Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 7. Контролировать мысли

Контролировать свои мысли

Мы сказали, что человек должен постоянно пребывать в радости, сознавая, что все, что происходит в его жизни – приходит Свыше, и ничто не случайно. Однако, задача состоит в том, чтобы это абстрактное сознание начало реально воздействовать на нашу эмоциональную сферу. Человек чувствует себя разбитым и сломленным, когда какое-то трагическое событие происходит в его жизни, несмотря на то, что он осознает, что все – от Вс-вышнего. Что лежит в основе подобных чувств? Само происшествие, или наше личное отношение к нему?

Поясним вопрос: предположим, с человеком происходит нечто, но у человека недостаточно интеллигенции, чтобы понять, что происходящее причиняет ему ущерб. Такой человек не почувствует боли. Когда мы ощущаем боль? – Лишь когда мы осознаем смысл случившегося. Шломо а-мелех уже сказал, «чем более знания, тем более боли». Таким образом, когда человек чувствует боль, у этого есть две причины – само болезненное происшествие, и осознание его горестного смысла.

Когда мы сказали «осознание» – мы имеем в виду способность человека постигать. Но здесь есть еще один момент. Есть возможность, что человек, способный постичь болезненность ситуации, тем не менее, выберет не принимать глубоко это постижение. Ибо все время, пока он обращает внимание на то, что происходит – он с необходимостью чувствует боль. Но он может решить не обращать внимания на это – не обращать внимания на то, тчо произошло. Если он сумеет овладеть своим мозгом, и повернуть свои мысли в другую сторону – то он не будет чувствовать боли.

Ребе из Ружин был одним из самых выдающихся Адмурим хасидизма, он сочинил множество чудесных нигуним. В старости ему должны были сделать операцию. К великому сожалению, болезнь настолько ослабила его, что врачи опасались сделать ему анестезию, ибо они не были уверены, что он сможет проснуться после нее. Но операция была необходима, ибо, по их мнению, у него не оставалось много шансов выжить, если он не будет прооперирован.

Врачи спросили у самого Ребе, что им делать, и он предложил совершенно особенное решение: он начнет сочинять хасидский нигун, и когда врачи увидят, что он погружен в нигун, они могут начать его оперировать без наркоза.

И так сделали. Он начал сочинять нигун, и, пока шла операция, он пел нигун и не чувствовал боли. Этот нигун сохранился до сих пор. В нем есть тридцать шесть «батим», ибо операция шла не мало времени.

Это не сипур про Ребе и про «чудо». Он, конечно, был цадик, и делал немало чудес, но история, которую мы описали выше – вполне естественна. Он настолько сосредоточился на нигуне, что не замечал ничего другого, и поэтому также совершенно не чувствовал боли.

Мы не Адмурим, и подобная степень сосредоточенности превышает наши возможности, но мы можем обнаружить подобные явления также в нашей собственной жизни. Возьмем следующий пример: человек возвращается домой с работы. Когда он ехал на поезде домой, произошло что-то, что очень разозлило его, и он входит в дом очень разозленным. В этот момент звонит телефон. Это был товарищ, с которым он не разговаривал уже несколько месяцев, и он сейчас позвонил из другого города. Два друга начали беседовать, и их беседа продолжалась около получаса. Когда наш знакомый положил трубку, он вдруг понял, что последние полчаса он не находился в гневе. Но ведь разгневавшее его событие осталось на своем месте, телефонная беседа не изменила его. Но – она изменила направление его мыслей. Когда он разговаривал – он совершенно не думал о том, что произошло в поезде.

Это объясняет также то, что есть люди, которые пережили самые ужасные эпохи – как Катастрофа, например – и способны, тем не менее, найти в себе силы и построить заново свою жизнь и жизнь своих семей. И с другой стороны есть такие, которые всего лишь потеряли связку ключей от машины, и это погружает их в глубокую депрессию.

Важнее всего не само происшествие, а то, насколько человек позволяет ему воздействовать на себя. И это ведет нас еще к одному важному моменту. Иногда мы держимся за воспоминания о некотором неприятном происшествии куда больше, чем данное происшествие заслуживает. Мы продолжаем думать о нем днем и ночью, утром и вечером. Непрестанная мысль о происшедшем, укрепляет и усиливает связанную с ним боль.

Есть другой путь. В тот момент, когда мы прекратим об этом думать – прекратится боль. И тут многие из нас делают принципиальную ошибку. Большинство людей считают, что они способны властвовать над своими делами и речью. Они знают, что они способны решить, делать ли что-либо или нет; говорить что-либо или не говорить. Но в отношении мысли – они уверенны, что перед ней они беспомощны, ибо над мыслями невозможно властвовать.

Так думать – большая ошибка. Конечно, это трудно – управлять своими мыслями. В отличие от речи и действия – мысль никогда не останавливается: нет такого момента в сутках, когда человек прекратил бы думать. Но – о чем он будет думать – находится в его власти. Он может сосредоточиться на определенных мыслях в соответствии со своим выбором.

Если бы только человек понимал, что он способен прекратить думать о некотором неприятном событии – он немедленно бы оставил эту мысль. И в тот момент, когда он оставит ее – он уже не будет так сильно чувствовать боль и горечь. Что мы имеем в виду, когда мы говорим, что нам следует оставить и отвернуться от не-желательных мыслей?

В Тании, когда Алтер Ребе говорит о человеке, которому приходит в голову дурная мысль, он говорит: «и немедленно, как только она поднимется туда, отталкивает ее обеими руками и отвлекает свою мысль». Его слова намекают, что есть две возможности: оттолкнуть мысль одной рукой, или оттолкнуть мысль двумя руками.

В чем различие? В действительности, когда происходит что-либо, даже если это нечто, о чем мы не хотим думать, это требует от нас внимания; естественно, наш мозг занят мыслями об этом. Существуют три пути, как бороться с этими мыслями. Первый, принять их, и продолжить думать об этом, несмотря на сознание того, что эти мысли не-желательны. Однако, такой подход побуждает, фактически, эти мысли возвращаться снова и снова. На что это похоже? На человека, к которому время от времени приходит домой некто докучливый. Этот некто настойчиво звонит в дверь, и требует, чтобы его пустили в дом, и уделили ему внимание. Хозяину отнюдь не нравится компания этого зануды, но он не знает что делать.

Есть перед ним три пути. Самый простой из них – когда гость звонит в дверь – пустить его внутрь. Он не знает, как избежать этого. Он усаживает гостя в салоне, предлагает ему стакан кофе с пирогом, и беседует с ним пару часов. Хотя хозяин чувствует себя неловко, но гость как раз чувствует себя отменно. Он получил внимание, на которое он претендовал. Ему оказано уважение. Он уж точно не чувствует, что его не хотят видеть снова. Несомненно, получив такой прием, он захочет прийти вновь и вновь.

Второй путь состоит в том, что хозяин не разрешает гостю войти в дом. Он стоит у двери, кричит на человека, который хочет вломиться внутрь, и преграждает ему путь. В этом случае, хотя гость не заходит в дом, но он все же получил, тем не менее, внимание, которое он хотел получить. Ведь хозяин оставил все свои дела, подошел к двери и разговаривал с ним. Правда, он разговаривал с ним отнюдь не любезно; он кричал на него, но тем не менее, гость получил свою порцию внимания. Поэтому, существует также здесь возможность, что гость решит вернуться снова, для того, чтобы получить то внимание, которое он надеется получить, и ему не важно, даже если он получит его путем не приятным.

Но существует еще третий путь: просто, совершенно игнорировать человека, который стоит за дверью. В таком случае, гость, возможно, вернется еще разок, может даже, два или три, но в конечном счете, он перестанет приходить, ибо нет ничего, что поддерживало бы его в этом; никто не замечает совершенно, что он там находится.

Тот же принцип будет работать также и с не желательными мыслями. Если человек принимает мысль и начинает размышлять о ней (несмотря на то, что она мешает ему) – он тем самым ее только усиливает. Внимание, которое он уделяет подобным мыслям, пробуждает ее постоянно продвигаться из подсознания в сознание, несмотря на то, что она доставляет неудобство.

Возможно, человек попытается остановить эту мысль; помешать ей войти в мозг. Но часто это означает, что человек ведет войну с самим собой, и предостерегает себя снова и снова не размышлять над подобными мыслями. И тогда, подобно тому, как хозяин, который кричит на нежеланного гостя, ломящегося внутрь – он придает таким мыслям внимание. Это имеется в виду, когда говорится об «отталкивании мысли одной рукой». Одной рукой ты отталкиваешь эту мысль, но то внимание, которое ты ей уделяешь – как будто бы ты приближаешь ее другой рукой.

Однако, есть третий путь: когда мысль входит в мозг человека, он может отказаться обратить на нее внимание. Он не обязан прилагать усилия, чтобы изгнать ее из головы. Он может просто не обращать внимания на нее, и сосредоточиться на совершенно другом деле. И, когда он, таким образом, не обращает внимания на определенные мысли, и не замечает их существования совершенно – эти мысль более не будут требовать к себе внимания.

Большинство людей спросят: «Как же я могу переключиться и думать о чем-либо еще? Ведь эта мысль, она же пришла ко мне в голову?»

Один человек пришел однажды к Межеричскому Магиду, и рассказал о своей проблеме. «Мои мысли постоянно распространяются в разные стороны, как я могу управлять ими?»

«Иди к моему ученику, рабби Зееву из Житомира. Он поможет тебе» – ответил ему Магид. И так пошел тот человек к рабби Зееву. Он пришел в Житомир, когда уже стемнело, и с трудом смог найти дом праведника. Наконец, вот он уже стоит перед дверьми дома. Он громко стучал в дверь, с нетерпением ожидая, когда же его впустят внутрь, ибо на улице было очень холодно.

Никакого ответа он не получил. Он постучал снова, и снова – никакого ответа. Разозлившись, он продолжил стучать со всей силы – он не слышно ни голоса, ни ответа. Ему не оставалось другого выбора, как провести всю ночь на улице.

Утром рабби Зеев открыл дверь, и с радостью принял гостя. Гость рассказал праведнику о цели своего визита, и рабби Зеев пригласил его оставаться у него столько, сколько он захочет. Гость очень хотел знать, почему есть такое резкое отличие между теплым приемом, оказанным ему сейчас, и полным игнорированием, ставшим его уделом в прошедшую ночь, но, из уважения к праведнику, гость промолчал.

Он провел в доме праведника несколько дней, разговаривая с ним и размышляя о путях служения, чтобы научиться от них, но один вопрос не давал ему покоя. Он пришел с определенной целью, научиться, как управлять своими мыслями, а рабби Зеев не дал ему никакого наставления, касательно этого вопроса.

В конце концов, он не сдержался, и поднял этот вопрос. «Ребе послал меня сюда ради определенной цели» – сказал своему гостеприимному хозяину – «Почему же ты не научишь меня, как управлять моими мыслями?»

— «Я ведь уже научил тебя» – ответил ему рабби Зеев.

— «Когда»?

— В первую же ночь твоего прихода. Ты стучал и стучал в дверь моего дома, пытаясь зайти внутрь. Я знал, что ты стоишь там, но я решил не разрешить тебе войти. И я остался при своем решении, не обращая внимания на все усиливавшийся стук в дверь. Это есть секрет, как управлять своими мыслями.

В действительности, это совсем не просто. Но у человека есть выбор. Никто не способен думать о двух вещах одновременно. И поэтому, если человек заставляет себя переключиться на другую тему, тогда нежеланные мысли сами собой улетучатся.

Правда, они могут вернуться через десять минут, однако снова – у человека есть выбор, контролировать свои мысли и думать о чем-либо ином. Возможно, они вернутся снова еще через 20 минут, но снова – человек способен занять свой мозг другими делами.

В конечном счете, если он продолжит игнорировать нежеланные мысли, она прекратит подниматься из под-сознания в сознание. Очень быстро, она станет мешать ему меньше, чем раньше, и в конце концов, она перестанет всплывать и подниматься совсем.

Это можно объяснить примером: мышцы человека укрепляются, когда он занимается физическими упражнениями. Если мы не напрягаем определенный мускул постоянно, то он будет становиться слабее и слабее. Если человек, не дай Б-г, вынужден провести несколько месяцев в постели, из за проблем с позвоночником, он может обнаружить, когда наконец сможет встать, что ему трудно ходить. Это не болезнь подействовала так на мышцы его ног, но – отсутствие их деятельности.

Множество мыслей и переживаний собраны в нашем подсознании. Если мы разрешим им всплывать на уровень сознательный, это все равно что укреплять какую-либо мышцу посредством постоянного упражнения. Что означает, конечно же, что кроме самого того факта, что мы сосредотачиваемся сейчас на этих мыслях, мы также побуждаем их подниматься снова и снова из подсознания.

Однако, если человек не разрешает таким мыслям подниматься и всплывать, и он отталкивает ее двумя руками – т.е., он вообще не обращает на нее внимания – он снижает вероятность того, что она поднимется в будущем. Возможно, эта мысль прийдет ему в голову еще раз, или даже еще несколько раз. Но каждое игнорирование ее ослабляет ее склонность снова подняться.

С другой стороны, если он отталкивает мысль «одной рукой» – т.е., он признает ее присутствие, и обдумывает, как добиться, чтобы не думать об этом – он, фактически, тем самым приглашает эту мысль. Он дает этой мысли возможность занять его внимание, и это побуждает ее подниматься из подсознания в сознание снова и снова.

Муж и жена пришли однажды к раввину, и жена требовала развода. Ее претензия была, что муж возвращается домой пьяным, и тогда он говорит ей всякого рода неприятные вещи. В ответ она отвечает ему гневной отповедью. И тогда – он бросает в нее что-либо, и она бросает ему в ответ. Так начинается третья мировая война – почти что каждую ночь.

Несмотря на трудности, раввин понял, что эта пара имеет хорошие шансы, если только эти два человека научатся, как исправить свое поведение. Поэтому он попросил женщину, чтобы она предоставила своему мужу еще один шанс, и пообещал, что если и эта попытка окажется неудачной, он позабоится, чтобы она получила разводное письмо, которое она просит.

Что предложил этот раввин? Он сказал женщине: есть у меня старая каббалистическая книга, в которой приведены рецепты, как вылечить ссоры между мужем и женой. Он продолжил давать женщине подробное наставление: она должна взять бутыль емкостью в точности 8 унций, в микву, после полуночи, в Рош ходеш, в первый день месяца. Она должна наполнить бутыль водой из миквы три раза, и вылить их три раза. После этого, она должна вновь наполнить бутыль, завернуть ее в мешок, для того, чтобы никто не видел ее, и принести домой.

Когда твой муж прийдет домой, — продолжил рав – возьми ложку из этой воды, и положи себе в рот. Держи ее во рту, и не выплевывай, пока твой муж не уснет.

Женщине пришлось приложить большие усилия, для того, чтобы приготовить бутыль и воду. И тогда, в одну из ночей, она услышала, как ее муж возвращается домой. Издали, она уже поняла по его голосу, что он пьян, и услышала, как он говорит очень неприятные слуху слова.

Женщина послушно взяла бутыль, положила ложку воды в рот, и держала ее там. Муж вошел домой, и начал громко кричать в ее адрес различные оскорбления. Понятно, что она всей душой хотела прокричать ему в ответ, но не могла – ее рот был полон воды. И так ее муж продолжал кричать около получаса.

В конце концов, увидев, что никто ему не отвечает, ему это надоело, и он заснул. Как только он заснул – женщина выплюнула воду. Она начала кричать на него, и дать волю чувствам протеста и гнева, которые бушевали в ее душе, пока он бушевал. Но это ничуть не мешало ее мужу. Он громко храпел, и не слышал ни одного слова из того, что она говорила.

Назавтра, история повторилась. Муж вернулся домой, и начал кричать, как обычно, но жена не могла ему ответить, ибо рот ее был полон воды. Тем не менее, что то изменилось – на этот раз он кричал 25 минут, и тогда он устал и заснул.

День за днем картина повторялась снова и снова, но каждый раз муж кричал все меньше. Очень скоро, он уже ограничивался лишь одной-двумя минутами криков, а через некоторое время, даже это ему наскучило, и его крики прекратились совершенно.

Теперь, когда крики прекратились, они были способны начать разговаривать друг с другом. И как только они начали разговаривать, они начали, спустя некоторое время, уважать друг друга.

Действительно ли «лекарство», которое предложил рав, взято из «каббалы»? Не совсем, но каббала, действительно, учит человека терпению. Все что рав сказал, по сути, это «не обращай на него внимания, и дай ему успокоиться. И тогда ты сама убедишься, что возможно исправить ваши отношения». И так, действительно, и произошло.

Ибо когда игнорируют что-либо, тем самым стирают его сущность, пока она совсем не перестает существовать. То же самое справедливо и в отношении нежелательных мыслей. Ключ – в том, чтобы отталкивать мысль обеими руками, и сосредоточиться на другой мысли. Тогда нежелательная мысль, естественным образом, перетечет за пределы нашего сознания, без всякого усилия с нашей стороны.

Хасидизм подчеркивает силу мозга, и учит, что даат – это ключ к эмоциям. Точно также как ключ зажигания, которым человек может завести или погасить двигатель машины, точно также сосредоточиваясь на какой-либо теме, или игнорируя ее, мы способны управлять своими эмоциями.

Мы не властны изменить события, которые с нами произошли; они уже история. Но мы способны изменить характер нашей реакции на происшедшее. Есть у нас полная власть над нашим мозгом, и мы способны решить, о чем мы хотим думать, и о чем мы не желаем думать ни в коем случае, и, управляя своими мыслями, мы становимся хозяевами над своими эмоциями. Взять, к примеру, чувства гнева. Как мы упомянули выше, наши мудрецы говорят, что каждый, кто гневается, как будто бы служит идолам. Вы спросите: если человека разозлили до такой степени, что он наполнился гневом – разве не лучше, чтоыб он выразил и высвободил свой гнев? Современная психология утверждает, что человек, подавляющий свои гневные эмоции, и позволяющий им скапливаться внутри него, способен столкнуться с серьезными проблемами. Он превращается в «паровой котел», и также его физическое здоровье способно пострадать. Напротив, когда он дает свободу своему гневу, внутреннее напряжение падает, и он способен успокоиться и прийти в себя. Почему же тогда Тора не позволяет нам высвободить свой гнев?

Два ответа на этот вопрос: во-первых, человек способен очистить свой гнев, посредством того, что он дает ему выражение в позитивной форме. Способ, которым он выражает свой гнев, не обязательно должен быть разрушительным. Ту же энергию можно высвободить в позитивных направлениях. Вместо того, чтобы беситься от гнева,. ..

… Тем не менее, Тора требует от человека, чтобы он не достиг этой точки – и чтобы не дал свой крови закипеть внутри него.

Ибо что заставляет кровь кипеть? Не обязательно то, что произошло, но сама мысль об этом и сосредоточенность на этом. Но у нас есть альтернатива. Нет никакой необходимости подпитывать этот огонь. Мы можем отвлечь наши мысли от фактора вызывающего раздражение, и сосредоточиться на чем-то другом.

Задача – не искать пути высвобождения напряжения, но – продвинуться на один шаг дальше, и предупредить изначально накопление напряжения. Что другими словами означает – контролировать и управлять своими мыслями.

Это – базисный принцип Торы. Подобно тому, как человек обязан управлять своими словами и действиями, так же он обязан властвовать над своими мыслями. Если человек прилагает усилия в этом направлении – в конечном счете, он достигнет власти над своими мыслями.

Взять, например, зависть. Если человек видит что-то у своего товарища, он, возможно, не сможет так уже легко изменить свою естественную реакцию. То, что он, действительно, может сделать – это не занимать себя завистливыми мыслями. Это – в его власти.

Возможно, он не сможет помешать завистливой мысли подняться из подсознания в сознание, ибо это естественная реакция, но во всем, связанном с продолжением размышления и углубления в этой мысли – он обязан применить надзор и контроль.

Каждый раз, когда поднимается в его мозгу мысль, связанная с завистью, он обязан остановиться, и перевести свое внимание на что-либо другое. Возможно, эта мысль вернется, чтобы мешать ему, еще несколько раз, однако, с течением времени, если такой надзор будет постоянным – такая мысль будет приходить все реже и реже, и в конечном счете она перестанет подниматься в его сознание совершенно.

Подобный же метод возможно применить в отношении мыслей, связанных с ненавистью. Тора учит, «не ненавидь ближнего своего в сердце своем». Но что же, если этот человек нас тяжело обидел? Это же естественно, что в нас пробудится чувство ненависти. Как мы сможем их подавить?

Ответ – что, действительно, очень трудно изменить нашу внутреннюю природу, до такой степени, чтобы мы не реагировали гневом или ненавистью в подобных случаях. Это, возможно, не в нашей власти. Но именно здесь мы должны применить контроль. У нас есть возможность прекратить занимать наш мозг мыслями о ненависти. Каким образом? И, действительно, не тем, что мы отталкиваем их одной рукой, но тем, что мы уничтожаем их в самом зародыше, тем, что мы направляем свои мысли совершенно в ином направлении. Это помешает чувству ненависти усилиться и вырасти. Оно не прорвется, и так, с течением времени, оно утихнет.

Многие из нас могут оглянуться на наше прошлое. Мы обнаружим, что когда мы были молоды, мы были обсессивны[1] в отношении определенных вещей. Мы хотели получить их, и не могли прекратить думать о них. Утром и вечером, во время учебы и во время еды, и ночью, когда мы засыпали – даже во сне. Это было как будто бы это было единственной вещью, о которой мы думали.

Сейчас, оглядываясь назад, мы спрашиваем себя: «Что случилось? Почему нас не занимают более эти мысли, что изменилось?» И действительно, положение, в большинстве случаев, не изменилось; и наше сильное желание приобрести эти вещи также не было исполнено.

Почему же тогда мы не продолжаем думать о них? Ответ прост. Прошло столько то и столько-то лет, и за это время мы столкнулись с новыми ситуациями, с новыми стремлениями, с новыми проблемами, и может быть, с новыми навязчивыми идеями. Мы посвятили столь много времени и внимания новым делам, что потеряли интерес к старым. Их важность для нас все уменьшалась, и с течением времени мы вообще прекратили думать о них.

Также нам следует поступать с чувствами уныния, апатии, депрессии, и со всеми другими негативными мыслями. В общем, нам следует помнить, что все, что происходит – есть благо, и поэтому человеку следует постоянно пребывать в радости. Нам следует усвоить эту идею, и сделать ее частью нашего существа. Это поможет нам не потерять душевное спокойствие в то время, когда происходят неприятные события.

Однако, даже если нечто может, тем не менее, вовлечь нас в уныние – мы должны знать, что у нас есть альтернатива. И мы не имеем в виду, что следует углубиться в мысль о том, что негативный фактор, по сути, есть сокрытое благо. Следует честно признать, что когда человек погружен в крайнее уныние – не всегда он способен достичь такого понимания. Что мы можем сделать, и мы обязаны это сделать – если мы хотим сохранить душевное равновесие – это переключить наше внимание на другую тему, и упражняться в этом снова и снова, пока нам не перестанет досаждать мысль, приводящая нас в уныние. В тот момент, когда над нами более не властна эта мысль – мы способны сосредоточиться на той истине, которой учит нас Тора, и это – что все, что приходит Свыше – есть благо по самой своей сути.



[1] Обсессия – навязчивая мысль (англ.)