Видеть сокрытое благо
До сих пор мы заложили основы для мировоззрения, когда все происходящее в нашем мире – к добру, ибо мы установили в качестве основополагающего принципа, что это так, поскольку все события подчиняются Высшему Провидению. Ничего не происходит "просто так", как какая-то "авария" в природе, если бы Вс-вышний не хотел бы, чтобы это произошло – это не могло бы произойти.
Более того, у желания Вс-вышнего есть цель. И поскольку Вс-вышний есть абсолютное благо, следовательно, все, что происиходит – имеет позитивную цель. Чем лучше мы будем понимать связь между Вс-вышним и между миром, в котором мы живем – каким образом он, в сущности, заключен в единстве Вс-вышнего - и чем лучше мы поймем, что Вс-вышний властвует надо всем, что происходит, тем лучше мы сможем понять, что все, что происходит, в действительности, есть добро.
И тем не менее, есть определенные события, проихсодящие в жизни, которые мы не способны воспринять как добро. Мы пытаемся приучить себя к новому взгляду на вещи, задуматься с той или иной точки зрения, и все еще эти вещи не выглядят, как благо. В истории с рабби Акивой, или с рабби Нахумом из Гимзо, довольно быстро все убедились, что все, что произошло – было к добру. Но есть времена, когда, просто, нет никакой возможности видеть какую-либо связь с благом. Иногда мы видим, как кто-то делает доброе дело, или действует особенно положительным образом, и тем не менее, через некоторое время, он вынужден страдать из-за этого.
Как мы можем объяснить это? Одно из известных объяснений можно выучить из истории, приводимой в Мидраше о совместном путешествии, которое предприняли таннай рабби Йегошуа бен Леви с Элиягу-а-нави. Однажды, идя по дороге, рабби Йегошуа бен Леви встретил пророка Элиягу. Рабби Йегошуа бен Леви попросил у Элиягу, чтобы он разрешил ему присоединиться к нему по дороге, чтобы он смог научиться чему-то из его поведения. Элиягу отказался, сказав, что рабби Йегошуа не поймет того, что он увидит, его земной мозг пробудит бессчетное количество вопросов, и не хватит времени, чтобы ответить на них. Тем не менее, рабби Йегошуа просил и умолял, он также обещал, что не будет задавать никаких вопросов. В конце концов, Элиягу согласился, с условием, что в тот момент, когда рабби Йегошуа задаст какой-либо вопрос – они расстанутся.
И так они вышли вместе в путь. В сумерках они достигли старого заброшенного сарая. Пара стариков сидели на улице. Хотя на их лицах читалось благородство, но также их бедность была видна невооруженным взглядом. Однако их бедность не помешала им встретить гостей с воодушевлением. Как только они увидели двух прохожих, они вскочили и начали упрашивать их остановиться у них в доме, предложив трапезу и ночлег.
Следует признать, что условия были не из лучших, ибо хозяева были не богаты, но то, что у них было – они готовы были поделиться с гостями, делая максимум, чтобы исполнить заповедь гостеприимства.
На следующее утро путники попрощались со своими гостеприимными хозяевами, и двинулись дальше в путь. Некоторое время спустя рабби Йегошуа увидел, что Элиягу-пророк молится. Рабби Йегошуа внимательно слушал. О чем молился Элиягу? У стариков, которые принимали их, была корова. Эта корова была самым большим сокровищем из всего, что у них было, большая часть их доходов была от продажи молока, которая она давала. И Элиягу молился, чтобы эта корова подохла. Услышав это, рабби Йегошуа был потрясен. Старики были так гостеприимны к ним. За что им такое наказание, что корова их помрет? Он он не имел права задавать вопросы. Так они договорись между собой. Когда они продолжили путь, они разговаривали. Рабби Йегошуа надеялся, что Элиягу предложит какое-то объяснение тому, что произошло, или хотя бы намекнет в этом направлении. Но Элиягу не сделал этого; вместо этого он перевел беседу на другую тему. К вечеру, они достигли большого и красивого имения. И хотя несколько человек из членов семьи видели их – никто не предложил им остановиться у них.
Они попросили у богатого хозяина поместья разрешения провести ночь в его доме. После некоторого сомнения, тот согласился, но остался очень холоден к ним; он не предложил им никакой еды, и с трудом обменялся с ними парой слов.
После того, как они продолжили путь на следующее утро, рабби Йегошуа заметил, что Элиягу снова стоит и молится. О чем он молился в этот раз? Одна из стен в доме богача треснула и могла упасть. Элиягу молился, чтобы эта стена вернулась к нормальному состоянию, и была бы крепкой и устойчивой.
Рабби Йегошуа не мог этого постичь. Этот человек был скрягой, который отнесся к ним совершенно неподобающе, и тем не менее, Элиягу молился за него, и умолял Вс-вышнего, чтобы его треснутая стена укрепилась как прежде. Но снова – он был верен договору – нельзя задавать вопросов.
В конце концов они достигли красивого города; в каждому углу видно было богатство и изобилие. Они направили свои шаги в сторону синагоги. Это было очень красивое здание, построенное красиво и с большим вкусом. Все в нем, даже скамьи, было полно великолепия.
Рабби Йегошуа подумал, что в таком городе у них не будет проблемы найти, где остановиться. Но это было не так. Люди были отнюдь не любезны. Когда молитва закончилась, никто не подошел к ним, спросить, где они собираются кушать или ночевать. В конце концов, им пришлось провести ночь в синагоге, расположившись на шикарных скамейках, даже не поужинав.
Утром, когда они были готовы покинуть город, Элиягу благословил всех его жителей, пожелав им всем быть начальниками. Снова, это было загадкой в глазах рабби Йегошуа. Почему Элиягу благословил жителей города, которые не проявили к ним минимального гостеприимства?
Вечером того же дня, они пришли в другой город. Было видно невооруженным взглядом, что в этом городе община не так богата, как в предыдущем; синагога даже не приближалась по своей красоте к синагоге в богатом городе, но люди были очень порядочны, любезны и добры. Они сделали все от них зависящее, чтобы гости чувствовали себя уютно. Перед тем, как покинуть город, Элиягу благословил их: "да будет воля Вс-вышнего, чтобы только один из вас был начальником".
Здесь уже рабби Йегошуа не мог сдержать свое любопытство. Он сказал Элиягу: я знаю, что спросив, я потеряю право продолжить свой путь с тобой, но я не могу так продолжать. Пожалуйста, объясни мне смысл этих четырех происшествий.
И Элиягу начал объяснять:
- Пара стариков, которых мы встретили в самом начале – удивительные люди, которые проявили к нам великое милосердие. Я хотел благословить их, но тот день должен был стать последним днем жизни этой женщины.
Когда мы остановились у них на ночлег, она получила возможность исполнить заповедь гостеприимства как положено, и заслуга этой заповеди была достаточна, чтобы оттолкнуть приговор, но не окончательно. Поэтому я молился, чтобы корова, которая была столь важна для них, будучи источником их парнасы – подохла. Эта корова умрет, а женщина будет жить. Ты видишь, таким образом, что смерть коровы – это, на самом деле, благословение для той семейной пары.
- По поводу дома богатого скряги. В той треснутой стене спрятано великое сокровище. Стена была слаба, и через некоторое время упала бы. Из-за скупости того человека и его наглого поведения, я молился, чтобы стена укрепилась, чтобы он не узнал о сокровище, и не смог воспользоваться им.
- Что касается жителей богатого города – продолжил Элиягу – моя молитва, чтобы они все стали начальниками – не принесет с собой никакого благословения, наоборот, это противоположность благословению. Это самое разрушительное, что может произойти с городом, когда каждый из его жителей видит себя руководителем.
- В другом городе, где люди были милосердны, я дал истинное благословение – чтобы только один человек из них был истинным руководителем города.
Эта история заключает урок для всех нас. Так же как рабби Йегошуа бен Леви, мы должны понять, что жизнь подобна большому "пазлу", составленному из множества частей, и только малая часть из них находится в наших руках. Неудивительно, что у нас есть вопросы. Ибо то, что известно нам о самих себе и о других, это все равно что знать несколько частей из огромного пазла, состоящего из 5000 частей. Удивительно ли, что отдельные кусочки, находящиеся в наших руках, кажутся нам лишенными всякого смысла? Картина, складывающаяся из соединения тех кусочков, которые есть в наших руках, никак не выглядит как нечто определенное, и кажется, что она ни к чему не ведет.
Мы должны быть терпеливы, и понимать, что мы не знаем всех составляющих общей картины. Ни тех, которые касаются нас лично, и не то, что происходило раньше в нашей жизни, или то, что произойдет позднее. Ни тех, что касаются людей в нашей общине, и даже ни тех, что касаются наших родителей и наших детей.
Поэтому, наш взгляд очень ограничен, и поэтому мы не понимаем многого из того, что мы видим.