Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

08

Скоро 9 ава. Несколько слов навстречу. Адмур аЭмцаи (второй Любавичский Ребе) пишет в предисловии к Шаарей Тшува, что основное изгнание — это «пизур нефеш», букв. «рассеяние души». И что такое «рассеяние души»? Это когда человек занят множеством дел — более важных, менее важных, или совсем не важных и даже наоборот. И неспособен сосредоточиться на том, что жизненно необходимо ему как индивидууму, или группе, которую он представляет. Если это — «рассеяние души» — есть основное изгнание — то наверное выход из него — это просчитать заново, что действительно важно, и что — менее важно или неважно совершенно в моей жизни. И изменить свои ориентиры соответственно.
Так получилось, что в последнее время я стал более пристально интересоваться своими пенсионными накоплениями. Пока что я только начинаю понимать, какое это бездонное чисто израильское кидалово. Начать с того, что агент может подписать с тобой соглашение с 6 процентами «услуг за ведение счета». При том, что сама фирма при этом берет ок. 3 процентов. Собственно, есть два видов «процентов за ведение счета». Есть процент с месячных начислений. Он ок. 3-4 процентов. И есть «Процент с накопления» — обычно ок. 0.5% годовых. Дальше на все это начисляется обычный рибит 4 проц. годовых.
Не выходит из головы эта цитата «Раби Йегуда бар Илаи танцевал с тремя» (факелами). Религия — это танец. Рацо ва-шов. Мы же пытаемся найти некую «религиозную позу» и удивляемся, почему из этого ничего не выходит. Этот мир похож на свадебный пир. И на пиру нужно танцевать. Танец с факелами…
Был на субботу у друзей в Иерусалиме. Иерусалим делает со мной что то особенное. Возвращает меня к жизни. Возвращает мне веру. Возвращает надежду на лучшее. С утра пошел на котель — впервые за много лет вдруг потянуло. В первый раз был на котеле на шабат
Вчера вечером в «мерказ арав». Перед чтением Эйха говорят браху «ликро мегила». Пурим или 9 ава? Или просто — святая книга. Эйху я еще выдерживаю. Кинот — уже много лет я сувствую что я просто не в состоянии произносить. Какие то жуткие ужасные изувеченные слова. Какие то годы я еще пытался. Последние годы даже не пытаюсь. Я уже не говорю что кажется странным сидеть в Иерусалиме, отстроенном и полном жизни как никогда. И плакать о разрушенном Иерусалиме. Цом каль
Вдогонку оживленной перебранке у Пинхаса ( поставьте плз линк кто на компе с тел неудобно) Чтобы жить в доме нужны стены и крыша. Стенами и крышей нашего общего дома являются эти самве примитивные харейдимные евреи, тупо соблюдающие все что предрисано ШО включая кинот. Это не значит что из дома нельзя выйти скажем на балкон. Или вообще уйти из дома хлопнув дверью. Но все это имеет смысл пока есть лом. Пока есть крыша и стены. Хазара башеела звучит музыкой для уза, пока есть тшува и пока есть куда вощвращаться.
Тут некоторых задела наша дискуссия про кинот. И ссылочку, за ссылочку спасибо — кинули Орах Хаим 559. Так вот, интересное место, в самом деле: (2) טור אורח חיים סימן תקנט יש קורין ספר קינות בערב ויש שמאחרין עד הבוקר לאחר קריאת ס»ת שאחר קריאת ס»ת עומד ומתפלש באפר ובגדיו מפולשין וקורא בבכייה ויללה אם יודע לתרגמו מוטב ואם לאו נותנו למי שיודע לתרגם כדי שיבינו כל העם והנשים והתינוקות שהנשים חייבות כאנשים וכ»ש בנים זכרים והקורא בט»ב אומר ברוך דיין האמת ויש מניחין את תיק הספר על הקרקע ואומר נפלה עטרת ראשינו וקורעין ומספידין כאדם שמתו מוטל לפניו ויש שמשנין מקומותיהן ויש שיורדין מספסליהן וכולם מתפלשין באפר ואין אומרים שלום זה לזה כל הלילה וכל היום עד שישלימו כל העם קינותיהן ובשעת הקינות אסור לספר דבר ולצאת חוץ כדי שלא יפסיק לבו מן האבל
На самом деле вопрос достаточно тонкий. Есть здесь тонкий стык между галахой и эмоциями. Мзначальный смысл 9 ава — день национального траура. Нет, не тшувы. Имеено траура. Как приводит тур ШО из масехет софрим в сеиф 559. Вся идея кинот — усилить это чувство траура. Потом этот траур трансформировался в идею тшувы (у Рамбама например). Это мамаш не одно и то же. Потом к этому добавилась идея изгнания Шехины. Потом… произошло возвращение в Сион. И вопрос что осталось? Национальный траур в условиях государственной независимости? Извините, бред и мазохизм. Чисто как день личной тшувы? Прекрасно, замечательно, но причем здесь кинот. Кинот это אבל а не тшува. Попытка чисто формально галахического решения, предлагаемая здесь Шаей, ну не катит, на мой взгляд. Предлагаемые Пинхасом реформации собственно тоже. Именно потому что речь идет об эмоциях. А они разные у разных людей.
«נודע בשערים בעלה» — לפי מה דמשער בליביה». «Известен во вратах муж ее». И объясняется в Зогар, «по тому, как раскрывает (или, точнее, оценивает, измеряет) в сердце своем». Вс-вышний раскрывается человеку по тому, как он представляет его в сердце своем. И если человек примитивен и мал — то Б-г представляется ему жесткоким и страждущим наказания и мести. Но когда человек чуть вырастает — картина меняется. Ему раскрывается Б-г милосердия и любви. Поэтому Б-г, рисующийся нам из текста Пятикнижия — куда более жесток, чем Б-г Танаха, чем Б-г пророков. А Б-г Хазаль — куда более милосерден, чем Б-г даже пророков.
Дискуссия по поводу кинот в 9 ава никак не смолкает. Вот и Ishaya Gisser зовет меня к ответу Еще пару слов. Есть ситуация, которая для харейдимного с детства не существует. По крайней мере теоретически. Если ШО говорит одно. А мне кажется другое — то прав разумеется всегдв, но всегда — ШО. А то что мне кажется — так это недобитый йецер. Бей его, тащи его ы ешиву и проч. Вопрос если БТ (баал тшува) может позволить себе роскошь рассуждать подобным образом. И если да — то сколько он лично ща это заплатит. И сколько заплатят его близкие.
По поводу Храма, жертвоприношений, царя. Рамбам пишет открытым текстом в Морэ невухим что вся идея жертвоприношений — это только потому что таково было представление о служении Б-гу в то время. Как это стыкуется с тем, что он пишет в Яд хазака — хороший вопрос. Рав Шерло где то разбирает это подробно. То же можно сказать и о Храме. Такое было время . Такое было представление о путях Служения. И уж конечно «поставить царя как у всех народов вокруг» — неразрывно связана с тем, как ведут спбя эти самые народы вокруг. Известно что говорит об этом аНецив из Воложина.
Современные психологи отмечают, что зачастую существует разрыв между интеллектуальным и ментальным возрастом. Иногда интеллект опережает, а эмоциональная сфера в пролете. Иногда — кажется чаще — наоборот. Понятно, что для реальной жизни важнее ментальный возраст, а не интеллектуалтьный. Поэтому хорошие оценки еще не залог преуспевания… Как то слышал от одного рава (из уважения и тд не хочу называть его имя) что «ребе» от «равья» (по арамейски ребенок). Помню меня это тогда возмутило и я решил что нужно искать другого рава… Нет, Ребе не был «ребенком»…
Вчерашний урок рава на шева брахот Мизрахи-Мунис Известная сугия из Брахот про поколение Давида и поколение Ахава. Там были все «досы» и выходили на войну и проигрывали. А там были все «хилоним» и побеждали Рав сказал что Ахав плюс Давид равно имя Гавайе. А «поколение Ахава» плюс «поколение Давида» тоже равно чему то очень крутому По сути рав продолжает бить в ту же точку которая для меня очень важна. Фишка не в том религиозен ли ты или нет. А в том как танцевать с этими обоими инстанциями одновременно