А по дороге Шая вспомнил известную байку. Как один хасид пришел к своему Ребе с болтным вопросом: что делать с "сомнениями в вере". Ребе ответил "ну и что"? Хасид: - но как же так, ведь это основа всего! Ребе: - ну и что? Хасид: но я же еврей! Ребе: - ну, ты можешь продолжать сомневаться... Майса достаточно известная. Однако тут есть нечто. Однако тут интресен психологический аспект. Хасид озабочен тем, что у него отсутствует позитивная причина для веры. Ребе отвечает в том смвсле, что пока ты не можешь не верить - типа все в порядке. Наплмтнает одну сиху Ребе, где Ребе говорит, что мсирут нефеш (самопожертвование) в заповеди "не делай" - это может даже простой еврей. А вот самопожертвование на завовежь "делай" - лишь великие праведники В этом смысле Шаин семинар - это хороший семтнар по "не делай". Семинар по "делай" он не. Или если исполнишь "не делай то "делай" прийдет само? Скорее появится для него возможность
Собственно эта майса прекрасно подойдет чтобы поаытаться сформулировать что такое галут вообще. И что такое галут Торы в частности. Галут - это когда внешнее заменяет внутреннее. Зачем говорить о любви - это скользкая тема.. Давайте лучше поговорим об обязанностях - по отношению к другим людям, или по отношению к Создателю.. А если уже про любовь - то лучше к Б-гу чем к людям. А если уже к людям - то к некоему абстрактному "ближнему" но не между мужчиной и женщиной. Собственно обратное тоже верно. Степень "геула" того или иного течения вполне можно измерит количеством любви в нем вообще. И количеством любви между мужчиной и женщиной в частности
Не случайно именно рабби Акива - одна из самых мессианских фигур нашей истории - говорит о любви к ближнему как об основн всей Торы. Гилель вроде говорит то же самое. Но нет. Совсем не тоже самое. Есть разница между "не лелай другому..." и "люби". Это вся разница между галут и геула. Ган эйден это было место любви, которая не стесняется