Глава 10. Освободиться

Освободиться

Рассказывают про одного царя, который однажды неизлечимо заболел. Врачи отчаялись вылечить его. И тогда пришел человек, у которого был рецепт излечения: если царь оденет одежду истинно счастливого человека, тогда он излечится.

Немедленно были разосланы гонцы во все края царства, найти истинно счастливого человека, и принести его одежду царю. Сначала пришли к самому богатому в стране человеку. Спросили у него: ты счастлив? Он ответил: конечно. Я же самый богатый в государстве человек.

- Но ты совершенно счастлив?

Богач задумался. Слово "совершенно" – проблематично. Как же я могу быть совершенно счастливым? Ведь я постоянно должен беречь свой статус. Возьмите, к примеру, того бизнесмена на севере страны. Его бизнес процветает, и я боюсь конкуренции. И еще – в последнее время я понес кое-какие убытки…

Посланцы оставили его и ушли, предоставив ему возможность размышлять о своем положении. Они убедились, что, несмотря на его огромное богатство, он живет в постоянной тревоге, и не знает, что такое истинное счастье.

И тогда они поспешили к человеку, занимавшему самую высокую должность в стране в области образования. "Счастлив ли ты"? – спросили у него. "Да" – ответил. "Совершенно счастлив"? – Тут он начал хмыкать. Он рассказал им о планах, которым не суждено было реализоваться, и как он чувствует себя в страхе перед определенными людьми, и тогда они убедились, что также он не представляет себе, что есть истинное счастье.

Так они шли от одного человека к другому, и всегда история повторялась. Были такие, которые выглядели счастливыми извне, и такие, которые были счастливы внутри. Но ни один из них не был совершенно, абсолютно счастлив. Под внешней оболочкой, каждый из них пребывал в тревоге из-за различных забот и страхов.

После длительного путешествия, не увенчавшегося успехом, посланники решили вернуться домой, ибо они уже решили для себя, что их миссия провалилась. По дороге домой, когда уже оставалось совсем немного пути до царского дворца, вдруг они услышали веселую песню. Это была песня человека свободного от всякой тревоги, и они почувствовали, что он был действительно счастлив.

Немедленно они направили своих лошадей в сторону места, откуда слышалась песня, и вот они увидели перед собой пьяного, раскачивающегося взад-вперед, и широченная улыбка на его устах. "Счастлив ли ты"? – спросили у него. "Я – самый счастливый человек на земле" – ответил им. "Совершенно счастлив"? – "Конечно, никакая тревога не досаждает моему мозгу".

И они убедились, что это действительно так. Он не был озабочен ничем, у него не было никаких опасений или страхов. Они сразу поняли, что это тот человек, которого они так искали. Они сказали ему: "уважаемый господин! Нам нужна твоя рубаха. Царь болен, но врач, лечащий его, сказал, что если царь оденет рубаху счастливого человека – он выздоровеет. Одолжи же нам, пожалуйста, твою рубаху на короткое время. Мы обещаем тебе, что ты получишь соответствующую награду".

Человек ответил: "я был бы счастлив помочь царю, и я бы сделал это без всякой платы. Но есть одна проблема: я не могу отдать свою рубаху, потому что у меня ее нет".

Смысл этой притчи: из-за того, что у него нет даже рубахи – поэтому он самый счастливый человек в мире.

С одной стороны, эта история выглядит хорошо. Он говорит нам, что многие из нас настолько заняты тем, кто мы, и что у нас есть, что никогда мы не способны освободиться, и быть счастливыми. Забота о себе сковывает нас, и лишает нас возможности ощутить истинное счастье.

Эта мысль кажется на первый взгляд весьма справедливой. Но за ней кроется нечто негативное. Герой этой истории лишен абсолютно всего: у него ничего нет, ни цели, ни смысла жизни, ни стремления, которое он пытался бы осуществить, или вещи, к которой бы он стремился. Действительно, у него нет ничего, что мешало бы ему быть счастливым, но вместе с тем, у него нет истинного источника счастья; жизнь его пуста.

Когда человек ставит перед собой цель, которую он стремится достичь – будь то цель ради себя самого – как богатство, или ради блага другого человека – он определяет свое счастье в терминах достижения своей цели. Есть моменты, когда он преуспевает, и другие, когда он может споткнуться. И поскольку в жизни есть времена лучшие и худшие, такой человек никогда не будет счастлив абсолютно. Почему пьяница в нашей истории думает, что он так счастлив? Потому что ему все совершенно безразлично. Но это не счастье, а трагедия.

Еще никогда не случалось, чтобы животное пошло к психологу, и жаловалось, что оно чувствует, что не реализовало себя, или не достигло того, что можно было бы достичь. Животное так не думает. Возьмите, к примеру, собаку: она встает утром, немного лает, катается на спине, бегает вокруг, кушает что-нибудь, идет спать, играет, снова спит, и встает на следующее утро, чтобы снова делать то же самое. И так она ведет себя год за годом. И это – полный порядок для собаки; ее природа не требует от нее большего. Она никогда не ощутит, что не реализовала себя.

Однако, человеческое создание совершенно отлично. Есть у него сердце и мозг, и он не успокоится и не угомонится, пока не реализует заложенный в него потенциал. Этот пьяница в нашей истории чувствует себя счастливым, что у него нет рубахи, т.е., что у него нет ничего своего собственного. Но это не есть истинное счастье. Более подходящее слово для его состояния – это буйство или безнадзорность. Ибо его само-удовлетворенность подобна само-удовлетворенности животного, в которой человек не реализует свой человеческий потенциал.

Возможно ли соединить вместе радость и ответственность? Возможно ли, что у нас будут цель и направление, и одновременно с этим мы будем способны освободиться и ощутить себя свободными?

Несомненно. Это тип радости, приходящей в результате "принятия ига". С одной стороны, человек освобождается от сосредоточенности на самом себе, но он не погружен в безделье; он соединяется с силой, которая гораздо выше его. Две эти вещи – освобожденность и соединенность – есть источники мощнейшей энергии радости, проистекающей из них.

Если мы вернемся к уподоблению нашей истории, в котором счастье происходит от того, что "нет у тебя собственной рубахи"; от того, что ты способен подняться над занятостью собственной персоной. Задается вопрос, или ты, подобно этому пьянице, ходишь голым, т.е., отбрасываешь от себя подальше свой человеческий потенциал? Или же ты – как человек, у которого есть кабалат ол – продолжаешь "одевать рубаху", но ты передаешь ответственность за нее своему Творцу?

Счастье пьяницы разрушительно; он разрушает свою способность выстроить жизнь для себя и для своих близких. Истинная радость связана с тем, что человек поднимается над собой, и, более того, с усилением связи с Б-жественной искрой, находящейся внутри человека. Таким образом выстраивается мощность личности. Человек, переживающий истинное счастье, его сила все усиливается, и он становится способным сейчас преодолеть личные ограничения, которые в прошлом мешали ему функционировать. Он открыт и дружелюбен в отношении к другим, и наполняет также их радостью. Он излучает веру в Вс-вышнего и благодарность за все то благо, которое Он послал ему.

Другими словами, есть такая радость, которая разрушает человека, и напротив нее – радость, делающая человека еще сильнее, чем он был раньше. Когда человек разрешает себе освободиться безо всякого направления – это разрушительно. Представьте себе, что случится, если Вы уберете руки с руля во время скоростной поездки на междугородней трассе, полной машин. Трасса жизни требует внимания не меньше, чем любая другая трасса.

Тем не менее, есть времена, когда мы передаем управление, как летчик, переходящий на автопилот. Но хотя мы и убираем руки с руля, мы не прекращаем думать о направлении полета. Это только, что кто-то там Свыше движет руль. Убирание рук с руля, в действительности, это не совсем подобающее сравнение, ибо в реальности, наши руки все время находятся на руле; ибо мы несем ответственность за нашу жизнь; но посредством исполнения Торы и заповедей мы способны подняться над собой.

Человек, который не верит во Вс-вышнего и не осознает Б-жественной основы, находящейся в нем, никогда не ощутит истинной радости. Такой человек, или будет целиком погружен внутрь себя, или будет жить жизнью, лишенной смысла. Нет у него другого пути, ибо он не осознает ничего, находящегося вне его собственного существования.

Но когда, напротив, человек верит в существование Вс-вышнего и понимает, что Вс-вышний находится в основе его существования, способен, действительно, освободиться от себя самого. Лишь тогда он способен ощутить истинное счастье.

Пьянство и гулянка означает, что мы освобождаемся посредством того, что мы становимся меньше, чем мы в действительности. Человек забывает о себе, и все, что имеет какое-либо значение, содержание и цель. В самом крайнем варианте это означает стать пьяницей, или наркоманом, отбирающим у человека его способность управлять собой. Но это может выражаться и в вещах куда более тонких. Человек, который думает, что единственный путь, каким он может стать счастливым, это забыть обо всем, кроме физического удовольствия, которое он получает в данный момент времени. Он живет ради "здесь и сейчас".

Это может быть чрезвычайно разрушительно. Ибо когда человек уходит от обязанности отвечать за себя – он способен нанести вред себе самому, своей семье, и людям, находящимся вокруг него.

Также в позитивной радости есть освобождение, но это освобождение совершенно иного рода. Человек не теряет управления – он только передает управление. Когда человек чувствует истинную радость – он освобождается. Но вместе с тем, он соединяется с чем-то более высоким, с Вс-вышним. Он освобождается от собственного мелочного эго, и позволяет измерению своей личности, которое гораздо глубже и гораздо истиннее, подняться на поверхность.

Это одна из причин, почему радость считается высокой ступенью в служении Вс-вышнему. Эта лишенная эгоизма связь между человеком и его Б-гом – не говоря уже о множестве преимуществ, которые он получает, освобождаясь от депрессии – это цель, к которой мы все должны стремиться.

Это также есть вся идея суббот и праздников. В дни суббот и праздников, мы возвышаемся над шумом будничной материальной жизни, и ощущаем истинную радость.

Вам приходилось когда-нибудь наблюдать, как люди пляшут многие часы подряд во время Симхат Тора? Эти люди – обычные люди, не ангелы. У каждого из них есть собственный широкий спектр забот и несчастий. Однако, во время Симхат Тора эти вещи не интересуют их совершенно. Они не думают о себе. В то время, когда они поют и пляшут, они соединяются с более высоким измерением, существующим в их личности, и отсюда происходит их радость.

Предыдущий Любавичский Ребе часто говорил, что во время Симхат Тора, сама Тора хочет танцевать. Однако, поскольку свитки Торы не имеют ног, то евреи обязаны исполнить для нее функцию ног, и нести ее в танце вокруг бимы синагоги.

Это сравнение позволяет нам понять, почему человек способен быть настолько радостен во время Симхат Тора. Он радостен, ибо он возвышается над ощущением собственного "я", он всего лишь "ноги" для Торы, и он может веселиться, забывая обо всех заботах. Вместе с этим, его жизнь полна смысла и цели, происходящими из Торы, которую он несет в своих руках.

Запись опубликована в рубрике: .