Быть всегда в радости
Может быть, те идеи, которые мы сформулировали выше – это только красивая теория? Или же мы действительно можем реализовать их практически в нашей жизни? Как возможно принимать с любовью все те неприятные события, которые происходят с нами? Иногда они очень трудны и очень болезненны. Как мы можем сказать, что все, что происходит – даже эти тяжелые события – это благо, поскольку они приходят от Вс-вышнего?
Гемара рассказывает нам о двух мудрецах Талмуда, рабби Акиве и его учителе – рабби Нохуме из Гимзо, поведение которых дает нам живой пример, и также отвечает на эти вопросы. В устах рабби Акивы было привычно выражение "все, что делает Вс-вышний – к добру делает".
Нохум из Гимзо говорил нечто подобное: "также это к лучшему". На самом деле, он столь часто повторял это, что его прозвали "Нохум иш Гамзу[1]".
На первый взгляд, может показаться, что оба они говорят одно и то же, только разными словами. Но на самом деле различие между этими двумя выражениями – это не только семантика. У каждого из них был отличный подход и отличная ступень, на которой он постигал, каким образом все, что происходит – приходит от Вс-вышнего, и поэтому это есть благо. Различие между этими людьми выражается в историях, которые приводятся в Гемаре про каждого из них, иллюстрирующих, каким образом эти два их выражения "переводились" в практическую плоскость.
Гемара рассказывает, что однажды, когда рабби Акива шел по дороге, наступил вечер, и он искал место для ночлега, в городе, мимо которого он проходил. Он постучал в один из домов, но хозяин отказался его впустить. Рабби Акива не огорчился, ибо он знал, что "все что делает Вс-вышний – к лучшему".
Он постучался в другой дом, и снова его не пригласили войти. Его реакция осталась прежней – "все, что делает Вс-вышний – к лучшему". Даже когда он обошел все дома, и увидел, что никто из жителей города не соглашается дать ему ночлег, он все еще говорил – "все, что делает Вс-вышний – к лучшему".
У него не осталось другого выбора, кроме как подготовиться к ночлегу в лесу, который распростерся на окраине городка. Был с ним вместе осел, который нес его поклажу, и также петух, чтобы разбудить его с рассветом. Также он взял с собой фонарь, чтобы он мог учиться ночью. Некоторое время спустя, после того, как он расположился на ночлег, пришел лев, и задрал осла. Также петуха съел другой хищный зверь, и вдруг подул ветер, и задул его свечу. После каждого из этих происшествий, рабби Акива оставался при своем мнении: "все, что делает Вс-выший – к лучшему".
Гемара продолжает и рассказывает, что он, действительно, оказался прав. На следующее утро он обнаружил, что римский легион атаковал город, и взял всех его жителей в плен. Если бы рабби Акива был бы принят в гости в одном из домов – он бы тоже попал в плен.
Если бы его осел и петух были бы живы, то их голоса привлекли бы легионеров. И если бы его свеча горела – могли бы увидеть его в лесу. Действительно, "все, что делает Вс-вышний – к лучшему".
История со вторым таннаем, рабби Нахумом из Гимзо, произошла в эпоху, когда римский император постановил ужасный декрет против евреев, живущих в Эрец Исраэль, и они решили послать рабби Нахума из Гимзо защищать их перед императором, и просить его отменить декрет. Они снабдили его ящиком, полным драгоценных камней и жемчуга, чтобы преподнести его в качестве подарка императору, надеясь умиротворить его.
По дороге в Рим, рабби Нахум из Гимзо остановился на ночлег в одном трактире. Из беседы с ним, трактирщик понял, что гость везет в своем ящике драгоценные камни. Среди ночи, он со своими сыновьями подкрались к ящику, вынули из него все драгоценные камни и жемчуг, и наполнили его землей. Нахум из Гимзо проснулся рано утром, взял с собой ящик и продолжил свой путь. Прибыв в Рим, он попросил, чтобы его привели к императору. Он озвучил просьбу сынов своего народа об отмене декрета, и присоединил к этому также подарок, который они послали.
Когда император открыл ящик и увидел, что он полон земли, возгорелся гнев его, и он приказал бросить еврейского мудреца в тюрьму. Один из советников императора – Талмуд говорит, что это был не просто "советник", а Элиягу а-нави, облачившийся в облик советника – вышел на защиту мудреца.
"Ты думаешь, что евреи сошли с ума?" – спросил у императора. "Ведь они хотят ублажить тебя и попросить от тебя одолжение, так зачем же им смеяться над тобой?. Еврейский мудрец, безусловно, знает, что если он принесет тебе просто землю, он заплатит за это жизнью".
"Поэтому, не может быть, чтобы это была обычная земля. Это должно быть что то особенное. По еврейской традиции, их праотец Авраам использовал специальную землю, чтобы поразить своих врагов. Он воевал против четырех сильных царей. Как он сумел победить их? Он взял землю, бросил ее в воздух, и прах превратился в мечи и стрелы. Может быть, земля, которую послали тебе евреи, это тот самый специальная земля?
Император согласился испытать эту землю. В то время, римляне никак не могли захватить одну провинцию. Они решили взять эту землю на поле битвы, и действительно, чудо произошло на их глазах: они бросили эту землю в воздух, и она превратилась в мечи и стрелы. Пораженный враг быстро был побежден.
Излишне говорить, что император был очень доволен. Он приказал освободить рабби Нахума из Гимзо из тюрьмы, и поблагодарил его за замечательный подарок, который он принес от своего народа. Он отменил декрет, который он установил против евреев, и также наполнил ящик рабби Нохума из Гимзо драгоценными камнями и жемчугом, в знак благодарности, и отослал его домой с большим почетом.
Эти две истории в основе своей схожи. Также рабби Акива и также рабби Нахум из Гимзо верили всем своим сердцем, что все, что произошло – было позитивно по своей сути. Даже если в начале они находились в сложной ситуации, но через короткое время они смогли убедиться, что их вера подкрепляется реальностью. Также неблагоприятные ситуациях, в которых они находились, в конечном итоге, привели к позитивным результатам.
Тем не менее, если хорошо задуматься об этих двух историях, то мы сможем обнаружить различие между подходами этих двух мудрецов. Выражение рабби Акивы, "все, что делает Вс-вышний – к лучшему" – указывает, что поскольку создавшаяся ситуация, была постановлена Свыше по воле Провидения, следовательно, такова воля Вс-вышнего. Поэтому, мы надеемся и уверены, что в течение времени, это приведет к добрым последствиям.
Другими словами, сама ситуация может быть достаточно болезненной или неприятной, однако результат, ее последствия – должны быть позитивны. Если бы нам был известен изначально позитивный результат, мы бы тоже решили, что ради этого стоит нам перенести негативное переживание. Рабби Акива учит нас, что даже если у нас нет такого изначального знания, тем не менее, у него должна быть вера в то, что Вс-вышний управляет событиями, которыми он испытывается, и поэтому он должен принимать все с радостью.
Это можно иллюстрировать следующим примером: человек лежит на операционном столе, и врачи вокруг заняты необходимой для него операцией. Если бы какой то дикарь, ничего не понимающий в современной медицине, вдруг вошел бы в этот момент в операционную, он бы ужаснулся зрелищу, которое предстало бы перед его глазами. Человек лежит на столе, привязанный к нему руками и ногами. Над ним стоит человек в маске, и в руках его нож, и он отрезает части от тела лежащего.
Неудивительно, если вошедший начнет кричать: Убивают! Но он кричит только по своей дикости, ибо он не понимает, к чему ведет операция. Несомненно, он бы реагировал иначе, если бы он знал, что это часть лечебного процесса, который приведет к улучшению состояния здоровья пациента. Действительно, пациент заплатил за операцию большие деньги, и также ждал своей очереди неделями, если не месяцами.
Что объясняет этот пример? Операция – безусловно, дело болезненное; она приводит к неудобству и она неприятна. Однако, человек готов пережить неприятное переживание, ибо он верит, что его результаты будут столь позитивны, что все страдания будут оправданны.
Это угол зрения, под которым рабби Акива смотрел на жизнь. Он знал, что все – от Вс-вышнего, и верил, что даже негативные и болезненные переживания приведут в конечном итоге к чему то позитивному. Эта идея видна также из истории, произошедшей с рабби Акивой. Он был поставлен в сложное положение, но из него вышло лишь благо. И ради этого блага, стоило пережить негативное переживание, которое ему предшествовало.
Подход рабби Нахума из Гимзо еще более глубок. Он верил, что поскольку все происходит по воле Высшего Провидения, то не только, что ситуация, выглядящая неприятной, может привести в конечном итоге к позитивным последствиям, но сама ситуация есть позитивное происшествие – "также это к лучшему". Если мы задумаемся об истории, которую мы упомянули раньше, то замена драгоценных камней на землю оказалась весьма полезна. И хотя в момент, когда это произошло, никто не мог предвидеть того блага, которое произрастет из этого, Нахум из Гимзо верил и надеялся. Только потом все увидели, насколько он был прав.
Замена драгоценностей на землю оказалась куда успешнее, чем кто-либо мог предположить. Кто знает, оказали ли бы драгоценные камни и земчужины хоть какое-то воздействие на императора. Драгоценности – это не новость для него. Но земля, несомненно, была чем-то что произвело впечатление на императора, и пробудил в нем чрезвычайное изумление.
Почему же мы не можем, подобно рабби Нахуму из Гимзо, чувствовать себя счастливыми в любой ситуации? Самый простой ответ состоит в том, что мы тупы и лишены способности различения. Мы не развили свои духовные чувства, и поэтому мы не всегда способны видеть или постигать, что определенная ситуация, по сути своей есть благо.
Давайте рассмотрим еще один пример – матери, которая пытается накормить своего маленького ребенка. Прохожий, который будет проходить мима ее дома, услышить, возможно, крики и визги. Ребенок в истерике. Он заглянет в окно, и увидит мать, в руке которой полная ложка еды, и она пытается любыми средствами впихнуть ее в рот ребенку.
Что бы вы сказали? Разве эта женщина делает нечто негативное, что в конечном счете приведет к чему-то позитивному, или может быть ее действие изначально позитивно уже сейчас? Ответ очевиден, в сущности, здесь нет даже никакого вопроса. Мать ребенка делает очень хорошее дело. Она помогает своему сыну расти и развиваться.
Тогда почему же ребенок плачет? Поскольку он еще очень мал, и не понимает, что то, что его мать делает – для его же пользы. Ему просто неприятно чувствовать огромную ложку у себя во рту, со всей этой едой, которая проливается вокруг. Из-за того, что он не понимает, что мать делает это для его же пользы – он кричит и плачет.
Ребенок, младше своей матери, в конце концов, всего лишь на несколько лет, и различие между их уровнями постижения можно измерить. Тем не менее, ребенок может так сильно страдать от недостатка понимания, не дающего ему постичь, что то, что мать делает – это ему на пользу.
Тем более и тем более, когда речь идет о том, что мы не понимаем дела Вс-вышнего, ибо Он бесконечен. На самом деле, когда мы говорим о Вс-вышнем, то даже понятие "Эйн Соф" или "бли гвуль" – это недостаточно точное определение. И разве это удивительно, что мы, ограниченные люди, не всегда способны постичь, что Вс-вышний делает, и почему он так делает, и каким образом то, что Он делает, это, по сути, для нашего блага? Наши страдания, в конечном итоге, результат ограниченности нашего понимания; в действительности же, все, что Он делает – он делает для блага.
Поскольку Высшее Провидение управляет любой ситуацией – человеку никогда не следует видеть себя жертвой обстоятельств. Все, что происходит с ним – установлено Свыше ради определенной цели, которая, в конечном счете, на благо самому человеку. Дело только в том, что есть два типа блага: есть благо раскрытое и видное невооруженным взглядом, и есть благо, которые скрывается под маской, и в этом своем качестве оно требует мировоззрения, подобного рабби Нахуму из Гимзо, или рабби Акиве, для того, чтобы постичь, что это – благо.
Мне представляется, что это важно для всех нас, ибо каждый из нас сталкивается с огорчительными ситуациями, и тем не менее, короткое время после этого, мы видим, что "Вс-вышний думал это к добру". Не единожды происходило, что человек опаздывал на какую-то встречу, и это спасло его от ошибочного вложения денег, или таким образом ему было дано использовать свое время иным образом, и он нашел, что существует другая возможность, более благоприятная.
[1] Игра слов: "Гамзу" – "также это" очень похоже на "Гимзо" – название города, из которого он происходил. Прим. переводчика