Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

09

А еще рав говорил — на шева брахот, что у каждого человека есть свой нигун. И Моше рабейну знает нигун каждого еврея. И это его «ключ» к этому человеку. А потом спросил у одного из присутствующих — то ли в шутку то ли всерьез — знаешь ли ты, какую песню больше всего любит твоя жена? Потом перещел к другому. К третьему.. Никто не ответил, собственно.. Мне почему то вспомнилась «теория частот». Есть такая теория, что у каждого человека есть своя частота. Свой тедер. Своя волна. Когда встречаются два человека с близкой «длиной волны» — происходит резонанс.
А еще рав почему то говорил про главу Гаазину. 52 глава в Торе 🙂 Вчера пришло в голову — почему песнь Гаазину находится в самом конце Торы? — Может потому, что все, что перед этим — это ноты? Надо выучить ноты, чтобы петь песню? В Торе есть как известно таамим некудот тагим отиет. Музыкальные знаки. Огласовки. Буквы. Буквы без огласовок мертвы и оторваны друг от друга. Огласовки связывают отдельные буквы в слова. Музыкальные знаки связывают слова в осмысленный текст. Они придают смысл («таам») всему
По Тании работа бейноним это иткафья — борьба с дурным началом. А в чем же тогда состоит работа праведников, победивших дурное начало? Тания дает очень общий ответ что служение праведника это любовь, страх и вера. Из последнего урока рава у меня сформулировалось несколько иное определение. Работа праведника это йихудим. Работа праведника — соединять миры. И, собственно за этим стоит идти к праведнику, к Ребе и тд — чтобы научиться соединять миры А иначе человек так и остается в мире разделения. И его разочарование и злоба лишь растут год от года (в одном из своих давних уроков рав уподобляет такого человека старой деве, так и не вышедшей замуж. И поскольку женское начало это в основном суд, то в отсутствии мужского начала мера суда только растет и разьедает человека изнутри)
וחטאתי נגדי תמיד. Алтер Ребе обьясняет в Тании то что он обьясняет )в игерет атшува) Можно попвтаться обьяснить чуть более «современно» и психологически. В хасидут как известно חטא обьясняется от языка חסרון, или להחטיא את המטרה (выстрелить мимо цели, промазать) В этом чмысле, וחטאתי נגדי תמיד можно обьяснитьв том смвсле, что весь тот груз жизненных воспоминаний, все те места, где я выстрелил мисо цели, они должны оставаться נגדי вдали. В бэкграунде сознания. Тогда это то, что не дает нам озвереть, как Алтер Ребе двльше пмшет в Тании.
Попал вчера на фарбренген Давид Аба в Кфар Хабаде. Машпиа в Ришоне и еще где то. Уже после очередного лехаима (потом мне сказали что это его «подготовка к молитве» Говорил конечно в основном про Ребе. Но как то очень лично и человечно Я не знаю он мешихист или анти, йехи он точно не кричал. Я вообще заметил, что громче всего кричат йехи те люди, которые вообще не видели Ребе. А те кто видели, особенно те, кто были у Ребе еще в 70-е годы, до начала всей этой мешихистской истерии — они или не кричат. Или кричат как то иначе. Вообще — глубокие чувства редко кричат. Они предпочитают говорить шепотом. Кричит — идеология. אל תרבו תדברו גבוהה גבוהה יצא עתק מפיכם
Вау, какая сильная статья! ======================== «Моё определение наркомании: это любое поведение, которое даёт вам временное облегчение, временное удовольствие, но в долгосрочной перспективе наносит вред, имеет негативные последствия, и вы не можете от этого отказаться, несмотря на весь негатив.»
Что такое Хабад? — Можно по разному отвечать на этот вопрос. Философия. Религиозная философия. Мивцаим. Мешихизм. Столь раздражающее многих «йехи» А может Хабад это нигун? «Кол баалей а-шир йоцьим бешир венимшахим бешир» — Баал Шем Тов обьясняет эту мишну про еврейские души. Нигун пробуждает души и возвышает души. В этом смысле я точно «хозяин ошейника» А вообще изначально Хабад это запах. Разновидность нашатырного спирта который дают понюхать упавшим в обморок. «Руах» и»рейах» это почти одно и то же на иврите, как известно.
Человек с неразвитыми эмоциями в сущности не видит вокруг себя людей. Скорее энергетические точки с плюсами и минусами. И инстинктивно тянется к источникам позитивной энергии и убегает от негативных. Вполне вписывается в хасидские понятия «точка» и «парцуф» в отношении миров хаоса и тикуна. В хаосе — катнут, мир детства — очень мощные но точечные эмоции. В мире тикун -мире взрослом- там есть место для глубоких переживаний. Но они как правило не так остры как переживания мира хаоса. Ребе пишет где то, что мир хаоса есть необходимая ступень развития, которую невозможно и не нужно перепрыгивать (Ребе говорит что бахур до свадьбы это мир хаоса. И все, как сложится его семейная жизнь зависит от тех качеств которые он приобрел в мире хаоса)
Известнейшая сугия в Гемаре «элу мциот» в сущности это «теория игр». Ибо тот, кто заявляет «вся моя» на самом деле готов удовлетвориться половиной. Или даже изначально претендует лишь на половину. А тот, кто не знаком с правилами игры получит только четверть в лучшем случае. И все по честному…
В субботу был шабатон Ishaya Gisser в Нетании. Судя по количесьву участников шабатон был секретный 🙂 Т.е. народу было немало но в основном не Нетанейцы. Делать мне в субботу все одно было нечего, и я поперся в Кирьят Цанз посмотреть чем торгует прославленный гуру русского Хабада. Товар, собственно, называется (шая поправь если я че не просек) кофе без кофеина. Или безалкогольное пиво. Об этом ниже. Выяснилась пара интимных подробностей. Во- первых Шая оказывается жуткий «анти». Не просто анти, а вообще имя Ребе практически не упоминалось. Может пару раз случайно.
А по дороге Шая вспомнил известную байку. Как один хасид пришел к своему Ребе с болтным вопросом: что делать с «сомнениями в вере». Ребе ответил «ну и что»? Хасид: — но как же так, ведь это основа всего! Ребе: — ну и что? Хасид: но я же еврей! Ребе: — ну, ты можешь продолжать сомневаться… Майса достаточно известная. Однако тут есть нечто. Однако тут интресен психологический аспект. Хасид озабочен тем, что у него отсутствует *позитивная* причина для веры. Ребе отвечает в том смвсле, что пока ты *не можешь не верить* — типа все в порядке.
Ган Эйден это было место любви, которая не стесняется и не знает, что такое стесняться. Это смысл комментария Раши на соотв.стих. и это же вопрос «где ты»? Кто научил тебя стесняться любви? Вообще вся эта история о превосхожстве подсознания над сознанием. И о вреде раннего образования 🙁 *** Б-г создал человека свободным. И поместил его в Ган Эйден — место свободной любви. А получил в результате закомплексованного нытика, стесняющегося собственного тела 🙁 И на это приходит вопрос «айека»? Где ты? Ради этого ты создан?!
Что такое Б-г? В сущности, Б-г это «клей» мироздания. Соединяющий разрозненные без него части воедино. אנת הוא ממלא כל שמהן ואנת הוא דקשיר לון ומייחד לון Ты наполняешь все имена. И Ты связываешь их и соединяешь их Поэтому Б-г находится всегда «между» Между стенками ковчега завета. Между мужем и женой (если удостоились). Между теми, уто учит Тору. Между светскими и религиозными. Между телом и душой. А тот кто остается один — про это сказано «не хорошо быть человеку одному». Ибо там нет места для Шхины
Вчера Boruch Kuznetsov задал интересный вопрос. Если нет ничего кроме Б-га, то где же ты? Начать с того, что если человек не задает себе подобного вопроса — то он, по-видимому, ничего всерьез не учил… Я помню, как после прочтения «Шаар аИхуд» в Тании у меня сложилось твердое убеждение, что мир это фикция, иллюзия, обман зрения, картинка на экране телевизора, лампочка которая погаснет как только выключат электричество, и т.д. И много лет — наверное, почти 20 лет — я пребывал в убеждении, что так оно и есть — мир — иллюзия, и чем больше ты сможешь «раствориться» в Б-ге — тем лучше. И «растворители» тоже были наготове — хасидский фарбренген, побольше водки, побольше хсидуса, лучше вообще один только хсидус…
Как то раз я провожал р. Аврума Миллера зацаль из синагоги до метро, и по дороге был какой то разговор, уже не помню о чем шла речь. И вдруг он мне сказал (1988 год!): «первый вопрос который задают человеку после 120 лет в высшем суде — это «נשאת ונתת באמונה». Как это понимать? — спросил реб Аврум. И ответил: «сколько тебе платили за то, что ты верил в Б-га».. Шел 1988 год… Как человек проработавший потом более 10 лет «профессиональным евреем», могу только сказать, что это מכה שלא כתובה בתורה.
Сегодня все вспоминают Переса. Был ли он щакоченным праведником; стоявшим у истоков создания израильской военной мощи и отцом реактора в Димоне? Или же он был законченным грешником, аффтаром ословского процесса? Или может нечто среднее? Я уже писал как то, что на мой взгляд прежде всего он был мешихист. Не мешихист который кричит йехи, понятно. Человек, в котором бьется дух мощиаха, тот самый «дух мошиаха» который «парит над водой» в самом начале творения. И который исправляет «тоу вавоу» и приносит «йеги ор» — из последователтности стихов можно выучить что «дух мошиаха» — это дух исправления мира. Дух тткун.