Глава 5. Искать глубину

Искать глубину

До сих пор мы старались объяснить, что человек должен всегда пребывать в радости, ибо все, что происхоидт с ним – есть благо. Вопрос лишь в том, или это благо раскрыто, или оно сокрыто под маской. Само это требует объяснения. Почему же, действительно, иногда Вс-вышний посылает нам благо в сокрытом виде, какова цель, скрывающаяся за этим?

Рассказывают про Магида из Межерич, что однажды его маленький сын подбежал к нему – он играл в это время со своим товарищем – горько плача. Магид спросил его – отчего и почему же он плачет? Мальчик начал рассказывать, что он с друзьями играли в "прятки". Они спрятались в укромном месте, и думали про себя, что нашли самое лучшее место, где можно только спрятаться, и поэтому другой мальчик, который должен был их искать – не нашел их. Но, когда они вышли из своего "убежища" – они увидели, что ошибались. Тот, кто должен был их искать – совершенно не искал их. Он решил пойти домой, вместо того, чтобы искать их. Из-за этого плакал сын Магида.

Когда Магид из Межерич услышал эту историю, он тоже начал плакать. Ребенок спросил у него – почему он плачет? И тогда Магид сказал ему, что также у Вс-вышнего есть похожая претензия.

Что имел в виду Магид? Сказано "Ты – Б-г прячущийся". Вс-вышний говорит – "Я прячусь от ваших глаз, но моя тайная цель – чтобы вы пришли и искали Меня. Однако, вместо того, чтобы искать Меня, вы идете и занимаетесь другими делами".

И в отношении нашего вопроса: Когда происходит нечто не-желательное, и человек чувствует, что сердце его сломлено, и причина того, что он так чувствует – совсем не обязательно в том, что произошло с ним. Как мы уже говорили выше, многие люди прошли тяжелые испытания, которые, тем не менее, не смогли сломить их. Чувство надломленности происходит от того, что человек не осознает того факта, что Вс-вышний прячется за тем, что произошло, и что цель тяжелого происшествия – заставить его искать и найти Вс-вышнего там, где Он прячется. Если бы тот человек понимал это, он бы не был сломлен.

Для пояснения этой идеи можно привести следующую аналогию:

Отец хочет удостовериться, насколько его сын умен. Он также хочет развить интеллигенцию своего ребенка, и для этой цели он решает спрятаться от своего сына. Если ребенок глупый – он сразу начнет плакать, ибо он не может найти своего отца. Однако, если его разум более развит – он подумает – что это вдруг случилось? Такой ребенок начнет искать своего отца, пока не найдет его.

Цель того, что отец прячется – не в том, чтобы остаться далеко от своего сына. Наоборот, отец желает, чтобы сын нашел его. Но он хочет также, чтобы это произошло после многих усилий его сына по его поиску и нахождению места его укрытия.

И смысл этой аналогии понятен. Вс-вышний желает, чтобы мы искали Его внутри сокрытия, чтобы мы углубили свои поиски, пока не найдем Его тайное убежище.

Эта аналогия учит нас еще одной очень важной идее[1]. Дело не только в том, что радость важна, ибо она отражает истинное положение вещей. Более того: когда человек пребывает в радости, сама эта радость приводит к тому, чтобы мнимое зло растаяло. Радость заставляет добро и благо раскрыться и "выйти на поверхность".

Почему это так? Если мы вернемся снова к приведенной выше аналогии – когда ребенок ищет своего отца, и находит место его укрытия, что происходит тогда? Разве отец продолжает прятаться? Нет. В тот момент, когда сын находит его, все заканчивается, и отец выходит из укрытия. Нет более никакой причины продолжать прятаться.

То же относится также и к Вс-вышнему и еврейскому народу. Когда человек пребывает в радости, он осознает Б-жественную природу происходящего; он как будто бы говорит: "действительно, Ты прячешься, но я способен различить и распознать Тебя внутри этих событий, несмотря на то, что Ты скрываешься".

И тогда, срывается маска, и "пребывающий в Высшем сокрытии" выходит из своего убежища. Или, иначе говоря – добро и благословение раскрываются и становятся явными.

Эта великая сила, которой обладает радость, и заставляет добро раскрыться. И этой способностью обладали рабби Акива и рабби Нахум из Гимзо, ибо благодаря их ясному сознанию того, что благой Вс-вышний скрывается внутри любого события, и поэтому это событие есть благо, сверх всякого сомнения – они постоянно пребывали в радости, и эта радость перевернула те сложные ситуации, в которых они пребывали – в ситуации добра и благословения. Т.е., радость сбросила занавес, и внутреннее благо вышло на поверхность.

Тем не менее, можно задать вопрос: почему Вс-вышний скрывает себя? Почему Он желает, чтобы мы искали Его? Когда речь идет об отце и сыне – мы можем смотреть на эту игру как на нечто достаточно веселое. Отец хочет, чтобы ребенок искал его, ибо так раскрывается сообразительность ребенка. Это объяснение подобает человеческим созданиям.

Однако, в наших отношениях со Вс-вышним, должна быть, понятно, более глубокая причина для вопроса, почему наш Небесный Отец скрывает себя от своих детей, и почему Он стремится, чтобы мы искали Его. И причина – в том, что, как говорит Алтер Ребе, чтобы сын положил к своему сердцу эту любовь, и эта любовь раскрылась в еще большей степени, и когда познает сын, что отец его находится здесь, и скрывает лицо свое от него, тогда, несомненно, увеличится любовь его… раскрытие любви в аспекте "кричит сердце их… отец, отец…".



[1] См. Тания Игерес аКойдеш гл. 11

Запись опубликована в рубрике: .