03

Перевожу урок рава по маамару Алтер Ребе на Шовевим. Тема там - геула, и почему основным знаком избавления были слова "пакод пакадти" (я вспомнил о вас"). Алтер Ребе обьясняет, что это геула, которая приходит не как награда за заслуги, а как следствие беспричинной любви Вс-вышнего к Израилю. "Спрашивают у Вс-вышнего - за что ты любишь Израиль? - Вс-вышний отвечает: я не знаю сам..." Какое служение пробуждает такую беспричинную любовь? Алтер Ребе называет это гаагуа и реута дэлиба. Сердце и разум погружены в "таавот", в погоню за наслаждениями. Но есть что-то, что выше чем сердце и разум, есть какая то "наклонность сердца", какая то "тоска" по Высшему. И эта "тоска" пробуждает любовь Вс-вышнего и приводит избавление из Мицраим.
Йеошуа Дашиф зихроно ливраха любил говорить: Тора дана здоровым людям! Баал тшува - как правило, не здоровый человек, прежде всего духовно. Если он берет на себя все что положено здоровым без разбору - его дуща просто погибает. Что, увы, часто прихолится наблюдать. Из множества баал тшув, с которыми приходится встречаться, наилучшее впечатление производят те, кто сумели нвйти какой то баланс между светскостью и религиозностью, а не слишись с общехарейдимным фоном. Возможно, они *выглядят* менее религиозными. Но они при этом дущевно и физмчески здоровы. При этом они маленькое меньшинство на фоне большинства тех баал тшув которые приняли на себя все без разбора и тянут этот непосильный воз, и при этом они сами несчастны и также или еще более несчастны их семьи
"Заменить все исторические процессы их изучением" - а р. Йоэл Кан на эту должность не подойдет? Мое скромное впечатление от немногого прочитанного из Гершон Шолема что действителтно жил этим а не просто изучал. А вот превратить хвсидут а сехел эноши это товарисч Йоэл Кан, как мы знаем.. Хотя собственно, причем здесь тогда Мошиах...
Мне очень интересен стык светского и религиозного миров, мне представляется, что религиозный мир самостоятельно не способен ничего "родить", но и светский не способен самостоятельно "забеременеть". Вся эмансипация начиная с французской революции была "беременна" религиозными концепциями, и только поэтому она родила что то путное. Но потом они снова "развелись". Не случайно религиозный мир (очевидно, мужское, оплодотворяющее начало, как вообще Израиль и народы мира) ушел в "пгам-а-брит".. А светский мир занят изобретением эрзаца религиозному "фаллосу"... Однако резиновые фаллосы, по видимому, не так хороши, как настоящие... Поэтому мир возвращается обратно к религии.
"Пароль" избавления из Египетского рабства это "пакод пакадти". "Пкида" означает "вспомнить". Вс-вышний говорит еврейскому народу "Я вспомнил о Вас и о том, что делается вам". Но "пкида" имеет также еще один смысл. Пкида означает соитие. Мужчина "покед" свою жену. Это смысл слова "пкида". Возможно, здесь можно увидеть некоторый общий концепт соотношения мира и его Творца. Мир - это женское начало. Б-г - Творец - мужское начало. Мир, как "жаждущая земля", как земля, жаждущая дождя, жаждущая "маин дхурин", как обьясняется, что это "хасадим". Мир ждет от Б-га милости. Мир светский ждет от мира религиозного милости, вод милосердия.

Запись опубликована в рубрике: .