Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

07

Во всех поколениях «ученики рава такого-то говорили, что их рав — Мошиах». Ученики рава Гинзбурга — не исключение. Я тоже — не исключение. Мы пришли к пониманию, что это, возможно, не тема для главной магистрали сайта Хасидус.ру, однако это не означает, что эта тема вообще не обсуждаема. На мой взгляд, это не просто тема, а важнейшая тема, касающаяся самой сути того, что есть хасидизм вообще. Хасидизм вообще — это связь с праведником. Точка. Без Ребе — нет хасидизма. Поэтому те кто говорят, «Ребе жив, нет необходимости в новом Ребе» — они просто решили «сдать хасидут в утиль», превратить его просто в некоторую огранизацию, которая более менее успешно борется с ассимиляцией, устраивает летние лагеря для детей и бесплатные обеды для неимущих, но причем здесь, извините, религия? Религия — это вообще не об этом.
Вчера не удержался от небольшого «холиварчика» (в личке) с Ишайя Гиссер (Ishaya Gisser) и Alexander Kaller Хотя необходимость обьяснять очевидное для меня мучительна, а ощущение барьера, и полной невозможности обьяснить что-то мучительнее более всего — я не знаю, или это «йецер» такой или что, что я продолжаю мучить людей и мучить самого себя с обсуждением того, или Ребе жив, или есть новый Ребе. Мы, есс-но ничего друг другу не смогли доказать (на данной итерации) Но вот проснулся с утра с новым пониманием.
Из обсуждения: Агур Бидяк (Agurez Biedak): «почему это «табу» для обсуждения?» — да потому что люди пришли поиграть в хасидут и нет у них личного кешера им аБорэ и сама идея этого личного кешера их пугает и они нуждаются в «дмут» …само понятие «дмут» «парвенное» , но в нашем поколении сделали из этого идол и не могут с ним расстаться… Точнее не выразишься!
В Шулхан Арухе говорится, с этого начинается Шулхан Арух, что стоит человеку задуматься о величии Вс-вышнего — как немедленно падет на него страх и трепет и т.д. У меня нет ни малейших оснований подозревать автора ША во вранье. Если он пишет «немедленно» — то это означает то, что написано, что такая «немедленная» вера и немедленный трепет были доступны большинству в поколении автора ША. Вся идея хасидизма, что наступили такие времена, когда это не работает. Ты задумываешься, и задумываешься, и задумываешься.. И ни страха, ни трепета, ни любви.
Я вообще хочу спросить, хевре, кто то читал когда то Торат Менахем т.1? Вся «торат иткашрут» это два первых тома Торат Менахем. Если нет то т чем мы вообще спорим? Кто то вооьще потратил время и силы ч обы понять о чес речь, что такое иткашрут? Или все только на уровне лозунгов на фарьренгенах? ‏אברהם ביטקין‏ (‏‎Avraam Bitkin‎‏) Alexander Kaller Я не хвастаюсь но в свое время я очень серьезго «завис» на этих двух тлмах ТМ. Поэтому то что я пишу это мамаш не только эргейшим, а то что Реье обьясняет что означает иткащрут
Все что я слышал или читал о встречах людей с Ребе все глвлрят об одном. Взгляд. Взгляд глаза в глаза которые человек не способен забыьь десятки лет. И говорит об этом как будто это было вчера. Этот взгля, когда Ребе посмотрел на тебя — это и есть йехидус. Который пробуждает твою собственную йехида. И тогда третий пируш в йехидус, אסר אותה אכולא עלמא. Если Ребе посмотрел на тебя, и тебя как будто бы пронизало током, то ты уже махур. Ты уже на игле. Это назыается иткашрус. Йехида байехида. Все остальное комментарий.
У Ребе цадик гамур это тот кто ненавидит зло. У рава цадик гамур это тот кто любит раша гамур, поскольку они почти одно и то же (послебние шиурим). Как обьяснить? Я бы обьяснил что Ребе в оьщем это бет, мир брия. Мир пируд, разделения. Рав же это алеф, ацилут. Там раша и цалик почти одно и то же
Для меня всегда было очевидно, что то что я ищу — это вера. Реальная ощутимая физичечки вера в Б-га. Все мои поиски выстроились вокруг этой цели. Доя меня былр ясно что если мне сейчас рабби Нахман больше всего помогает быть искренне верующим человеком — то я хасид Бреслав. А если помогает Любавич то я любавич. А если больше всех этому помошают уроки рава — то я его ученик. Мне трудно себе представить, что есть люди у которых это в точности наоборот. Во первых, они говорят, мы хасиды Ребе. Приводит ли нас это к вере в Б-га — это вооьще не важно.
Нужно понять простую вешь что человек может потратить всю жизнь на поиски Б-га и так и остаться в сомнении. Потому ч о верв это вообще не разум. Это макиф который светит в рвзум но не разум. Поэтому разум вообще не помогает. Помогает — убрать барьер, который мелает этлму макифу светить в кохот пнимиим. Как убрать? Кешер им цадик и тшува. Когда барьер уьран тогда итбоненут позволяет усилить поток энергии макифа. Но если есть бврьер надо сначала сломать барьер. И эйн хавуш матир эт ацмо. Нужна энергия цадика. Нт также доя этого требуется итарута дилтата. Нижняя тшува. Тогда йехидут с цадиком это высшая тшува. Тогда дальше ьы уже можешь идти сам
Есть в Тании несколько глав, к которым у меня особая симпатия. Кроме общеизвестных 26, 33, и игерет акодеш 4, есть предисловие к Тании. Его часто вообще пропускают, а зря. Там есть любопытнейшие вещи. Алтер Ребе пишет там, среди прочего «бейодай умакирай каамина». Источник данного выражения — слова Хазаль про Рахав. Рахав была так красива, что «каждый кто видел у него сразу начиналось семяизвержение». Правда, по другому мнению, это только тот, кто «йодъа умакира» — только тот, кто с ней был раньше…».
Вся тема предисловия к Тании, что если человек «идет во тьме» то он неспособен уловить свет который есть в книге, и он ему не поможет. И Ребе обращается к людям, которые были на йехидус, и раскрыли ему тайны своего сердца и т.д. Это — по Алтер Ребе — условие того, что ты способен понять что говорится в Тании. Сегодня есть такое модное слово «метагалаха». Аналогично, есть какие то «мета» понятия, о которых нигде не пишется, потому что они настолько очевидны, что их не требовалось описывать. И это «мета» знание передается от учителя к ученику. А в общем, это известные слова рабби Меира, что то что я умнее своих товарищей — это потому что я смотрел в лицо своего учителя. Лицо учителя, глаза учителя — это то, тчо передает свет и «мета» знание
Я извиняюсь, если я задену чьи то нежные чувства, но наша последняя дискуссия напомнила мне один не очень приличный анекдот. Гугл все помнит, вот он: Самолет потерпел крушение над океаном. Спасшиеся пассажиры оказались на двух необитаемых островах: на одном мужчины, на другом женщины. На «мужском» острове решают, что делать? 20-летний: — Эх, мужики, чего стоять — давай махнем вплавь к женщинам! 30-летний: — Спокойно! Сейчас сделаем плот и переплывем вместе. 40-летний: — Слушайте, мужики, чего вы суетитесь? Сейчас они сами переплывут. 50-летний:
Вот как описывается, как было воспринято известие о исталкут предыщущего Ребе в книге «Оцар а-хасидим» (Эрец акодеш, стр. 68) Я обратил внимание на две вещи: 1. Решение о провозглашении нового Ребе было сделано еще до «крия». 2. Крики и плач до небес. 3. Никто не искал никаких намеков, полунамеков и лженамеков (вроде бы предыдущий Ребе тоже намекал, что Мошиах прийдет в его поколении? аКрия веаКдуша, да?) Всем было ясно, что нужен новый Ребе. Что, я спрашиваю, изменилось сейчас? Изменилось только одно. Тогда были хасидим баалей мсирут нефеш бепоал. И всем было ясно что нужен новый Ребе.
Вот, лови, Шауль-Айзек Андрущак совершенно фантастическое место из сихот Предыдущего Ребе: Ребе вроде «ясно» все говорит. Что изучение хасидут заменяет йехидут. Но хасидим зайнен клуг. Они задают вопрос: а для «тикуним» тоже достаточно учить хасидут. Послушайте ответ: Ребе говорит: ясное дело, что не имеется в виду тикуним. Тикуним это «рецепт», для этого нужен йехидут. Т.е., Ребе говорит, ясно, что когда я говорю, что хасидут заменяет йехидут, я изначально не имею в виду, что это заменяет йехидут всегда и везде. Ясно, что для тикуним нужно живой Ребе и живой йехидут.
Есть обычай в канун рош ходеш, поститься и говорить слихот. Рав Шломо Хаим Кесельман обьяснил, что хасиды делают эти две вещи в «шабат мевархим». Теилим в шабат мевархим — это замена слихот. А хасидский фарбренген — в любви и товарищеской дружбе, на котором говорятся слова пробуждающие сердца, и призывают устанавливать время для изучения Торы — замена поста (Оцар аХасидим, Эрец аКодеш, стр. 259)