Беседа 6
Объяснение истории, рассказываемой в Гемаре (Сукка 48, 2) "И забили его весь народ своими этрогами"
26. В свете вышесказанного становятся понятными слова Гмары о том, что
когену, совершавшему возлияние воды на жертвенник, кричали: «Выше руки!»[1].
Однажды возлияние совершал коген-саддукей, и вместо того, чтобы лить воду на
жертвенник, он вылил ее себе на ноги, из-за чего «забросал его весь народ, как
камнями, своими этрогами».
С тех пор ввели обычай кричать когену: «Выше
руки!». То есть лей куда надо: в чашу, специально для этого поставленную на
жертвенник.
В этом рассказе многое кажется непонятным. Во-первых, если этот саддукей вообще не считал возлияние воды на жертвенник частью служения, зачем он вылил воду себе на ноги? Во-вторых, почему весь народ «забросал его, как камнями, своими этрогами»? Если коген вносит какое-то изменение в свое служение, его поражают смертью с Небес или убивают ревнители. Почему же в этом случае вмешался весь народ? В-третьих, почему сказано, что народ забросал его, как камнями, именно этрогами?
Сказанное выше о внутреннем смысле возлияния воды на жертвенник дает нам ответы на все эти вопросы.
27. Саддукеи считали, что Тору следует принимать так, как диктует человеческий разум, и потому не признавали устную традицию мудрецов Торы. Истина же состоит в том, что Моше-рабейну «получил Тору с Синая и передал ее Иегошуа, а Иегошуа - старцам» и т. д.[2]. Поэтому ни одно галахическое положение, которое устанавливает «Шулхан арух» или любая другая книга, принятая всем еврейским народом, не подлежит никакому сомнению. Конечно, надо стараться насколько возможно понять Тору, но и то, что становится понятным, следует исполнять в соответствии с традицией Устной Торы. Саддукеи же утверждали, что раз Тора «не на небесах»[3], каждый может брать из нее то, что подсказывает ему его разум. Поэтому они были согласны, что следует производить возлияние вина (потому что, как сказано, вино - символ понимания, постижения), но против возлияния воды (которая символизирует кабалат олъ) категорически возражали.
Саддукеи рассуждали следующим образом. Женщины, простые и невежественные евреи, а также деловые люди, чей ум постоянно занят вопросами бизнеса, а не Торы, должны вести себя в соответствии с указаниями, которые им дают раввины и мудрецы, сведущие в Торе. Те же, кто посвятили свою жизнь Торе, вовсе не обязаны безоговорочно принимать устную традицию мудрецов. Раз они посвятили себя Торе, а «Ифтах в своем поколении - как Шмуэль в своем поколении»[4] и Тора «не на небесах», то каждый из них, мол, сам может определять, что и как делать.
Вот почему тот саддукей вылил воду себе на ноги. Он считал, что ему, когену, служащему в Храме Б-га, не требуется кабалат олъ. Он лил воду именно на ноги, чтобы показать: все шестьсот тысяч евреев, составляющих народ Израиля[5], должны покорно принимать его указания. (Кроме того, тем самым он продемонстрировал свое мнение о себе самом: по его мнению, кабалат олъ относится только к вопросам низким, принадлежащим к категории «ноги», а то, что постигает мозг и чувствует сердце, надо исполнять в соответствии с внутренним ощущением, а вовсе не из-за кабалат оль.)
28. Теперь мы понимаем, почему «забросал его весь народ, как камнями, своими этрогами». Это сделали не когены, а именно простой народ. Даже если ученый, обладающий особыми способностями к постижению сложных проблем, исполняет свое служение на основе кабалат олъ, ему трудно признать, что одного ума недостаточно. Когда кто-то начинает доказывать, что, мол, не нужно кабалат олъ, ему трудно сразу найти надлежащее возражение, так как он слишком хорошо знает ценность интеллекта. Когда же простые люди из народа слышат, что кабалат олъ не требуется, они моментально ощущают, что это утверждение противоположно воле Всевышнего.
В учении хасидизма объясняется[6], что во время изгнания сила самопожертвования светит ярче, чем во времена Храма. Дело в том, что во времена Храма, когда Б-жест-венное открыто присутствовало в среде народа Израиля и всем было видно воочию, что «если по установлениям Моим будете вы поступать... то Я дам вам дожди вовремя»[7], не было такой необходимости в готовности к самопожертвованию. А у простых людей и во времена Храма, и особенно во времена изгнания сила самопожертвования светит ярче, чем у людей ученых.
29. Но почему того саддукея забросали именно этрогами?
Среди четырех видов растений, необходимых для исполнения в праздник Сукот заповеди об арбаа миним, - этрога, лулава, гадаса и аравы, - наиболее почетное место занимает этрог, поскольку он обладает и вкусом, и ароматом. Среди душевных сил этрог соответствует разуму - высшей из сил души. Поэтому народ забросал того саддукея именно этрогами: люди поняли своим разумом, что он хотел сказать, вылив воду себе на ноги, и ответили ему: твой подход диаметрально противоположен воле Всевышнего! Потому что даже если еврей, не обладающий сильным интеллектом, служит Всевышнему, руководствуясь исключительно кабалат оль, он приобретает способность понимать и чувствовать наслаждение в служении Всевышнему, соответствующее степени его кабалат оль.
Ребе, мой тесть, рассказывал, что когда однажды в Лю-бавичах случился пожар, один из жителей, спасаясь от огня, втиснулся в такое узкое место, что потом никак не мог оттуда выбраться. Возникает вопрос: если то место было настолько тесным, что человек никак не мог оттуда выбраться, то как же он смог туда втиснуться? Ответ состоит в том, что вначале страстное желание выжить оказало такое влияние на его тело, что оно сжалось. Значит, если воля человека способна оказать влияние на плоть его тела, то тем более она может воздействовать на его разум. Пример тому дает Тора, запрещая принимать взятки, так как они воздействует даже на людей праведных и, в принципе, абсолютно честных[8]. Через их волю взятка воздействует на их разум, склоняя его принять сторону давшего взятку.
30. Теперь мы понимаем слова Гмары: «...в тот день образовался изъян в одном из углов жертвенника, принесли глыбу соли и закрыли его»[9].
На жертвенник приносят кровь и нутряной жир жертвенных животных - самую лучшую, избранную их часть. Совершавший жертвоприношение должен был представлять себе: всё, что делают с этим животным, нужно было, в наказание за мои проступки, сделать со мной. Следовательно, в духовном плане служения Всевышнему человеческой души жертвенник символизирует полное подчинение Б-жественному высших сил души (в частности, разума).
Как нож, употребляемый для шхиты, не должен иметь никакого изъяна, так и жертвенник, на который возносят то, что является самым лучшим, не должен иметь никакого изъяна. Гмара приравнивает нож к жертвеннику и распространяет законы, касающиеся одного из них, на другого[10]. Она приходит к выводу, что изъян в жертвеннике означает недостаток как в нем, так, соответственно, и в приносимых на нем жертвах.
На это намекал ответ действием, который дали евреи тому саддукею, утверждавшему, что кабалат олъ не требуется и достаточно постижения разумом. Ему показали изъян в жертвеннике - то есть изъян в кабалат оль, - который создает недостаток и в том, чему служит духовный «жертвенник», - в постижении и понимании.
31. Чем же исправили этот изъян в жертвеннике? Солью. Выше[11] упоминался закон, гласящий, что из воды нельзя создать эйрув. Мишна добавляет там же: «...и из соли». Причина все та же: как и вода, соль не является питанием для человеческого организма.
Аналог соли в служении Всевышнему - изучение внутреннего, глубинного содержания Торы, проникнутое верой в мудрецов Торы. Несмотря на то, что, изучая «скрытую Тору», еврей не достигает такого понимания, которое возможно при изучении «открытой Торы», именно изучение глубинного смысла Торы дает ему силы для постижения всех шести разделов Мишны и Талмуда. Оно исправляет недостатки в изучении «открытой Торы» и помогает преодолеть те препятствия, которые возникают в уме и мешают постичь истину. И благодаря изучению «скрытой Торы» год становится счастливым и благословенным в изучении Торы и исполнении заповедей - так что естественно осуществляется обещание Всевышнего: «Я дам вам дожди вовремя».
Из беседы во время Симхат бейт гашоэйва 5715 г. (1954 г.)
[1] См. Сука, 48б.
[2] Авот, 1:1.
[3] Дварим, 30:12.
[4] Рош-Гашана, 25б.
[5] Ср. «Шестьсот тысяч пеших насчитывает народ, среди которого я нахожусь...» (Бемидбар, 11:21).
[6] См. Ребе Раяц, Сефер маамарим идиш, «Эйн Гакадош барух Гу ба битрунья» (Кунтрес 105).
[7] Ваикра, 26:3,4.
[8] См. Шмот,23:8.
[9] Сука, 48б.
[10] См. Хулин, 17б.
[11] См. выше, п. 24.