Заметки на полях сегодняшнего онлайна. Был очень простой даже банальный онлайн. 22 швата, уход рабанит, урок рава на эту тему. Йом йом посвященный соотношению разума и сердца. Кажется все банально и понятно. Я накануне даже перевел этот урок (еще не выложил - скоро).
Однако в процессе обсуждения всплыли какие то нетривиальности. А в конце их стало вообще много. ..
Первая нетривиальность была противопоставления мира разума как мира "меюшав" (спокойного и упорядоченного) миру эмоций как миру "мевоаль" (беспокойному, и беспоряродченному).
Совершенно не очевидно что именно в этом состоит суть различия разума и эмоций.
То есть, если мои планы меняются каждый день и несколько раз на день - то это просто значит что я целиком (или большей частью) нахожусь в мире эмоций. Интересное кино. Вроде бы я с утра себе убедительно доказал что надо ехать обратно в Эрец. А днем я не менее убедительно решил что лучше оставаться еще в США. А вечером я решу что надо ехать в Алма Ату...
Приходит рав и открывает мне Америку... Что это не разум во мне говорит вообще, а эмоции. Потому что разум вообще говоря меюшав. Спокойный, не меняющий планов несколько раз на день...
Дальше стало вообще интересно. Разум и эмоции с одной стороны, и грех Адама с другой. Есть ли связь? И какая? А что если весь грех адама это нарушение соотношения между разумом и эмоциями, иесли так то шесть тысяч лет даны именно на это, на восстановления равновесия между этими мирами?
И если так - то так ли тривиальна фраза "установить баланс между разумом и эмоциями"?
Еще момент. Если разум "меюшав" - спокоен, а эмоции - "митпаель" - беспокойный, волнующийся мир. То что хочет от нас религия и чего хочет от нас хасидут?
Разве "волноваться о своих грехах" не есть высокое достоинство истинных праведников? И "не открывают тайны Торы но лишь тем, чье сердце беспокойно внутри него (за его грехи)?
А тут приходит рав, в общем, приходит Ребе, и говорит, во первых нужно быть бен адам меюшав. Не нужно психовать пол любому поводу. А как насчет "беспокойства о грехах"?
Еще. Провидение. Разве не следует во всем в каждой детали видеть руку провидения? Разве не это путь Баал Шем Това?
Но ведь это в очевидном противоречии с идеей быть спокойным?!
В конце урока мы пришли к тому, что грех Адама был что он впустил разум в область эмоций раньше времени. Он был еще эмоционально незрел, и ему рано было развивать разум. Подобно эмоционально незрелому ребенку, которого родители пичкают интеллектуальным развитием. Или противодействие Ребе раннему изучению светских (формальныъ, логических) дисциплин.
Если разум это вода, а сердце - огонь. Вода должна охладить "мотор", но не погасить его. А сердце должно согреть разум. Не сжечь его.
Говорится что Тора начинается с буквы бет, сказать тебе, что запрещено смотреть наверх. Что есть "наверху" - есть аба и има. Есть высшие сфирот разума. Тебе сказано "не смотри". Твои эмоции еще незрелы, ты не способен понять логики творца, творящего зло и страдания.
С точки зрения разума нет понятия греха или преступления. Все относительно, все можно обьяснить. Даже насилие насильника. Даже убийство убийцы.
В мире эмоций все абсолютно. В мире эмоций есть добро и зло. В мире разума - толкьо истина и ложь.
Логика которая говорит что убийцы тоже люди - этологика разума, не логика сердца. Это проблема последних двухсот лет развития человечества, это проблема левых интеллектуалов, которые руководствуются абстраткными понятиями "истины" и "лжи" а не добра и зла.
Отсюда следует что баланс разума и эмоций отнюдь не так прост и самоочевиден, как это могло бы показатсяь.
Кстати, отсюда ясно, что религия в основном это аспект эмоций.
И тем не менее, хасидут приходит принести сехель, "три первых" в формулу только эмоциональной реакции.
Продолжение, надеюсь в ближ. воскресенье. Пока планируем каждый будний день в 13 по Нью Йорку, 21 по Москве.
Видео выложу бли недер по поозже