Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

03

Перевожу урок рава по маамару Алтер Ребе на Шовевим. Тема там — геула, и почему основным знаком избавления были слова «пакод пакадти» (я вспомнил о вас»). Алтер Ребе обьясняет, что это геула, которая приходит не как награда за заслуги, а как следствие беспричинной любви Вс-вышнего к Израилю. «Спрашивают у Вс-вышнего — за что ты любишь Израиль? — Вс-вышний отвечает: я не знаю сам…» Какое служение пробуждает такую беспричинную любовь? Алтер Ребе называет это гаагуа и реута дэлиба. Сердце и разум погружены в «таавот», в погоню за наслаждениями. Но есть что-то, что выше чем сердце и разум, есть какая то «наклонность сердца», какая то «тоска» по Высшему. И эта «тоска» пробуждает любовь Вс-вышнего и приводит избавление из Мицраим.
Йеошуа Дашиф зихроно ливраха любил говорить: Тора дана здоровым людям! Баал тшува — как правило, не здоровый человек, прежде всего духовно. Если он берет на себя все что положено здоровым без разбору — его дуща просто погибает. Что, увы, часто прихолится наблюдать. Из множества баал тшув, с которыми приходится встречаться, наилучшее впечатление производят те, кто сумели нвйти какой то баланс между светскостью и религиозностью, а не слишись с общехарейдимным фоном. Возможно, они *выглядят* менее религиозными. Но они при этом дущевно и физмчески здоровы. При этом они маленькое меньшинство на фоне большинства тех баал тшув которые приняли на себя все без разбора и тянут этот непосильный воз, и при этом они сами несчастны и также или еще более несчастны их семьи
«Заменить все исторические процессы их изучением» — а р. Йоэл Кан на эту должность не подойдет? Мое скромное впечатление от немногого прочитанного из Гершон Шолема что действителтно жил этим а не просто изучал. А вот превратить хвсидут а сехел эноши это товарисч Йоэл Кан, как мы знаем.. Хотя собственно, причем здесь тогда Мошиах…
Мне очень интересен стык светского и религиозного миров, мне представляется, что религиозный мир самостоятельно не способен ничего «родить», но и светский не способен самостоятельно «забеременеть». Вся эмансипация начиная с французской революции была «беременна» религиозными концепциями, и только поэтому она родила что то путное. Но потом они снова «развелись». Не случайно религиозный мир (очевидно, мужское, оплодотворяющее начало, как вообще Израиль и народы мира) ушел в «пгам-а-брит».. А светский мир занят изобретением эрзаца религиозному «фаллосу»… Однако резиновые фаллосы, по видимому, не так хороши, как настоящие… Поэтому мир возвращается обратно к религии.
«Пароль» избавления из Египетского рабства это «пакод пакадти». «Пкида» означает «вспомнить». Вс-вышний говорит еврейскому народу «Я вспомнил о Вас и о том, что делается вам». Но «пкида» имеет также еще один смысл. Пкида означает соитие. Мужчина «покед» свою жену. Это смысл слова «пкида». Возможно, здесь можно увидеть некоторый общий концепт соотношения мира и его Творца. Мир — это женское начало. Б-г — Творец — мужское начало. Мир, как «жаждущая земля», как земля, жаждущая дождя, жаждущая «маин дхурин», как обьясняется, что это «хасадим». Мир ждет от Б-га милости. Мир светский ждет от мира религиозного милости, вод милосердия.