На самом деле вопрос достаточно тонкий. Есть здесь тонкий стык между галахой и эмоциями. Мзначальный смысл 9 ава - день национального траура. Нет, не тшувы. Имеено траура. Как приводит тур ШО из масехет софрим в сеиф 559. Вся идея кинот - усилить это чувство траура. Потом этот траур трансформировался в идею тшувы (у Рамбама например). Это мамаш не одно и то же. Потом к этому добавилась идея изгнания Шехины. Потом... произошло возвращение в Сион. И вопрос что осталось? Национальный траур в условиях государственной независимости? Извините, бред и мазохизм. Чисто как день личной тшувы? Прекрасно, замечательно, но причем здесь кинот. Кинот это אבל а не тшува. Попытка чисто формально галахического решения, предлагаемая здесь Шаей, ну не катит, на мой взгляд. Предлагаемые Пинхасом реформации собственно тоже. Именно потому что речь идет об эмоциях. А они разные у разных людей.
"נודע בשערים בעלה" - לפי מה דמשער בליביה".
"Известен во вратах муж ее". И объясняется в Зогар, "по тому, как раскрывает (или, точнее, оценивает, измеряет) в сердце своем".
Вс-вышний раскрывается человеку по тому, как он представляет его в сердце своем.
И если человек примитивен и мал - то Б-г представляется ему жесткоким и страждущим наказания и мести.
Но когда человек чуть вырастает - картина меняется. Ему раскрывается Б-г милосердия и любви.
Поэтому Б-г, рисующийся нам из текста Пятикнижия - куда более жесток, чем Б-г Танаха, чем Б-г пророков. А Б-г Хазаль - куда более милосерден, чем Б-г даже пророков.
Дискуссия по поводу кинот в 9 ава никак не смолкает. Вот и Ishaya Gisser зовет меня к ответу
Еще пару слов.
Есть ситуация, которая для харейдимного с детства не существует. По крайней мере теоретически.
Если ШО говорит одно. А мне кажется другое - то прав разумеется всегдв, но всегда - ШО. А то что мне кажется - так это недобитый йецер. Бей его, тащи его ы ешиву и проч.
Вопрос если БТ (баал тшува) может позволить себе роскошь рассуждать подобным образом. И если да - то сколько он лично ща это заплатит. И сколько заплатят его близкие.