахмана. Но как то вылилось - без имен - в обсуждение последнего скандала в национально-религиозном лагере.
Шагар (и рабби Нахман) говорят об исповеди как "принятии себя", принятии того факта, что в мире есть зло, и во мне тоже есть зло.
"Просвещенный" атеизм, кажется, совершенно не приемлет идеи несовершенства мира и несовершенства человека. "Душа согрешившая да умрет" - это кажется "хохма" говорит? С точки зрения "хохма" нет места несовершенству, и всякое несовершенство следует искоренять...
Однако рабби Нахман кажется считает иначе. Для рабби Нахмана мир изначально нелогичен и антилогичен.
Ошибки и падения это часть нашей биографии
Я привел два примера: Аарон и Давид.
Если бы Аарон жил в эпоху фейсбука - его бы несомненно четвертовали за то, что он сделал золотого тельца! А уж о Давиде вообще нечего говорить! Посадили бы на много лет в тюрьму с запретом занимать государственные должности...
И тем не менее, Тора говорит иначе. Они наказаны. И Аарон и Давид. Но - жизнь продолжается. Аарон продолжает коэнствовать. А Давид царствовать.
Шагар отмечает, что такое отношение ко злу, как к части бесконечности Эйн Соф - может быть чрезвычайно опасным. И тем не менее - он говорит о том, что исповедь перед мудрецом поднимает в Эйн Соф