Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"נודע בשערים בעלה" - לפי מה דמשער בליביה"

«נודע בשערים בעלה» — לפי מה דמשער בליביה». «Известен во вратах муж ее». И объясняется в Зогар, «по тому, как раскрывает (или, точнее, оценивает, измеряет) в сердце своем». Вс-вышний раскрывается человеку по тому, как он представляет его в сердце своем. И если человек примитивен и мал — то Б-г представляется ему жесткоким и страждущим наказания и мести. Но когда человек чуть вырастает — картина меняется. Ему раскрывается Б-г милосердия и любви. Поэтому Б-г, рисующийся нам из текста Пятикнижия — куда более жесток, чем Б-г Танаха, чем Б-г пророков. А Б-г Хазаль — куда более милосерден, чем Б-г даже пророков. И уже тем более хасидизм — там Б-г вообще одна сплошная любовь. Любить законченного грешника в точности так же как законченного праведника. Но это в общем. В частности, по-видимому, каждый проходит эти этапы веры в «катнут» и жестокого карающего Б-га (и «верующий, как известно, не ошибается»). И потом, если он удостоится, или встретит подходящего учителя — ему может раскрыться совсем другая картина. Б-га, который есть сплошная любовь. Тогда он может с полным сердцем сказать «אודך הוי’ה כי אנפת בי» Поэтому я не согласен с призывами Pinchas Polonsky «реформировать» молитвы. Пусть каждый берет из них то, что соотвествует его уровню развития, его ступени веры, его душевному настрою. Есть выбор. «Тора говорит о большинстве». В тот момент, когда большинство (религиозных) почувствуют что геула уже здесь — эти молитвы перестанут читаться сами собой. А пока есть в них потребность — пусть они останутся.