Во всех поколениях "ученики рава такого-то говорили, что их рав - Мошиах". Ученики рава Гинзбурга - не исключение. Я тоже - не исключение.
Мы пришли к пониманию, что это, возможно, не тема для главной магистрали сайта Хасидус.ру, однако это не означает, что эта тема вообще не обсуждаема. На мой взгляд, это не просто тема, а важнейшая тема, касающаяся самой сути того, что есть хасидизм вообще. Хасидизм вообще - это связь с праведником. Точка. Без Ребе - нет хасидизма. Поэтому те кто говорят, "Ребе жив, нет необходимости в новом Ребе" - они просто решили "сдать хасидут в утиль", превратить его просто в некоторую огранизацию, которая более менее успешно борется с ассимиляцией, устраивает летние лагеря для детей и бесплатные обеды для неимущих, но причем здесь, извините, религия? Религия - это вообще не об этом.
Вчера не удержался от небольшого "холиварчика" (в личке) с Ишайя Гиссер (Ishaya Gisser) и Alexander Kaller
Хотя необходимость обьяснять очевидное для меня мучительна, а ощущение барьера, и полной невозможности обьяснить что-то мучительнее более всего - я не знаю, или это "йецер" такой или что, что я продолжаю мучить людей и мучить самого себя с обсуждением того, или Ребе жив, или есть новый Ребе. Мы, есс-но ничего друг другу не смогли доказать (на данной итерации)
Но вот проснулся с утра с новым пониманием.
Из обсуждения:
Агур Бидяк (Agurez Biedak): "почему это "табу" для обсуждения?" - да потому что люди пришли поиграть в хасидут и нет у них личного кешера им аБорэ и сама идея этого личного кешера их пугает и они нуждаются в "дмут" ...само понятие "дмут" "парвенное" , но в нашем поколении сделали из этого идол и не могут с ним расстаться...
Точнее не выразишься!
В Шулхан Арухе говорится, с этого начинается Шулхан Арух, что стоит человеку задуматься о величии Вс-вышнего - как немедленно падет на него страх и трепет и т.д.
У меня нет ни малейших оснований подозревать автора ША во вранье. Если он пишет "немедленно" - то это означает то, что написано, что такая "немедленная" вера и немедленный трепет были доступны большинству в поколении автора ША.
Вся идея хасидизма, что наступили такие времена, когда это не работает. Ты задумываешься, и задумываешься, и задумываешься.. И ни страха, ни трепета, ни любви.
Я вообще хочу спросить, хевре, кто то читал когда то Торат Менахем т.1? Вся "торат иткашрут" это два первых тома Торат Менахем.
Если нет то т чем мы вообще спорим? Кто то вооьще потратил время и силы ч обы понять о чес речь, что такое иткашрут? Или все только на уровне лозунгов на фарьренгенах? אברהם ביטקין (Avraam Bitkin) Alexander Kaller
Я не хвастаюсь но в свое время я очень серьезго "завис" на этих двух тлмах ТМ. Поэтому то что я пишу это мамаш не только эргейшим, а то что Реье обьясняет что означает иткащрут
Все что я слышал или читал о встречах людей с Ребе все глвлрят об одном. Взгляд. Взгляд глаза в глаза которые человек не способен забыьь десятки лет. И говорит об этом как будто это было вчера. Этот взгля, когда Ребе посмотрел на тебя - это и есть йехидус. Который пробуждает твою собственную йехида. И тогда третий пируш в йехидус, אסר אותה אכולא עלמא. Если Ребе посмотрел на тебя, и тебя как будто бы пронизало током, то ты уже махур. Ты уже на игле. Это назыается иткашрус. Йехида байехида. Все остальное комментарий.
У Ребе цадик гамур это тот кто ненавидит зло. У рава цадик гамур это тот кто любит раша гамур, поскольку они почти одно и то же (послебние шиурим). Как обьяснить? Я бы обьяснил что Ребе в оьщем это бет, мир брия. Мир пируд, разделения.
Рав же это алеф, ацилут. Там раша и цалик почти одно и то же
Для меня всегда было очевидно, что то что я ищу - это вера. Реальная ощутимая физичечки вера в Б-га.
Все мои поиски выстроились вокруг этой цели.
Доя меня былр ясно что если мне сейчас рабби Нахман больше всего помогает быть искренне верующим человеком - то я хасид Бреслав. А если помогает Любавич то я любавич. А если больше всех этому помошают уроки рава - то я его ученик.
Мне трудно себе представить, что есть люди у которых это в точности наоборот. Во первых, они говорят, мы хасиды Ребе. Приводит ли нас это к вере в Б-га - это вооьще не важно.
Нужно понять простую вешь что человек может потратить всю жизнь на поиски Б-га и так и остаться в сомнении. Потому ч о верв это вообще не разум. Это макиф который светит в рвзум но не разум. Поэтому разум вообще не помогает. Помогает - убрать барьер, который мелает этлму макифу светить в кохот пнимиим. Как убрать? Кешер им цадик и тшува. Когда барьер уьран тогда итбоненут позволяет усилить поток энергии макифа. Но если есть бврьер надо сначала сломать барьер. И эйн хавуш матир эт ацмо. Нужна энергия цадика. Нт также доя этого требуется итарута дилтата. Нижняя тшува. Тогда йехидут с цадиком это высшая тшува. Тогда дальше ьы уже можешь идти сам
Есть в Тании несколько глав, к которым у меня особая симпатия. Кроме общеизвестных 26, 33, и игерет акодеш 4, есть предисловие к Тании. Его часто вообще пропускают, а зря. Там есть любопытнейшие вещи.
Алтер Ребе пишет там, среди прочего "бейодай умакирай каамина". Источник данного выражения - слова Хазаль про Рахав. Рахав была так красива, что "каждый кто видел у него сразу начиналось семяизвержение". Правда, по другому мнению, это только тот, кто "йодъа умакира" - только тот, кто с ней был раньше...".
Вся тема предисловия к Тании, что если человек "идет во тьме" то он неспособен уловить свет который есть в книге, и он ему не поможет. И Ребе обращается к людям, которые были на йехидус, и раскрыли ему тайны своего сердца и т.д. Это - по Алтер Ребе - условие того, что ты способен понять что говорится в Тании. Сегодня есть такое модное слово "метагалаха". Аналогично, есть какие то "мета" понятия, о которых нигде не пишется, потому что они настолько очевидны, что их не требовалось описывать. И это "мета" знание передается от учителя к ученику. А в общем, это известные слова рабби Меира, что то что я умнее своих товарищей - это потому что я смотрел в лицо своего учителя. Лицо учителя, глаза учителя - это то, тчо передает свет и "мета" знание
Я извиняюсь, если я задену чьи то нежные чувства, но наша последняя дискуссия напомнила мне один не очень приличный анекдот. Гугл все помнит, вот он:
Самолет потерпел крушение над океаном. Спасшиеся пассажиры оказались на двух
необитаемых островах: на одном мужчины, на другом женщины. На "мужском" острове
решают, что делать? 20-летний:
- Эх, мужики, чего стоять - давай махнем вплавь к женщинам! 30-летний:
- Спокойно! Сейчас сделаем плот и переплывем вместе. 40-летний:
- Слушайте, мужики, чего вы суетитесь? Сейчас они сами переплывут. 50-летний:
Вот как описывается, как было воспринято известие о исталкут предыщущего Ребе в книге "Оцар а-хасидим" (Эрец акодеш, стр. 68)
Я обратил внимание на две вещи:
1. Решение о провозглашении нового Ребе было сделано еще до "крия".
2. Крики и плач до небес.
3. Никто не искал никаких намеков, полунамеков и лженамеков (вроде бы предыдущий Ребе тоже намекал, что Мошиах прийдет в его поколении? аКрия веаКдуша, да?)
Всем было ясно, что нужен новый Ребе.
Что, я спрашиваю, изменилось сейчас?
Изменилось только одно. Тогда были хасидим баалей мсирут нефеш бепоал. И всем было ясно что нужен новый Ребе.
Вот, лови, Шауль-Айзек Андрущак совершенно фантастическое место из сихот Предыдущего Ребе:
Ребе вроде "ясно" все говорит. Что изучение хасидут заменяет йехидут.
Но хасидим зайнен клуг.
Они задают вопрос: а для "тикуним" тоже достаточно учить хасидут.
Послушайте ответ: Ребе говорит: ясное дело, что не имеется в виду тикуним. Тикуним это "рецепт", для этого нужен йехидут.
Т.е., Ребе говорит, ясно, что когда я говорю, что хасидут заменяет йехидут, я изначально не имею в виду, что это заменяет йехидут всегда и везде. Ясно, что для тикуним нужно живой Ребе и живой йехидут.
Есть обычай в канун рош ходеш, поститься и говорить слихот. Рав Шломо Хаим Кесельман обьяснил, что хасиды делают эти две вещи в "шабат мевархим".
Теилим в шабат мевархим - это замена слихот. А хасидский фарбренген - в любви и товарищеской дружбе, на котором говорятся слова пробуждающие сердца, и призывают устанавливать время для изучения Торы - замена поста
(Оцар аХасидим, Эрец аКодеш, стр. 259)