Для чего идут к Ребе? Для чего "нужен" Ребе вообще? Праведник вообще?
Во всех поколениях хасидов было совершенно ясно, для его идут к Ребе. Первая и главная причина - "тикун".
Мы вчера говорили о том, что йехидут это, в сущности, взгляд. Взгляд Ребе - это и есть "тикун". Или, сказать точнее, "некудат-тикун", некая точка тикун (подобная "точке" тшувы, как обьясняет Ребе в комментариях на игерет а-тшува). Встреча с Ребе, взгляд Ребе - это то, что пробуждает в тебе "точку" твоей души, и это точка - это "зерно" будущего исправления.
Мне вспоминаются две майсы на эту тему. Первая - про р. Реувена Дунина, он рассказывает, что первое, о чем он спросил у Ребе на йехидус, это был "тикун" (печаталось в свое время в col). Ответ Ребе тоже знаменателен, "стань сначала на дорогу Торы и заповедей, потом тикуним".
Что означает этот вопрос и что означает этот ответ? Вопрос означает, что томим, баал тшува, он понимает, зачем он вообще идет к Ребе. Ответ Ребе означает, что эта встреча, сам йехидус, само то, что тебе на сердце больно и ты ищешь тикун - это основа тикун.
И еще раз - никому и никогда не приходило в голову, что "тикун" - это может быть еще что-то кроме йехидус. См. вчерашнюю цитату из Ребе Раяца.
Вторая история - читал в каком то сборнике хабадских сипурим - как то Цемах Цедек пришел в одно местечко, и ему сказали, что есть несколько молодых людей, которые "стесняются" идти на йехидус по поводу "вопросов на которые жалуются молодые люди".
Цемах Цедек начал "выть, как зарезанный бык", и сказал: "Вопрос, от которого зависит вся их жизнь, все их будущее, как в материальности так и в духовности - они "стесняются"?!
После этого Цемах Цедек отказывался в течение нескольких дней принимать людей на йехидус.
Тахлис - йехидус это тикун. Поэтому те "добрые души" которые говорят, "Ребе нет и не ищи", а других праведников - тоже нет... (что противоречит всему, буквально всему иудаизму!) и соответственно "тикун" искать не нужно..
Я не знаю, какие слова я могу подобрать к этому.
Ребе - это тот, кто может сделать "тикун" твоей душе. Все остальное - как говорится, бонус.
Что я об этом вспомнил. Начал переводить самое начало уроков рава по Сод аШем. Почти "само собой" что значительная чаксть посвящена тикун а-брит.
Потому что праведник - это йесод, это брит. И его основная миссия - это тикун а-брит.
Чтобы найти в себе настоящую веру - нужно исправить брит. Вера прийдет сама. Она есть, она просто не способна войти в тело, где не исправлен пгам а-брит (открытым текстов в Тании гл. 17)