Вчера Boruch Kuznetsov задал интересный вопрос. Если нет ничего кроме Б-га, то где же ты?
Начать с того, что если человек не задает себе подобного вопроса - то он, по-видимому, ничего всерьез не учил...
Я помню, как после прочтения "Шаар аИхуд" в Тании у меня сложилось твердое убеждение, что мир это фикция, иллюзия, обман зрения, картинка на экране телевизора, лампочка которая погаснет как только выключат электричество, и т.д.
И много лет - наверное, почти 20 лет - я пребывал в убеждении, что так оно и есть - мир - иллюзия, и чем больше ты сможешь "раствориться" в Б-ге - тем лучше. И "растворители" тоже были наготове - хасидский фарбренген, побольше водки, побольше хсидуса, лучше вообще один только хсидус...
И результат - как я теперь понимаю, закономерный - сначала почему-то что-то не заладилось с шлихусом. Потом "почему-то" что-то незаладилось в семье. Потом... Потом вдруг пришло понимание, что в этой, на первый взгляд, почти самоочевидной концепции, что-то на самом деле не так. Т.е., концепция хороша, но я что-то не так понял.
Как я уже писал, Ребе в "марей мкомот" на Танию далек от мысли, чтобы согласиться с Алтер Ребе без оговорок. Более того, Ребе говорит о том, что концепция "как бы не существующего мира" - противоречит основополагающим принципам иудаизма - таким, как свобода воли, награда за заповеди, собственно, сами заповеди и т.д.
Что же "не так" в этой идее "не-существования" мира (и меня самого)?
Мне кажется, лучше всего это обьясняет рав Гинзбург с помощью понятий "мудаут тивьит", "мудаут элокит" и "мудаут ацмит". Естественное сознание, Б-жественное сознание, и "само-сознание".
Ребенок, когда рождается на свет - у него нет понятия что есть он и есть Б-г. (или есть он и есть его мама, если говорить на языке психологов). Это нечто единое, включающее его самого. И это единое неразделимо в его сознании. Такое сознание называется "мудаут тивьит" - натуральное, естественное сознание. Где Б-г и мир и человек неразделимы, и существуют одновременно.
Два следующих вида сознания - Б-жественное и само-сознание - так или иначе противопоставляют Б-г и мир.
Можно сказать, что природное сознание - это "древо жизни". А два остальных типа - это "Древо познания".
Т.е., проблема не в том, что концепция не правильная. Просто разум не может предложить другой концепции. Или "я есть" или "Б-г есть". И поскольку для большинства людей "я есть" очевидно, то Тора (особенно хасидизм) делают акцент на том, что "Б-г есть"
Кстати, о самом этом подходе - Б-жественном сознании, когда только "Б-г есть" - рав Гинзбург говорит, что вообще-то это восточные мистические практики. И они способны привести к необратимому распаду личности. Ибо однажды расслабившись и впав в этакую "нирвану" человек уже, как правило, не в состоянии снова вернуться к активной деятельности в мире.
Собственно, поэтому гдолей Исраэль так выступали против хасидизма, и против Баал Шем Това. Они опасались, что слишком большая доза "Б-жественного сознания" окажется ядом для неподготовленных умов. В этом смысле, действительно, "если бы не было миснагидов, то не было бы и хасидизма" - как говорит Цемах Цедек (по версии рава Зевина). Именно противодействие миснагдим позволило редуцировать свет хасидизма до такой степени, чтобы он не разрушал мир.
И да, то, что делают некоторые "кирувники", делая чрезмерный акцент на изучении Тании с начинающими (причем, как правило, без должного понимания, что такое Тания) - может, они кого и затшувливают так. Но зачастую превращают человека в наркомана, неспособного потом нормально функционировать (ведь если "мира нет" - то зачем, тогда, собственно, напрягаться...)