(продолжение) Возможно, уместна такая, несколько шокирующая, возможно, аналогия. Зеер анпину ("ребенку") запрещено заходить в "хедер ихуд" его родителей ("Аба веима"). Тем более запрещено смотреть на йихуд (соитие) его родителей. Это, кажется, в точности идея мидраша про букву бет, с которой начинается Тора. Бет - это не смотри наверх, не смотри назад, и не смотри вниз. Смотреть вверх - это как раз зеер анпин который смотрит на йихуд своих "родителей". Но, как мы уже сказали, наша "тшува" - это как раз прежде всего стремление "постичь" Б-га. То есть, "посмотреть" на йихуд Аба и Има... * Еще момент. Рав обычно обьяснял грех дерева познания как грех самосознания. В последних уроках это обьясняется именно как смотреть на нищего и говорить "это Б-г так захотел". Это кажется более ощутимой и понятной формулировкой греха познания. * Еще аналогия из области родителей и детей. Если есть два брата. И одного из них родители наказывают. Второй брат должен сказать наказанному: ты виноват, отец тебя наказал? Или же второй брат скорее должен сопереживать наказанному. Это в точности вопрос что мы должны ощущать когда мы встречаемся со страданием другого человека. * Сказать это еще жестче, тшува может элементарно превратиться в "гилуй арайот", т.е., постижение тайн Торы неочишенным сердцем - это своего рода интеллектуальный разврат. А как правильно? Правильно "алиба дэнафшей". Правильно - думать о себе, о том, как испавить свою душу, и ради этого постигать тайны Торы. * Но кстати, на самом деле, если честно, то "спущенные штаны" это даже не вспышки гнева и ненависти. И даже не "пыль лешон а-ра". А элементарная (почему, собственно элементарная? Так ли она элементарна?) неблагодарность. Хазаль кстати это прекрасно осознают. За что был наказан Адам? За "женщина которую ты мне дал", за неблагодарность. Честно? Я никогда этого не понимал. Ну неблагодарность, ну и что... За это надо выгнать из Ган Эйден? А вот начало доходить.Что вот как раз поэтому и не понимал. Вот я собираю деньги. Кто то дает доллар. Кто то дает больше. Я реально благодарен? Я реально хочу их благодарить? Или это просто "ресурс" который я сумел привлечь? А может поэтому мне так трудно писать людям благодарственные письма что я не ощущаю никакой благодарности, скорее наоборот, чувствую своего рода превосходоство? А был ли я когда то по настоящему благодарен своим родителям? А знал ли я когда то что означает благодарность учителям? Может быть поэтому, когда я слышу о благодарности, о "модэ ани" о "году легашем" у меня это как то блокируется? Может быть поэтолму я отказываюсь понимать слова Хазаль о неблагодарности Адама, ибо именно в этом месте находится основной "пгам"?