Суккот. Беседа 4

Беседа 4

Связь Суккот и Рош аШана, Йом Кипуром и семью днями между ними

16. Праздник Сукот приходит после служения Десяти дней раскаяния. Это значит, что все виды Б-жественного света, которые евреи притянули во время Десяти дней раскаяния, в праздник Сукот нисходят на землю и раскрываются в праздничном веселье. В число Десяти дней раскаяния входят оба дня Рош-Гашана, Йом-Кипур и семь дней между ними, и все они - Рош-Гашана, Йом-Кипур и семь дней - связаны с праздником Сукот. Как именно?

Рош-Гашана. Крыша суки называется схах. Это слово состоит из трех букв: «самех», «каф» и еще один «каф». Числовое значение буквы «самех» - 60, что намекает на шестьдесят долгих звуков шофара, которые звучат в Рош-Гашана. Числовое значение буквы «каф» - 20, две эти буквы в слове схах намекают на двадцатикратное повторение прерывистого трубления (труа) и на двадцатикратное повторение коротких звуков (шварим). Числовое значение слова схах - 100, что указывает на сто звуков шофара, которые в общей сложности звучат в Рош-Гашана.

Йом-Кипур. Главный элемент служения в Храме в Йом-Кипур - воскурение благовоний в Святая Святых, причем дым от воскурения должен образовать там настоящее облако. Как разъясняется в учении хасидизма, это облако в Святая Святых притягивает «облака славы», что прямо связано с праздником Сукот[1].

Семь дней. Семь дней между Рош-Гашана и Йом-Кипу-ром включают в себя все дни недели, и тшува, совершаемая в каждый из них, исправляет проступки, совершенные в соответствующие дни недели прошедшего года. Так, воскресенье в этих семи днях исправляет проступки всех воскресений года, понедельник - проступки всех понедельников и т. д. А затем эти семь дней тшувы вливаются в семь дней праздника Сукот (тоже содержащие в себе все дни недели) и наполняют весельем все дни недели нового года: воскресенье праздника Сукот - все воскресенья, понедельник - все понедельники и т. д.

17. Может возникнуть вопрос: если воду возливали на жертвенник только утром, во время совершения утреннего жертвоприношения «тамид»[2], значит нет полных семи дней, так как предыдущая ночь выпадает из счета? Ответ таков.

Во-первых, веселье праздника Сукот начинается раньше, как только заканчивается предыдущий день, канун Сукот[3].

Во-вторых, сказано в Иерусалимском Талмуде[4], что если по каким-то причинам возлияние совершили ночью - даже в первую ночь праздника, - постфактум заповедь считается исполненной. Значит, праздничное веселье начинается с ночи, и, разумеется, налицо все семь суток.



[1] Сука напоминает об «облаках славы», которые со всех сторон окружали народ Израиля в пустыне после исхода из Египта.

[2] См. Йома, 26б.

[3] См. Сука, 336 и комм. Раши там же.

[4] См. Сука, 4:7.

Запись опубликована в рубрике: .