Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вчера Boruch Kuznetsov задал интересный вопрос

Вчера Boruch Kuznetsov задал интересный вопрос. Если нет ничего кроме Б-га, то где же ты? Начать с того, что если человек не задает себе подобного вопроса — то он, по-видимому, ничего всерьез не учил… Я помню, как после прочтения «Шаар аИхуд» в Тании у меня сложилось твердое убеждение, что мир это фикция, иллюзия, обман зрения, картинка на экране телевизора, лампочка которая погаснет как только выключат электричество, и т.д. И много лет — наверное, почти 20 лет — я пребывал в убеждении, что так оно и есть — мир — иллюзия, и чем больше ты сможешь «раствориться» в Б-ге — тем лучше. И «растворители» тоже были наготове — хасидский фарбренген, побольше водки, побольше хсидуса, лучше вообще один только хсидус… И результат — как я теперь понимаю, закономерный — сначала почему-то что-то не заладилось с шлихусом. Потом «почему-то» что-то незаладилось в семье. Потом… Потом вдруг пришло понимание, что в этой, на первый взгляд, почти самоочевидной концепции, что-то на самом деле не так. Т.е., концепция хороша, но я что-то не так понял. Как я уже писал, Ребе в «марей мкомот» на Танию далек от мысли, чтобы согласиться с Алтер Ребе без оговорок. Более того, Ребе говорит о том, что концепция «как бы не существующего мира» — противоречит основополагающим принципам иудаизма — таким, как свобода воли, награда за заповеди, собственно, сами заповеди и т.д. Что же «не так» в этой идее «не-существования» мира (и меня самого)? Мне кажется, лучше всего это обьясняет рав Гинзбург с помощью понятий «мудаут тивьит», «мудаут элокит» и «мудаут ацмит». Естественное сознание, Б-жественное сознание, и «само-сознание». Ребенок, когда рождается на свет — у него нет понятия что есть он и есть Б-г. (или есть он и есть его мама, если говорить на языке психологов). Это нечто единое, включающее его самого. И это единое неразделимо в его сознании. Такое сознание называется «мудаут тивьит» — натуральное, естественное сознание. Где Б-г и мир и человек неразделимы, и существуют одновременно. Два следующих вида сознания — Б-жественное и само-сознание — так или иначе противопоставляют Б-г и мир. Можно сказать, что природное сознание — это «древо жизни». А два остальных типа — это «Древо познания». Т.е., проблема не в том, что концепция не правильная. Просто разум не может предложить другой концепции. Или «я есть» или «Б-г есть». И поскольку для большинства людей «я есть» очевидно, то Тора (особенно хасидизм) делают акцент на том, что «Б-г есть» Кстати, о самом этом подходе — Б-жественном сознании, когда только «Б-г есть» — рав Гинзбург говорит, что вообще-то это восточные мистические практики. И они способны привести к необратимому распаду личности. Ибо однажды расслабившись и впав в этакую «нирвану» человек уже, как правило, не в состоянии снова вернуться к активной деятельности в мире. Собственно, поэтому гдолей Исраэль так выступали против хасидизма, и против Баал Шем Това. Они опасались, что слишком большая доза «Б-жественного сознания» окажется ядом для неподготовленных умов. В этом смысле, действительно, «если бы не было миснагидов, то не было бы и хасидизма» — как говорит Цемах Цедек (по версии рава Зевина). Именно противодействие миснагдим позволило редуцировать свет хасидизма до такой степени, чтобы он не разрушал мир. И да, то, что делают некоторые «кирувники», делая чрезмерный акцент на изучении Тании с начинающими (причем, как правило, без должного понимания, что такое Тания) — может, они кого и затшувливают так. Но зачастую превращают человека в наркомана, неспособного потом нормально функционировать (ведь если «мира нет» — то зачем, тогда, собственно, напрягаться…)