Перевожу урок рава по маамару Алтер Ребе на Шовевим. Тема там - геула, и почему основным знаком избавления были слова "пакод пакадти" (я вспомнил о вас"). Алтер Ребе обьясняет, что это геула, которая приходит не как награда за заслуги, а как следствие беспричинной любви Вс-вышнего к Израилю. "Спрашивают у Вс-вышнего - за что ты любишь Израиль? - Вс-вышний отвечает: я не знаю сам..." Какое служение пробуждает такую беспричинную любовь? Алтер Ребе называет это гаагуа и реута дэлиба. Сердце и разум погружены в "таавот", в погоню за наслаждениями. Но есть что-то, что выше чем сердце и разум, есть какая то "наклонность сердца", какая то "тоска" по Высшему. И эта "тоска" пробуждает любовь Вс-вышнего и приводит избавление из Мицраим.
Рав, кажется, впервые смог меня убедить, что геула, приходящая не в "заслугу за" - например в заслугу тшувы - это выше, чем геула "в заслугу за". Т.е., понятно, что мы должны сделать все что мы можем, чтобы приблизить к вере еще одного еврея и т.д. Но при этом наш главный знак это "пакод пакадти" - ощущение что избавление приходит не как "результат" моей работы, а в чистом виде итарута дилейла, пробуждение Свыше, безо всякой видимой причины.
Собственно, у Ребе очень много сихот на тему что уже сделали тишуву, и уже начистили пуговицы и т.д. - я никогда их не понимал. Как можно говорить что сделали тшуву, если не сделали тшуву?! Этот маамар дает ответ. Ты должен смотреть на себя, как будто у тебя нет никакой заслуги быть избавленным. Ибо эта "гаагуа" эта "наклонность сердца" - это вообще не твое, не за твои заслуги, это подарок Свыше в чистом виде...
Это урок рава на 24 тевет, йорцайт Алтер Ребе.