Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

(продолжение)

(продолжение) Возможно, уместна такая, несколько шокирующая, возможно, аналогия. Зеер анпину («ребенку») запрещено заходить в «хедер ихуд» его родителей («Аба веима»). Тем более запрещено смотреть на йихуд (соитие) его родителей. Это, кажется, в точности идея мидраша про букву бет, с которой начинается Тора. Бет — это не смотри наверх, не смотри назад, и не смотри вниз. Смотреть вверх — это как раз зеер анпин который смотрит на йихуд своих «родителей». Но, как мы уже сказали, наша «тшува» — это как раз прежде всего стремление «постичь» Б-га. То есть, «посмотреть» на йихуд Аба и Има… * Еще момент. Рав обычно обьяснял грех дерева познания как грех самосознания. В последних уроках это обьясняется именно как смотреть на нищего и говорить «это Б-г так захотел». Это кажется более ощутимой и понятной формулировкой греха познания. * Еще аналогия из области родителей и детей. Если есть два брата. И одного из них родители наказывают. Второй брат должен сказать наказанному: ты виноват, отец тебя наказал? Или же второй брат скорее должен сопереживать наказанному. Это в точности вопрос что мы должны ощущать когда мы встречаемся со страданием другого человека. * Сказать это еще жестче, тшува может элементарно превратиться в «гилуй арайот», т.е., постижение тайн Торы неочишенным сердцем — это своего рода интеллектуальный разврат. А как правильно? Правильно «алиба дэнафшей». Правильно — думать о себе, о том, как испавить свою душу, и ради этого постигать тайны Торы. * Но кстати, на самом деле, если честно, то «спущенные штаны» это даже не вспышки гнева и ненависти. И даже не «пыль лешон а-ра». А элементарная (почему, собственно элементарная? Так ли она элементарна?) неблагодарность. Хазаль кстати это прекрасно осознают. За что был наказан Адам? За «женщина которую ты мне дал», за неблагодарность. Честно? Я никогда этого не понимал. Ну неблагодарность, ну и что… За это надо выгнать из Ган Эйден? А вот начало доходить.Что вот как раз поэтому и не понимал. Вот я собираю деньги. Кто то дает доллар. Кто то дает больше. Я *реально* благодарен? Я *реально* хочу их благодарить? Или это просто «ресурс» который я сумел привлечь? А может поэтому мне так трудно писать людям благодарственные письма что я не ощущаю никакой благодарности, скорее наоборот, чувствую своего рода превосходоство? А был ли я когда то по настоящему благодарен своим родителям? А знал ли я когда то что означает благодарность учителям? Может быть поэтому, когда я слышу о благодарности, о «модэ ани» о «году легашем» у меня это как то блокируется? Может быть поэтолму я отказываюсь понимать слова Хазаль о неблагодарности Адама, ибо именно в этом месте находится основной «пгам»?