Рав Шломо Маджески. Хасидский путь к счастью.

Качество, которого мы так стремимся достичь, радость, на самом деле, находится рядом с нами. То, что человек ощущает трудности в ее достижении – показывает, что он находится на ложном пути. Ибо истинная радость – есть выражение глубокой истины и постижения – качеств, вложенных в нас с рождения. И, тем не менее, мы видим, что депрессия и подавленность наносят огромный урон способностям тысяч способных и интеллигентных людей, и выдавливают радость жизни из многих других.
Баал Шем Тов говорил, что иногда, когда дурное начало пытается побудить человека согрешить, ему (дурному началу) не так важно, совершит ли человек этот грех практически, или нет, как то, чтобы после совершения греха человек впал в отчаяние, и им овладела депрессия. Другими словами, отчаяние, приходящее вследствие греха, может принести больший духовный урон, чем сам грех.
Может быть, те идеи, которые мы сформулировали выше – это только красивая теория? Или же мы действительно можем реализовать их практически в нашей жизни? Как возможно принимать с любовью все те неприятные события, которые происходят с нами? Иногда они очень трудны и очень болезненны. Как мы можем сказать, что все, что происходит – даже эти тяжелые события – это благо, поскольку они приходят от Вс-вышнего?
До сих пор мы заложили основы для мировоззрения, когда все происходящее в нашем мире – к добру, ибо мы установили в качестве основополагающего принципа, что это так, поскольку все события подчиняются Высшему Провидению. Ничего не происходит "просто так", как какая-то "авария" в природе, если бы Вс-вышний не хотел бы, чтобы это произошло – это не могло бы произойти.
Расширение нашего кругозора, как объяснялось в предыдущей главе, делает нас открытыми к возможности, что существуют причинно-следственные связи – которые, возможно, станут нам известны с течением времени – действующие внутри мироздания. И тем не менее, есть вопросы, остающиеся без ответа. Что в отношении человека, который, не дай Б-г, неизлечимо болен? Или человек, попавший в тяжелую аварию, не дай Б-г, или погибший в автокатастрофе, не дай Б-г? Что можно сказать в такой ситуации? Как мы можем сказать, что это ведет к чему то хорошему?
До сих пор мы старались объяснить, что человек должен всегда пребывать в радости, ибо все, что происхоидт с ним – есть благо. Вопрос лишь в том, или это благо раскрыто, или оно сокрыто под маской. Само это требует объяснения. Почему же, действительно, иногда Вс-вышний посылает нам благо в сокрытом виде, какова цель, скрывающаяся за этим?
Хасидизм дает более глубокое объяснение на цель всех испытаний и трудностей, стоящих перед человеком. Оно позволяет нам различить Б-жествевнноть, скрывающуюся в этих испытаниях, и приовдит нас к осознанию, что они, в сущности, есть благо в глубине своей. Хасидизм объясняет, что слово "испытвать" означает также "возвысить". Испытания и трудности, с которыми мы сталкиваемся, имеют цель поднять и возвысить нас до более высокой духовной ступени.
Мы сказали, что человек должен постоянно пребывать в радости, сознавая, что все, что происходит в его жизни – приходит Свыше, и ничто не случайно. Однако, задача состоит в том, чтобы это абстрактное сознание начало реально воздействовать на нашу эмоциональную сферу. Человек чувствует себя разбитым и сломленным, когда какое-то трагическое событие происходит в его жизни, несмотря на то, что он осознает, что все – от Вс-вышнего. Что лежит в основе подобных чувств? Само происшествие, или наше личное отношение к нему?
Человек позволяет себе впадать в грусть, ибо это – более легкая альтернатива. Ибо иначе – он будет вынужден бороться с проблемой, бороться с самим собой и искать какое либо решение. Все это требует усилий; куда проще усесться в кресле и чувствовать себя угнетенным и подавленным.
Не все, что происходит с человеком, обязательно должно быть идеальным, и не все получается так, как он хотел бы. Разумно предположить, что время от времени, каждый из нас способен споткнуться в достижении определенных целей, которые он поставил перед собой, или быть обиженным другими людьми. Если человек ставит свое "Эго" в центре своих устремлений – эти события потрясут спокойствие его "эго". Но что еще хуже – что он склонен крепко держаться за свою обиду, и не дает себе освободиться. Он не способен освободиться, ибо это его "я" пострадало, и ведь "я" – это единственное, что интересует его.
Человек, не склонный видеть в своем "я" абсолют, способен освободиться. Факт, что не все наши дела всегда завершаются успехом. Наши "сны" не всегда реализуются, и наши отношения с людьми не всегда полностью успешны. Однако, человек, который не слишком зациклен на самом себе, способен видеть за пределом временного поражения; продолжить двигаться вперед, и делать это с радостью.
Возможно ли соединить вместе радость и ответственность? Возможно ли, что у нас будут цель и направление, и одновременно с этим мы будем способны освободиться и ощутить себя свободными? Несомненно. Это тип радости, приходящей в результате "принятия ига". С одной стороны, человек освобождается от сосредоточенности на самом себе, но он не погружен в безделье; он соединяется с силой, которая гораздо выше его. Две эти вещи – освобожденность и соединенность – есть источники мощнейшей энергии радости, проистекающей из них.

Запись опубликована в рубрике: .