Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

03

Сегодня читали «Ликутей Алахот» на Пурим. Евреи, которые пришли на пир Ахашвероша — и наши современники, которые кушают с руки Путина вот уже 20 с лишним лет. В результате — они впадают в сон. Забывают все семьдесят лиц Торы…. Тора, в которой есть суд. Много суда. И.. мало «лица» — мало милости. Или вообще нет милости. Чтобы пробудить милость — нужен Мордехай. Аспект «атик», в котором нет суда. Аспект рабби Нахмана, аспект «древних сказок»
Странно это. Весь мир объединился против Путина. И единственный, кто пробивает «блокаду» нелегитимности Пуйло это «премьер» Бенет. Вы скажете: «у Израиля есть интересы в России». А у остальных их нет? Санкции наносят ущерб только одной России? А самим участникам санкций они ничего не стоят? И тем не менее, почему-то весь цивилизованный мир объединился, чтобы сказать: это нелегитимно! Это «некошерно»! И только Бенет, легитимность которого, пока что, мягко выражаясь, под вопросом — общается с Пу?
А может, «Израиль» это (по крайней мере, в духовном аспекте) это своего рода «лизинг»? Сегодня ты получил его в «лизинг». Это не означает автоматически, что ты получишь его завтра! Недаром мы говорим каждое утро «что не сделал меня гой». И пшат — что душа может поменяться, как известно. Лег спать еврей. А проснулся — гой… Обратное тоже возможно… * Если на то пошло, то, может быть, первые христиане действительно были «новым Израилем». Пока они были преследуемым меньшинством. Только потом, когда они начали, размахивая этим флагом и прибегая к насилию, крестить всех подряд — они потеряли этот «лизинг»?
Вдогонку вчерашнему вечернему уроку. Вопрос одного из участников: насколько возможно исправление личности? Нужно понять что такое личность. Одно из определений личности — это «способность ощущать эмпатию». Я слышал это определение от одного из ближайших учеников рава Гинзбурга. Личность это эмпатия. Рахамим. Способность ощущать рахамим= называется цельной личностью Дальше, я думаю, это «шкала». Есть люди, у которых эта способность сохранилась на все 100%. Дети например. Способность сопереживания детей исключительна. Можно взять это за эталон. Дальше -все травмы которые человек переживает — понижают его способность сопереживания.
А что если сказать что идея «высшего единства» предназначена избавить человека от страха («безопасности»), как основной проблемы? Шма Исраэль как готовность отдать жизнь за веру — та же идея. Только после этого, после снятия этого тотального страха (мы недавно говорили что язычество это прежде всего страх) — приходит «нижнее единство», свобода человека действовать в мире, свобода выбора вообще
Нам помогли в этом месяце: Павел Канат Лаура Татьяна Лена и Борис Ольга и Генрих Всего 1900 шек. Спасибо всем, кто помог! Как правило, нам на месяц нужно порядка 8000 шек, так что это примерно четверть того, что требуется С наступающим праздником Пурим, Дай Бог чтобы в этот Пурим исполнилось «эти дни вспоминаются и делаются», И «Мордехай» нашего поколения одержал победу над Аманом поколения, в каждом народе и в каждой стране и в каждой семье! Просим всех, кто регулярно нам помогает, не оставлять наш проект!
И еще. Баал Шем Тов говорит, что его «махшавот зарот» («дурные мысли» — нужно еще понять что этоо за дурные мысли у Баал Шем Това) вредят больше, чем грехи простолюдинов. В Тании говорится нечто подобное, что все «соответственно времени, месту и человеку». Другими словами, одно и то же действие может быть засчитано как грех для одного, и как абсолютно кошерное действие для другого. Обратное тоже верно. Иногда грех это мицва. Такое тоже есть. Так как узнать? Ответ ужасно прост… Только ты сам знаешь!
Исправление придирчивости. Тшува связана с сущностью, поэтому «определение» тшувы это соединение противоречий. Со стороны «света» — цель — «Бог сотворил человека прямым». Но со стороны Сущности — цель это тшува
Наши финансы за первую половину месяца: Нам помогли в этом месяце: Павел Генрих Канат Леня Лаура Татьяна Борис Ольга Владислав Павел Авигдор Маша Юрий В сумме это 4200 шек. Сколько нужно? В среднем на месяц нужно 8000. Так что еще нужно 3800 В Пурим «каждый кто протягивает руку — дают ему». Из-за ситуации в России и в Украине, практически невозможно оттуда отправлять деньги, поэтому просьба к тем, кто находится не в России и не в Украине, поддержать наш проект современного иудаизма онлайн.
Хочу сердечно поблагодарить всех, кто откликнулся и помог мне и нашему проекту перед Пуримом, несмотря на особые условия в этом месяце. Да благословит вас Всевышний! Ну а тех кто еще не успел — Пурим это самое время давать цдаку и просить благословения! И «каждый кто протягивает руку — подают ему»! И да исполнится «и перевернулось оно», и да увидят наши глаза чудеса Пурима этого года, подобные чудесам 1953 года!
Вообще говоря в мегиле говорится «И поститесь, не ешьте и не пейте три дня. И я и мои девушки тоже будем поститься». Это Эстер говорит Мордехаю, как условие, на котором она готова идти к царю. В чем тонкость? Мудрецы объясняют, что это был Песах. То есть Эстер и Мордехай по сути отменяют Песах, и вместо него объявляют пост. Подумалось, может быть это актуально сейчас? В наших странах идет война а мы будем праздновать? Я не говорю про всех — я говорю про тех, кто родился в России и в Украине. Идет война, а мы будем праздновать?
А я продолжаю думать о «шинуй тодаа», «измененном сознании». В этом году у нас есть целая страна с «измененным сознанием», но слава Богу я не там. Но можно найти еще примеры. Если есть какой то рав, духовный пастырь, который раз за разом намекает что он «учитель поколения». Ты можешь в это верить, конечно.. Но это тоже «измененное сознание». И да, Любавич это измененное сознание. И Гинзбург это измененное сознание. И рабби Натан Гринберг тоже. Это опьяняет и затягивает. Штейнзальц — нет. Он не считает себя «ребе» всего мира.
Ноах выходит из ковчега, сажает виноградник, и… напивается. В связи с Пуримом возникает вечный вопрос: пить или не пить? Пить вообще это хорошо? Или пить вообще это плохо? В этот Пурим пришло в голову, что ключ здесь это слово «ваяхель» («И начал»). «И начал Ноах, человек земли» Можно понять «ваяхель» как «лехатхила». «Изначально». Возможно, в этом ошибка. Пить можно. И иногда нужно. Только это не «лехатхила». Это не «изначально». Это может быть «бедиавад». Или даже «шеат адхак» — безвыходное положение.
Рав Гинзбург как то сказал, что Пурим от слова poor. Последний Пурим крутилась в голове эта мысль. Ощущение «пуур», собственной нищеты и ничтожности, ощущение тупика, безвыходности — это хорошо или плохо? Мы родились и выросли в стране, где было принято гордиться своей нищетой. «Мы бедные но гордые». Собственно все «спецоперация» Путина она под заголовком «Мы бедные но гордые». И станем еще беднее и будем еще больше гордиться… «Парад гордости», так сказать… Так это хорошо или плохо? Наши мудрецы учат, что есть «трое которых Бог ненавидит. Старик-развратник. И нищий-гордец». Третьего не помню
А еще Пурим — это всеразрушающий беспощадный суд Амана-Путена В этом всеразрушающем суде нет места жалости. Шаг направо-шаг налево — 15 лет Возможно, этот беспощадный суд это также абсолютная серьезности. Нет места смеху и радости. Получается интересная картина: «преступное царство» это абсолютная серьезность и абсолютный цинизм и абсолютный суд. А святое царство (Давид) — это легкость, праща Давида (джевелины) против Голиафа (танков и БТРов), музыка и смех, оптимизм И да, удивительно, но они еще и шутят.
В субботу читал урок рава Гинзбурга из последнего «нифлаота». Потом весь день об этом думал… Кто такой Амалек? — спрашивает рав. И отвечает (не ручаюсь за точность, завтра будем еще раз читать этот урок). Амалек это Эйнштейн и Спиноза. Бог Эйнштейна и Спинозы это и есть Амалек… Можно по разному это объяснить. Можно сказать: Бог это «кто» или «что»? Если ответ «что», то это Амалек. Если ответ «кто» — это иудаизм. Амалек — это «ахор», спина. Закон. Бог Спинозы — это универсальный духовный закон. Бог Юнга кажется то же самое.
Есть очень известная фраза, что перед приходом Машиаха «лицо поколения как морда пса». Другими словами, это как бы «обезличенное» поколение. Поколение без лица. Праведник — это «лицо» поколения. Кстати, я думаю это относится отнюдь не только к иудеям. Мартин Лютер Кинг был, например лицом поколения для своего народа. А когда нет лица — народ превращается в собак. В постперестроечной России было несколько человек — считанные люди — которые были лицом поколения. Такие как Немцов. Или как Новодворская. Или как академик Сахаров.
Визуальная картинка по поводу утреннего урока (еще не выложил): человек 30 лет питался шкурками от апельсинов (может, еще от орехов…), кожурой от картошки, ну не знаю, чем еще… А мякоть выбрасывал… И вот, на 31 год выясняется, что кушать как раз следует то, что внутри, а не то, что снаружи… Это по поводу внутреннего и внешнего, закона и любви, Моше и Амалека…. А вообще кажется это связано с тем, что земля в свое время отказалась сделать вкус кожуры как вкус плода…
Все пишут какую отвратительную речь произнес Зеленский перед кнесетом. Отвратительную, спору нет. Но может быть это начало того самого диалога Яакова и Эйсава? Да, он начинается с претензий, с непонимания. Начиная с непонимания того, что Катастрофа в Израиле это табу. Об этом не говорят просто так. И не каждую трагедию можно приравнять к Катастрофе. И попытка представить Украинцев как благодетелей евреев во время войны — ну, как бы это сказать.. Но может быть, это начало какого то диалога? Какого то более глубокого процесса?
Вчера много говорили об аспекте «лица». В сегодняшнем иудаизме нет «лица». Нет какой то личности, способной подняться над разногласиями и противоречиями, объединить всех. Как это делал Ребе, например. Или как это делал рав Кук. А когда нет лица, то место лица занимает спина. Мордехай был «лицом» поколения. Он знал, что если он поклонится Аману — то все его поколение не только поклонится, но будет целовать и лизать и проч. И поэтому «Мордехай не поклонится и не падает ниц». * С этой точки зрения позиция российского Хабада, уже два десятилетия «лижущего» Путину филейные части, и служащего своего рода «легитимацией» его режиму — это в точности Мордехай со знаком минус. В точности Ребе со знаком минус тоже. Потому что Ребе тоже был «не поклонится и не падает ниц».
Читпю Пайпса. Очень спокойный и трезвый взгляд на современную Россию И кстати, многое о чем он пишет актуально для Израиля тоже. «Там на четверть бывший наш народ». И отношение к правам индивидуума, к закону очень напоминает российскую «вотчину»…
Читали Крохмаля с утра. Одни уходят в мистику (религиозный экстаз) Другие в суеверия (молитвы на могилах праведников). Третьи в скрупулезное буквоедство в заповедях. Преимущественно ритуальных. Действие равно противодействию. Три ответа: на первое отвечают отрицанием какой либо духовной природы. На второе — собственно кфира, отрицание Торы с Небес и тд. На третье — заповеди рассматриваются как философские идеи (реконструкция?)
Есть такой принцип — что все, что есть в мире, есть сначала внутри меня. Все что есть в мире, есть сначала в народе Израиля. Когда я наблюдаю, что происходит в России — могу ли я попробовать найти нечто аналогичное в себе? В народе Израиля? В иудаизме? Возможно, что это — попытка вернуться назад. В штетл. В «империю». Если это не работает — нужно просто взять кувалду посильнее, и ударить побольнее… Но ведь буквально то же мы видим в баал тшувном движении. Попытка вернуться в прошлое. Попытка напялить на себя штраймл и сюртук, и улыбаться и показывать как это замечательно!
Начали читать сегодня «Теология недостатка» Ишая Мевораха. Пока что: * Пост-секулярность и пост-катастрофа не могут свестисть просто к возвращению в «штетл». * Если это происходит (=фундаментализм, возвращение в штетл) это означает отрицание Катастрофы, и, по сути, разрыв связи со всем современным миром Дальше говорится: * Теология недостатка это единственная опция существования теологии в контексте ответственности и этической лояльности. «В наше время существует огромное предложение учений на рынках духовности. Разговоры о благе, пророчестве, избавлении, молитве, откровении, любви и Провидении наполняют «Пустое пространство» наших дней, и религия удостаивается второй молодости.