Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 9. Подняться над собственным "я".

Подняться над собственным «я».

В предыдущей главе мы провели различие между мрирут, приводящей к позитивной деятельности, и между ацвут и упадком духа. Человек, чувствующий мрирут, сознает собственные недостатки, но это сознание базируется на позитивной самооценке, заставляющей его исправить ситуацию. Ацвут же – это ощущение, лишенное жизни, и оно не приводит ни к какому позитивному результату. Оно приводит лишь к бездеятельности, и наносит личности большой урон.

Почему же один человек переживает ацвут, в то время как другой – только мрирут? В чем корень этих двух различных переживаний, и что делает нас склонными более к одному из них, чем к другому?

Еще один значимый для нас вопрос: в предшествующих главах мы объяснили, что если человек чувствует, что ацвут побеждает его, он обязан изгнать терзающие его мысли из своего мозга. Хотя он понимает, что в конечном счете все от Вс-вышнего, и поэтому каждая вещь по своей сути есть благо. Однако, снова, в практической плоскости, на практике, самый лучший способ бороться с проблемой – это изгнать терроризирующие нас негативные мысли из мозга. Ибо прямая причина для переживания угнетенности – это не само негативное происшествие, но именно тот факт, что мы думаем об этом. Если бы человек был способен удалить из своего мозга угнетающую его мысль, его покой не был бы так нарушен. Но эта идея требует объяснения. Если мы способны вернуть себе душевный покой лишь изгнанием негативных мыслей, почему же мы не встаем и не делаем это? Почему одна из вещей, которые труднее всего сделать – это изгнать эти негативные мысли из нашего мозга? Почему же так трудно избавиться от погруженности в них? И почему, в общем, мы держимся с мысль, которая столь разрушительна?

Есть один ответ на все эти вопросы: «йешут». Йешут означает обсессия, которая есть у человека относительно собственного «я». Действительно, очень важно, чтобы у человека была позитивная самооценка. Человек должен чувствовать себя сильным, уверенным в себе и способным бороться. Без этих позитивных эмоций – он не сможет быть успешным в отношениях с другим человеком, и, кстати, также в отношениях с Вс-вышним.

Но «йешут» – это нечто большее, чем просто позитивная самооценка; это подход, когда «я» – это основное существование человека, и оно властвует – сознательно или подсознательно – над подходом человека к жизни. Подобный подход – источник депрессии. Все, что происходит с таким человеком, все, что случается в его жизни, вращается вокруг единственного вопроса: как это влияет на мое «я»?

Не все, что происходит с человеком, обязательно должно быть идеальным, и не все получается так, как он хотел бы. Разумно предположить, что время от времени, каждый из нас способен споткнуться в достижении определенных целей, которые он поставил перед собой, или быть обиженным другими людьми. Если человек ставит свое «Эго» в центре своих устремлений – эти события потрясут спокойствие его «эго». Но что еще хуже – что он склонен крепко держаться за свою обиду, и не дает себе освободиться. Он не способен освободиться, ибо это его «я» пострадало, и ведь «я» – это единственное, что интересует его.

Человек, не склонный видеть в своем «я» абсолют, способен освободиться. Факт, что не все наши дела всегда завершаются успехом. Наши «сны» не всегда реализуются, и наши отношения с людьми не всегда полностью успешны. Однако, человек, который не слишком зациклен на самом себе, способен видеть за пределом временного поражения; продолжить двигаться вперед, и делать это с радостью.

Здесь нет абсолютных правил, каждый, на самом деле, думает о себе, но вопрос – каким образом он это делает. Возьмем следующий пример. Врач лечил больного, страдающего тяжелой болезнью, и смог вылечить его. Врач, несомненно, рад этому, но его радость может происходить по одной из двух причин.

Первая концентрируется на добром деле, которое он сумел сделать. Перед ним был человек, который страдал и мучился, его жизнь была в опасности, и сейчас, он может жить продуктивной счастливой жизнью, и продолжать приносить радость своей семье.

Вторая сосредотачивается на его собственной успешности в качестве врача. Он горд и счастлив тем, что это был он, который смог принести исцеление больному. Это ощущение собственного «эго», которое доставляет ему радость.

То же самое справедливо, когда, не дай Б-г, произошло обратное – когда врач тяжело трудится, чтобы спасти жизнь больного, но он видит, что шансы практически нулевые. Также здесь, врач способен отреагировать одним из двух способов. Или он из тех людей, которые будут тяжело переживать то, что больной, скорее всего умрет; он видит огорченные лица членов его семьи, и он сопереживает их боли. Или он из другого типа людей, и хотя также он будет весьма огорчен, но его основной мыслью будет — «я провалился». Он огорчится тому, что он не смог вылечить больного, не так из-за самого больного, сколько из-за самого себя. Он чувствует себя уязвленным каждый раз, когда он не преуспел в своих делах.

Все мы движимы этими двумя побуждениями. У каждого из нас есть определенная мера сочувствия другим, и у каждого из нас есть определенная мера заботы о себе самих. Однако вопрос состоит в том, какое из этих двух побуждений являются главным фактором, заставляющим нас действовать. Человек эгоистичный, «йеш», движим своим эго, и это то, что заставляет его действовать на протяжении всего дня. С другой стороны, человек, у которого есть «битуль», не эгоистичный, сосредотачивается на целях, которые он стремится достичь. Также такой человек сознает свое «я». Он берет на себя ответственность, и знает, что другие полагаются на него. Однако собственное «я» – не важно, или он преуспевает, или он терпит провал – не находится в центре его устремлений. Внимание его сердца сосредоточено на целях и задачах, стоящих перед ним.

Возьмите например следующую ситуацию: человек встает, чтобы держать речь перед собранием из 500 человек. В такой ситуации он очень озабочен своим внешним видом, и каждым движением, которое он совершает. Давайте теперь возьмем того же человека в совершенно иной ситуации; он заходит в автобус и подает водителю проездной билет. Он сознает, что он подает водителю проездной? – Конечно. Он знает, что заходит в автобус? – Очевидно. Мысли о самом себе также переполняют его, как когда он находился перед залом из 500 человек? – Ясно, что нет.

В обычной ежедневной деятельности, несмотря на то, что мы сознаем свои действия, он мы не считаем их чем то особенным, это не добавляет нам самомнения. Мы исходим из того, что ясно и очевидно, что мы должны делать то, что от нас требуется. Но когда мы находимся на сцене, мы начинаем обращать внимание на собственный имидж; мы поглощены мыслью о собственном имидже, как это выглядит в глазах других, и мы с озабоченностью размышляем, что же они думают о нас.

Мы видим, таким образом, что существуют два способа поведения. Один – сосредоточиться на том, что я делаю и задачах, стоящих передо мной. И другой путь – сосредоточиться на том, что это же я, который это делает, и я думаю об этом больше, чем о задании, которую мне надо исполнить.

Эгоист – это человек, сосредоточенный на самом себе. Его мысли крутятся вокруг него самого, и как все, что вокруг него происходит, повлияет на него лично.

Человек, имеющий «битуль», напротив, это человек, отстраняющий себя. Не имеется в виду, что он подавляет собственную личность; речь о том, что человек посвящает себя чему-то более возвышенному, чем собственное «я», и он постоянно стремится достичь поставленной возвышенной цели. Такой человек, обладающий «битуль», действует, не задумываясь о своем «я», и это – путь здоровый и естественный. Не таков путь человека, целиком поглощенного собственным «я» – это не нормальный путь.

Один профессор, специалист по строению ступни, проводил лекцию о движении ноги. Он объяснил, каким образом нервы, мускулы и различные сосуды, вместе с костями, действуют в удивительной гармонии, для того, чтбоы позволить нам идти. После того, как он закончил читать лекцию, он вышел из аудитории, и пошел через университетский городок к себе домой. Он начал размышлять о силах, приводящих в движение его ноги, и каким образом движение его ноги связано с совместной деятельностью столь многих различных частей тела. Он попытался почувствовать, как все эти части действуют вместе, когда он шел по дороге.

Мы представляете себе, что произошло? Чем больше он размышлял, тем более медленной и неуклюжей становилась его походка, и скоро он остановился и не был способен продолжать путь. Его ноги отказались двигаться.

Как он смог, все же, снова пойти вперед? Тем, что он полностью «стер» всю эту тему из своего мозга. Он начал думать о чем то ином, и полностью отвлекся от функционирования механизмов движения ноги; и только тогда он смог идти дальше. Когда человек чрезмерно погружается в частности своих движений в данный момент, он теряет способность действовать естественно.

Есть еще одна похожая история: Один раввин шел как-то по улице. Один прохожий остановил его, и выразил свое удивление его длинной белой бородой. Рав учтиво улыбнулся. Прохожий обратился к нему с вопросом: «рабай, а когда Вы спите ночью, Ваша борода находится под одеялом или над одеялом»?

Раввин очень смутился, и сказал: «скажу тебе честно, не имею никакого представления». Прохожий не отставал, «ты ведь носишь бороду не меньше чем сорок лет, и ты не знаешь, что происходит с ней ночью»? И раввин ответил: «я, правда, не знаю».

В течение следующих двух недель, раввин был не способен заснуть. Сначала, он положил свою бороду под одеяло, и почувствовал, что это неудобно. Потом он положил ее на одеяло, и снова почувствовал неудобство. Он никак не мог найти удобное положение. Как же он спал на протяжении сорока лет? Все время пока он не задавался этим вопросом – не было никакой проблемы. Когда началась проблема? С того момента, когда он начал сознательно обдумывать то, что должно происходить естественным путем.

Это справедливо также относительно множества других вещей. Когда мы стремимся жить своей жизнью, и достичь то, что мы хотели бы достичь, без постоянной рефлексии о том, что это мы – которые делаем эти дела; когда наши мысли сосредотачиваются лишь на делах, которые должны быть сделаны – мы действуем радостно и успешно. Но когда человек проверяет себя постоянно и думает, каким образом каждая мелочь затрагивает его лично – это не естественный путь, и это приводит к проблемам.

Различие между «йеш» и «битуль» лежит также в основе различия между ацвут и мрирут, о которых мы говорили выше. Мы спросили: почему человеку так тяжело освободиться? И действительно, если он «йеш» – он не способен освободиться от самого себя, поскольку вся его жизнь вращается вокруг ощущения собственного «я». Возможно, он сознает, что лучше бы было освободиться, но он не способен. И хотя это доставляет ему только ссоры и неудобства – он продолжит быть разраженным и отчаявшимся, из-за той или иной ситуации, и будет снова и снова пережевывать все детали. Это как будто бы что он не может иначе. Он слишком привязан к собственному «Я», ибо это «я» – единственный смысл его существования.

Однако, человек, душа которого чувствует более глубокое измерение его существования – Б-жественность, которая внутри него – не привязан к своему «Я» в такой степени. Если с ним случается нечто огорчительное – он готов освободиться от этого. Есть у него другие вещи, занимающие его мозг. Он думает о других делах, которые он собирается успешно исполнить, и он смотрит в будущее, не в прошлое. Более того, человек, которому свойственен «битуль» – более открыт, чтобы принять Высший план, который Вс-вышний установил для него. Напротив этого, человек, который «йеш» – его постоянная мысль о самом себе мешает ему принять и подчиниться воле Вс-вышнего, ибо его «эго» не способно вынести отказ от контроля за событиями.

Еще одно различие между мрирут и ацвут заключается в том, что человек, погруженный в ацвут – не думает в терминах практического решения проблемы. Он только думает в понятиях «как же это ужасно, и как же это может стать еще хуже, и насколько же то, что некто думает о нем – несправедливо, ибо ведь он не такой уже плохой человек; наоборот – сравните его с братом, или с сестрой, или с двоюродным братом, или с соседом из соседней квартиры». Подобные мысли проходят в мозгу человека, пораженного депрессией. И, каким то противоестественным образом, эти мысли дают ему некое подобие удовлетворения.

Напротив него, человек, чувствующий вкус горечи (мрирут), пробуждается, чтобы искать решение для своей проблемы. Он не склонен погружаться внутрь себя самого; он посвящает себя целям и задачам, и он смотрит на события его жизни и вокруг него – в свете понятий этих целей.

Он готов бороться с проблемами, встающими на его пути, с собственными недостатками, и даже с собственными ошибками. В тот момент, когда он ощущает горечь – он чувствует боль – истинную боль, происходящую из честного осознания ситуации, требующей изменения, а не боль «собственного производства», происходящую из обсессии собственного эго. Следует помнить, что горечь должна быть чувством, ограниченным во времени. Как правило, человек, чувствующий горечь – это человек счастливый, в истинном смысле этого слова, приходящего как следствие преданности высокой цели, и делающего все для ее осуществления.

Итог: основной фактор депрессии – это эгоизм, йешут, обсессия человека на собственном «я», мешающая ему сосредоточиться на цели его жизни, поставленной ему Высшим Провидением. Такой человек останется целиком поглощенным самим собой, и не будет способен ощутить истинную радость, приходящую как следствие полного принятия Высшего плана, который Вс-вышний установил для него, и от того, что он участвует в его осуществлении.