Начали читать сегодня "Теология недостатка" Ишая Мевораха. Пока что:
- Пост-секулярность и пост-катастрофа не могут свестисть просто к возвращению в "штетл".
- Если это происходит (=фундаментализм, возвращение в штетл) это означает отрицание Катастрофы, и, по сути, разрыв связи со всем современным миром Дальше говорится:
- Теология недостатка это единственная опция существования теологии в контексте ответственности и этической лояльности.
"В наше время существует огромное предложение учений на рынках духовности. Разговоры о благе, пророчестве, избавлении, молитве, откровении, любви и Провидении наполняют "Пустое пространство" наших дней, и религия удостаивается второй молодости. Проблема в том, что это предложение следует рассматривать как часть религиозного проекта отрицания Катастрофы, не менее того. Не имеется в виду, что человек не способен, со стороны своих эмоций или чувств говорить об этом и молиться, надеяться и верить – безусловно, он способен. Однако есть голос, взывающий и предупреждающий, что вера в молитву, в избавление, в Бога может существовать только если отвести взгляд от пылающих печей Европы, только посредством подавления травмы издевательства, или лучше сказать насилия, которые пережили человечество и человечность, и только тогда можно говорть о надежде и будущем. Это потому, что есть травматический долг травме, долг, который невозможно вернуть, и только забывание его может привести к очищению и отрыву от долга и ответственности перед ней, и нет большей несправедливости чем эта" (там, стр. 28-29)
Другими словами, забыть Шоа означает перестать быть человеком. Но для того, чтобы стать "религиозным" ты должен отвести взгляд от печей Освенцима. Как разрешить этот плонтер?