В последнюю субботу у меня "рулил" Карл Юнг. С его идеей того, что религия - это в сущности контакт с "коллективным бессознательным". В вольном переводе коллективное бессознательное это как раз то, или что то очень близкое к тому, что в иудаизме называется Клаль Исраэль. Общность душ, или общность нации, или народ, или не знаю как назвать. Так или иначе - Юнг по сути утверждает, что без коннекта с этой общностью - не важно как она называется или рисуется - нет никакого доступа к духовности. То есть духовность и есть по сути общность душ. * Отсюда я выучил несколько следствий.
Первое и главное - что если я не чувствую контакта с коллективом, не способен слиться к коллективном - это автоматически означает, что у меня нет вообще никакого выхода в духовность. Вся моя духовность - личная - это в известном смысле клипа.
Второе и тоже главное - что на севен севенти нужно ехать чтобы там толкаться. Молиться и учиться можно и в другом месте. А вот толкаться и тусоваться нужно именно там. Потому что все высокие понятия как "клаль Исраэль" начинаются с банальной тусовки и совместного время провождения. А индивидуальные поиски Б-га приводят человека в клипу, увы.
Как результат я практически на чистом кабалат оль провел весь шабат на севен севенти. Я всегда гооврю, что все абстракции должны быть доведены до уровня реализации. Так и эта абстрактная идея общности душ и тд. она реализуется в много часовой молитве и еще более много часовом фарбренгене и толкании на севен севенти. И это и есть настоящая духовность...
Кстати, об Амалеке. Амалек нападал на тех, кого выплевывало облако как известно. А что такое облако если не "коллективное бессознательное" Юнга? Или "Клаль Исраэль" рабби Нахмана?
Каким то образом эта идея клаль исраэль связалась у меня с "йеш амити" (долго обьяснять что это значит, может быть в ближайший онлайн).
И да, это проблема "русских". Их приход в религию, зачастую отрезает их от "клаль", и они даже не замечают этого. А у религиозных с дестства эта связь с "клаль" - не общенациональным но семейным и общинным - очень сильна. И именно эта связь с клаль и гарантирует выход в духовность. * И кстати пару слов про христианство. Мы все кричим клипа, а что там собственно клипозного? Все призывы к справедливости взяты из пророков? И где же клипа? Я подумал, что клипа как раз в том, что "тот человек" взял религию, основанную на идее клаль и связи с клаль - иудаизм. И поскольку он был "мамзер" т.е. "отрезанный" от клаль - то он придумал религию сугубо индивидуальную. И это и есть в известном смысле тахлит а-клипа, самая большая клипозность.
И тогда прав Маниту, естественно, когда он говорит, что ашкеназский иудаизм (индивидуальные заповеди которые становятся выше связи с общностью) это "христианство без йешу"
Лехаим и шавуа тов!