"נודע בשערים בעלה" - לפי מה דמשער בליביה". "Известен во вратах муж ее". И объясняется в Зогар, "по тому, как раскрывает (или, точнее, оценивает, измеряет) в сердце своем".
Вс-вышний раскрывается человеку по тому, как он представляет его в сердце своем.
И если человек примитивен и мал - то Б-г представляется ему жесткоким и страждущим наказания и мести.
Но когда человек чуть вырастает - картина меняется. Ему раскрывается Б-г милосердия и любви.
Поэтому Б-г, рисующийся нам из текста Пятикнижия - куда более жесток, чем Б-г Танаха, чем Б-г пророков. А Б-г Хазаль - куда более милосерден, чем Б-г даже пророков.
И уже тем более хасидизм - там Б-г вообще одна сплошная любовь. Любить законченного грешника в точности так же как законченного праведника.
Но это в общем. В частности, по-видимому, каждый проходит эти этапы веры в "катнут" и жестокого карающего Б-га (и "верующий, как известно, не ошибается"). И потом, если он удостоится, или встретит подходящего учителя - ему может раскрыться совсем другая картина. Б-га, который есть сплошная любовь. Тогда он может с полным сердцем сказать "אודך הוי'ה כי אנפת בי"
Поэтому я не согласен с призывами Pinchas Polonsky "реформировать" молитвы. Пусть каждый берет из них то, что соотвествует его уровню развития, его ступени веры, его душевному настрою. Есть выбор. "Тора говорит о большинстве". В тот момент, когда большинство (религиозных) почувствуют что геула уже здесь - эти молитвы перестанут читаться сами собой. А пока есть в них потребность - пусть они останутся.