Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

08

Для чего идут к Ребе? Для чего «нужен» Ребе вообще? Праведник вообще? Во всех поколениях хасидов было совершенно ясно, для его идут к Ребе. Первая и главная причина — «тикун». Мы вчера говорили о том, что йехидут это, в сущности, взгляд. Взгляд Ребе — это и есть «тикун». Или, сказать точнее, «некудат-тикун», некая точка тикун (подобная «точке» тшувы, как обьясняет Ребе в комментариях на игерет а-тшува). Встреча с Ребе, взгляд Ребе — это то, что пробуждает в тебе «точку» твоей души, и это точка — это «зерно» будущего исправления.
Как мне узнать, или я «мекушар» по-настоящему, или я просто морочу голову? Ребе предлагает «тест». Если ты распространяешь источники — ты мекушар. Если ты способен пробудить другого еврея сделать тшуву — ты мекушар. Если нет — то наверное, где-то есть «афсакат хашмаль», где то нет контакта. Ребе говорит очень ясно — распространие источников возможно *только* посредством иткашрут. Если нет иткашрут — это не источники, это «сехель эноши». А сехель эноши — это иногда работает, иногда нет. И уже точно это не то, что заставит другого еврея сделать тшуву…
Р. Мендел требовал от бохрим смотреть на Ребе и учиться от его поведения. Таким образом они добавят к своей йират шамаим[2], и в их сердцах установится большее уважение к возвышенным Б-жэественным аспектам. По его словам, «мир говорит: спасибо тебе Элоким, что ты дал нам Ребе». Но хасидим говорят: «Спасибо тебе Ребе, за то, что ты открыл нам окно для постижение Элоким». Это окно основано на изучении Торы Ребе, но необходимо также видеть Ребе. В своей беседе 13 тишрей 5743 Ребе выразил сожаление о том, что хасиды смотрят во время молитвы на «плоть и кровь», вместо того, чтобы смотреть в сидур, и сосредотачиваться на смысле произносимых слов. Р. Мендел после этого сделал итваадут на всю ночь, и объяснял, что проблема начинается там, где смотрят на Ребе как на «плоть и кровь» (ясно, что он не отрицал простого смысла слов Ребе)
Как получилось так, что целое поколение «мекушар» к «портрету» и к «видео»? В течение всего времени сущестования хасидут, и хасидут Хабад в частности, никому и никогда не приходило в голову что «иткашрут» — это иткашрут к умершему праведнику. Каждому хасиду было совершенно ясно, что его дело — это иткашрут к цадику. Иткашрут с умершими — это дело Ребе, а не дело хасида. Хасиды не ездили молиться на оэль — это было дело Ребе. Так было всегда и всем совершенно ясно. Кто этот «гений», кто совершил 3 тамуза 5754 года эту «революцию», выхолостившую из Хабада все его содержание, превратив живое движение в «портрет»?!
Сколько поэзии в этих словах рава: «Если ты не простишь меня, у меня не будет трепета пред Тобой, ибо есть преграда, которая мешает трепету пред тобой достичь меня. Если ты желаешь, чтобы у меня был трепет пред Тобой – сначала прости мне. Прости меня, чтобы я мог страшиться тебя, ибо все время, пока есть преграда грехов, я настолько герметично закупорен, моя душа настолько заперта, что я не способен ощутить ни любви, ни страха.» (уроки по Сод аШем, стр. 26-27) И также раскается полным раскаянием, за все его грехи, ибо они препятствуют тому, что придет к нему истинный трепет, как сказано «ибо грехи ваши разделили…»
Почему Ребе все 42 года своего руководства постоянно говтрил о признаках Ребе и Наси а-дор? Он хотел «доказать» что его тесть -Ребе и праведник поколения? Или может, хотел научить нас, как распознать Ребе следующего поколения?
Читал по дороге урок рава про цламим. Есть целем и есть дмут. Целем — мужсаое начало. Дмут женское. Хабад больше целем. Слоним больше дмут. Подумал, что наверное в иткашрут тоже есть целем и дмут. Целем это ницоц. Искра души. Иткашрут йехида с йехида (это понятие иткашрут в Хабад). И есть иткашрут как «дмут». И тогда не важно праведник жив или нет
Суббота подготовки к гимел тамуз в Кфаре. Весь ракевет в Кфар уже полон бохрим которые едут на шабат в Кфар. Я очередной раз задаю себе этот вопрос, так как на самом деле? Седьмое? Восьмое? Всплыл ворт рава с фарбренгена на Пурим с Йехезкелем Софером. Меня в свое время возмутило то что там говорится. Потом.. Рав говорит, по сути что хай-мет-хадаш могут существовать одновременно. Т.е. одновременно Ребе жив (как говорят Мешихисты) и умер (как говорят «анти») и одновременно есть новый Ребе (как говорят ученики рава)