Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

02

Из комментов. (собственно это то же что в предыдущем посте, но понятнее) Я о том, что этот мир имеет ценность. И человек имеет ценность. И высшие праведники — это те, кто ощущают ценность мира, и ценность каждого человека. И чем выше праведник — тем сильнее он чувствует ценность, «бриллиантовость» каждого человека и каждого творения. А для грешников — все по барабану. Их собственная жизнь лишена смысла и ценности. И им ничего не стоит лишить жизни и ценности другого человека. В этом смысле борьба добра и зла в моей душе — это борьба между признанием ценности другого существа. И его обесцениванием.
По следам сегодняшнего онлайна. Совершенно не тривиальная идея, что ощущение собственной никчемности и бессмысленности собственного существоания это не какой то «дух святости» а наоборот. Святость придает смысл всему. Психологически ощущение собственной бессмысленности и никчемности — означает что «макиф», контакт с бессознатеьным в моей душе нарушен. В этом смысле человек стоит столько во сколько он себя ценит. Ценность — это макифим. Когда нет макифим это бедность, это нищета. Баал Шем Тов вернул ощущение ценности каждому отдельному еврею.
Мошиах называется прокаженным и находится среди других прокаженных. Проказа это сокрытие света хохма в хасидут. Чем тогда мошиах отличается от других? Может быть, тем, что он ощущает эту боль сокрытия больше других? Тем что он ищет, как раскрыть этот свет больше чем другие? Свет хохма — это то же что и макифим. Это то же что и бессознательное у Юнга
В последнюю субботу у меня «рулил» Карл Юнг. С его идеей того, что религия — это в сущности контакт с «коллективным бессознательным». В вольном переводе коллективное бессознательное это как раз то, или что то очень близкое к тому, что в иудаизме называется Клаль Исраэль. Общность душ, или общность нации, или народ, или не знаю как назвать. Так или иначе — Юнг по сути утверждает, что без коннекта с этой общностью — не важно как она называется или рисуется — нет никакого доступа к духовности. То есть духовность и есть по сути общность душ.
Среди всех тринадцати мер толкования Торы, самая первая и самая главная — называется «каль вехомер». «Легкое и тяжелое». Наверное, это также «по жизни» самая главная мера. Фараон — «тяжелый». «Тяжело сердце фараона». Еврейский народ — наверное, он по природе «легкий». Вавилон, родина семитов — там строят башню. «Легкие» люди, строители башни. Египет — родина пирамид. Также Эрец Исраэль — «от дождя небесного будет пить воду». Египет — «будешь поить своими ногами». Какой вывод? Вывод — что требуется зивуг. Сочетание.
«Человек стал как один из нас». «Нехорошо человеку быть одному». Человек не может быть «один». Не может быть толькл в однлм направлении, вверх или вниз. Только Б-г «один», соединяет рацо и шов. Человек не способен соединить. То же «древо познания (т.е. единения) добра и зла. Человек не спосоьен постичь (соединить) добро и зло. Только Он один. За это человек изгнан из ган эйден. За попытку соединить несоединимое.
В продолжение вчерашнего поста. В сущности, речь идет о равновесии как о основе основ. Можно ли говорить об «оптимальном» размере скажем, левой ноги или правой ноги? Очевидно, нет. Речь идет только о том, что у данного человека должны быть ноги примерно одного размера. Почему ноги? Потому что это нецах и год. Правая нога нецах, левая — год. Должны быть одного размера. Если ноги разного размера, если нет одной ноги — человек инвалид. Может ли идти речь о руках — «оптимальные» руки — есть такое дело или нет? Очевидно, нет «правильных» рук вообще. Есть только что обе руки должны соответствовать друг другу. Правая — дающая. И левая — берущая.
Спасибо «старшему брату». Иногда хочется сказать спасибо «старшему брату», который сохраняет все данные которые он может только сохранить. Пару дней назад у меня накрылся телефон. Упал и разбился вдребезг. Чинить бессмысленно, пошел купил новый. Приятная неожиданность гугл тебе говорит а хочешь мы зальем все твои данные со старого телефона на новый? Если телефон под рукой хорошо. А если нет у нас все на облаке сохранено. Вот жду сейчас пока все загрузится. Если даже востап восстановится по моему израильскому номеру я скажу спасибо гуглу за наше счастливое детство…
У меня есть идея — пока я в НЙ — сделать ежедневный урок для москвичей в 9 вечера по Москве, это час дня в Нью Йорке * Для алма атинцев по хорошему нужен отдельный урок. Давайте договариваться в какой день и час. Можно писать здесь в комментах или в группе — темы, время и т.д. В общем, я хотел бы выйти на ежедневные уроки, как это было в январе в Алма Ате. Я могу пару раз в неделю сделать урок в 10 утра по Нью Йорку — 9 вечера в Алма Ате — если будут желающие Пишите
Заметки на полях сегодняшнего онлайна. Был очень простой даже банальный онлайн. 22 швата, уход рабанит, урок рава на эту тему. Йом йом посвященный соотношению разума и сердца. Кажется все банально и понятно. Я накануне даже перевел этот урок (еще не выложил — скоро). Однако в процессе обсуждения всплыли какие то нетривиальности. А в конце их стало вообще много. .. Первая нетривиальность была противопоставления мира разума как мира «меюшав» (спокойного и упорядоченного) миру эмоций как миру «мевоаль» (беспокойному, и беспоряродченному).
(продолжение) Возможно, уместна такая, несколько шокирующая, возможно, аналогия. Зеер анпину («ребенку») запрещено заходить в «хедер ихуд» его родителей («Аба веима»). Тем более запрещено смотреть на йихуд (соитие) его родителей. Это, кажется, в точности идея мидраша про букву бет, с которой начинается Тора. Бет — это не смотри наверх, не смотри назад, и не смотри вниз. Смотреть вверх — это как раз зеер анпин который смотрит на йихуд своих «родителей». Но, как мы уже сказали, наша «тшува» — это как раз прежде всего стремление «постичь» Б-га. То есть, «посмотреть» на йихуд Аба и Има…
В продолжение нашей темы разума и эмоций. И аналогии мужчины и женщины. Легко понять что есть разум оплодотворяющий. И есть разум насилующий. У рава есть выражение «сихло у дэонсо», букв. «разум его изнасиловал». Т.е. человеку убедительно доказали что так правильно. Возможно, действительнт так правильно. Толкьо он так (почему то) еще не чувствует. Такой разум не оплодотворяет, только насилует. Например. Мы сегодня (больше вчера) говорили о значении благодарности, как основы испрваления личности. Разум уже понял. И начинает «насиловать»: «волшебное слово», «А где волшебное слово»….
Еще момент. Эмоции оегко «подсаживаются» на привычный алгоритм. Разум способен искать нестандартные решения. Это то что рав всегда говорит что мохин это итхадшут. Обновление приходит от баалей мохин, от людей разума. Люди эмоций не склонны ничего менять * Поэтому жена назвается «дом». А «боящиеся Б-га нет у них дома». Трепет,йира — похоже на реия, видение, разум * Так или иначе разум изначально подобен капле семени (хохма). И нет терпения ждать пока из этой капли разовьется целый организм (бина). Это в точности опускание ради подьема о котором много говлрится в последнее время
На самом деле цдака это прекрасная аналогия на аводат аШем. Что такое квотер? Почти ничего. Бесконечно малая. Но «квотер и еще квотер соьирабтся в большую сумму». Еще. Каждая мицва — это своего рода «квотер» в «парнасу» Вс-вышнего. Мы можем сказать что мы готовы дать больше. Но нам говлрят «тот кто хочет добавить пусть не добавляет». Нужны квотеры. Нужны бесконечно малые. Именно они исправляют что то в душе. «Все по множеству дел» говлрит Рамбам. Возвращаясь к «волшебному слову». Да это «азораим» это внешнее служение. Но именно это внешнее исправляет внутреннее. И поэтому важны именно малые ежедневные дела. Слова молитвы. Каждая буква квотер. Кажое сдлво квотер. Слова благословений. «Мелочные» законы кашрута, семейной чистоты и тд. Именно там раскрываются «квантовые» эффекты.
כמו שיש אנשים שאין להם חוש בנגינה. כך יש אנשים שאין להם חוש באמירת תודה טרגש תודה בכלל. וכך יש גם אנשים שאין להם חוש בשפלות. הכל ענין של חוש.. * Есть люди у которых нет слуха. Или нет способностей к математике например. Подобно этому есть люли неспосотные сопереживать. Или не получающие удоволтствия от произнесения слов благодарности. Или от «шифлут». Я к ому что шифлут это тоже «хуш», врожденная спосоьность. У кого это есть он «слышит» это. А у кого нет не понимает о чем речь.. Есть йом йом «тот кто груб и низок не ощущает собственной грубости и низости». Подобно этому тот кто глуп не ощущает как он глуп. Подобно этому у кого нет шифлут не понимает о чем речь…
Я придумал как перевести слово мевоаль. Воспаленное воображение Душа испачкана, заражена, больна и воспалена Мозг способен ее излечить * Сердце это огонь. Святость это огонь Но есть жар души и есть горячечный бред…
Человек может копаться в себе 30 лет и даже не заметить глубины зла своей души. Особенно если он нормально функционирует во внешнем мире так у него нет особого стимула разбираться. Когда есть внешние проблемы это стимулирует разбираться с внутренними. Глубина души это сочувствие и благодарность. Челоыек может нормально функционировать, но его сердце мертво; в нем ни благодарности ни сочувствия. Это и есть ситуация «авода»: как вернуть свое серлце к жизни. Алтер Ребе в Тании дает совет: » дерево которое ее горит разбивают его на щепки и горит. Тело в котором не поднимается огонь души — разбивают его и горит».
Урок рава Ицхака Гинзбурга на «ворте» (помолвке), комментирующий стих «Счастливы те, кого Ты избрал и приблизил». Это стих, с которого начинается процедура обрезания, стих этот упоминается в Зоаре в связи с обрезанием, и рав приводит замечательный мидраш на этот стих, и комментирует этот стих, объясняя, что он означает в «авода» — духовном служении Вс-вышнему и исправлению душевных качеств. В конце этого замечательного отрывка не менее замечательная история про рабби Яакова Исраэля из Черкасс, и про то. что такое «настоящий битуль» Алтер Ребе в канун Йом Кипура.
В сегодняшнем пистме Итиэля приводится ответ рава Ицхака Гинзбурга насчет предстоящих выборов: «Тора говорит уйди от зла и твори добро. ‘Уйди от зла’ означает сначала выбирать по принципу наименьшего зла. И только потом искать совершенное добро». Хотя это ответ на вопрос за кого голосовать (в этом году рав однозначно за правый блок и против партий которые могут не пройти электоральный барьер), кажется этот принцип применим не только к выборам в Израиле..