Вдогонку вчерашнему вечернему уроку. Вопрос одного из участников: насколько возможно исправление личности?
Нужно понять что такое личность.
Одно из определений личности - это "способность ощущать эмпатию". Я слышал это определение от одного из ближайших учеников рава Гинзбурга. Личность это эмпатия. Рахамим. Способность ощущать рахамим= называется цельной личностью
Дальше, я думаю, это "шкала". Есть люди, у которых эта способность сохранилась на все 100%. Дети например. Способность сопереживания детей исключительна. Можно взять это за эталон. Дальше -все травмы которые человек переживает - понижают его способность сопереживания.
на этой "шкале" 0 - это полный социопат. 100% -как мы сказали - или цадик или ребенок. Мы все - где то посередине. Кто больше, кто меньше
Это - в отношении исправления личности. В общем, рав Гинзбург говорит, что если эта первоначальная цельность личности утеряна - то это невосстановимо
Есть ступень "повреждения мозгов". Там, возможно, можно что-то где-то компенсировать, учесть какие то "баги" сознания
А в общем, в Тании говорится, что тшува это в сердце. И так же как в сердце есть бесконечное число ступеней, так и в тшуве. И если я сегодня не могу открыть свое сердце - это значит, что я еще не сделал тшуву на этой ступени
Грубая, может аналогия: человек, которому, не дай Б-г ампутировали руку или ногу. Можно поставить протез. Протез даст может 20-30-50 процентов функциональности. Можно ли сравнить его с "настоящей" рукой или ногой?
Возможно, что есть какие то настоящие праведники, превратившие тьму в свет, горечь в сладость, и грех в заслугу. Но это точно не мы...
Поэтому наша ступень - как пишет Алтер Ребе в Тании: "грех мой напротив меня постоянно
И объясняет Алтер Ребе: чтобы не возгордиться.
Как это понять? Я бы понял так, что баал тшува должен сознавать, что его душа повреждена. И должен помнить об этом постоянно. * Возможно ли восстановить эту первоначальную эмпатию (если она вообще когда-то была)? Хороший вопрос. Можно ли восстановить на 100%? Еще более хороший вопрос
Возможно, что очень многие религиозные тексты подразумевают субстанцию которая называется "нешама", "высшая" душа. А у баал тшува ее нет. Или почти нет. И соответственно, очень многие вещи он просто воспринимает неправильно