Dmitry Radyshevsky согласен на мильон процентов! *
Иудаизм нынешней эпохи, эпохи Третьего Храма, не может жить по нетронутым галахическим законам, сформированным в эпоху галута, – так, как будто ни- чего не произошло и гетто просто переместилось из Европы в Эрец-Исраэль. На самом деле произошел гигантский, небывалый духовно-исторический перелом – произошло то, чего прежде никогда не бывало в истории еврейского наро- да: собирание изгнанников после 2000 лет рассеяния. Эта новая эпоха в жизни евреев требует нового иу- даизма, в котором, по призыву рава Кука, будет «об- новлено святое и освящено новое». Галаха должна от- ражать реальность, она должна развиваться, – так же, как развивается еврейская жизнь. Пожалуй, более всех других колен Израиля этого нового иудаизма жаждут «русские» евреи – четверть израильского народа, которая вернулась в Израиль, потеряв иудаизм, но не потеряв еврейскую душу, и, более того, – обогатив ее «золотом египтян». При выходе из Египта золотом были не ювелирные украшения (внешние события Исхода – всегда символ событий духовных), но искры мудрости и знания, ко- торые евреи почерпнули из египетской культуры. В пустыне, чтобы этот языческий багаж не превратился в идола, евреи переплавили египетское золото и сде- 54 лали из него Ковчег Завета – трансформировали золо- то (лучшее и вечное) египетской мудрости в Истину единобожия. Так и сейчас – миллион евреев вышел из России с золотом всемирно признанной русской культуры. Это золото нельзя выбросить, но и нельзя сделать из него идолище. Его надо переплавить, чтобы оно укрепило, украсило и освятило Ковчег нового иудаизма. Что же именно в русской культуре является, в данном кон- тексте, «золотом», что именно дает русскоязычному еврейству Израиля потенциал коллективного проро- чества – провозвестника будущего, двигателя нового интегрального сознания?