В Шулхан Арухе говорится с этого начинается Шулхан Арух что стоит человеку задуматься о величии Вс-вышнего
В Шулхан Арухе говорится, с этого начинается Шулхан Арух, что стоит человеку задуматься о величии Вс-вышнего — как немедленно падет на него страх и трепет и т.д.
У меня нет ни малейших оснований подозревать автора ША во вранье. Если он пишет «немедленно» — то это означает то, что написано, что такая «немедленная» вера и немедленный трепет были доступны большинству в поколении автора ША.
Вся идея хасидизма, что наступили такие времена, когда это не работает. Ты задумываешься, и задумываешься, и задумываешься.. И ни страха, ни трепета, ни любви.
Для этого появился хасидут, как своего рода «виагра» иудаизма (выражение рабби Нахмана каббала — гиматрия ниуф. Reuven Khaskin недавно выразился еще более конкретно на эту тему).
Другими словами, «нимшаль» — вера в Б-га — стал недоступен для непосредственного восприятия, и появилась необходимость в машаль. И хасидут дал такой машаль. Этот машаль — праведник. Верь в праведника — и будешь верить в Б-га. Трепещи перед праведником — и это трансформируется в трепет перед Б-гом. Люби праведника — и это приведет тебя к любви к Б-гу.
Как в любом соотношении машаль-нимшаль, любовь и трепет и вера по отношению к праведнику — это было нечто данное нам в ощущении. И из этого «машаль» мы могли подняться к нимшаль.
Что делают сторонники концепции «Ребе жив»? Они фактически превращают машаль, придуманный для того, чтобы «конкретизировать» веру в Б-га, в еще одну абстракцию. Как можно любить человека, которого ты никогда не видел, если у тебя нет реального выхода в духовность (а у кого она есть? Если у тебя есть выход в духовные миры — ты сам уже почти Ребе…)!
Ребе, можно сказатЬ, «придумали» для тогО, чтобы люди, у которых нет никакого доступа ни к чему не материальному, получили «выход» на духовность и Б-жественность.
Теперь им говорят, что этот «выход» тоже, в сущности, абстракция. Нужно верить, что Ребе жив. Нужно «воображать» что ты трепещешь перед Ребе и любишь его.
Ну и? Где взять еще один «машаль», чтобы пробудить в себе веру-любовь-страх в нимшаль номер один (Ребе) и через него веру-любовь-страх в нимшаль номер два (Вс-вышний)?
Кто-то хочет предположить, что любовь-страх-вера в машпиа это первый этаж, любовь-страх к Ребе — второй, и любовь-страх-вера к Б-гу это третий? Больно многоступенчатая пирамида получается.
Кто-то может сказать, что у него это работает? Я не отрицаю важности связи машпиа-мекабель. Я просто говорю что по «каналу связи» хасид-Ребе проходит бесконечно бОльшая энергия. И что добавление еще одного звена в связь с Б-гом — это ни нечто само собой разумеющееся, ни нечто, что было известно в прошлых поколениях.
Задача машпиа всегда была подготовить хасида к встрече к Ребе. Не заменить Ребе, а подготовить к встрече с Ребе.