АБРАМОВ Хаим Менделевич
Родился в 1896 в Черкесске. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. В начале 1920-х — был торговцем в Кременчуге, скрылся от ареста, выехав в Москву. Проживал в дер. Ямская Слобода Можайского района Московской области. В семье было трое детей от 4-х до 16-ти лет. Вошел в нелегальную религиозную общину. 20 сентября 1937 — арестован как «активный организатор тайнвхх собраний». Из «Обвинительного заключения»: «Участник сионистской контрреволюционной группы по обработке евреев на выезд в Палестину и противодействию советским законам». 20 декабря 1937 — приговорен[1] к 8 годам ИТЛ[2]. Отправлен в Бамлаг, откуда в марте 1946 — был освобожден по инвалидности. Вернулся на ст. Красково Московской области, работал сторожем в артели. Позднее проживал в пос. Малаховка Московской области и принимал активное участие в жизни хасидской общины. 23 января 1960 — реабилитирован.
ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-63427.
АБРАМОВИЧ Израиль Моисеевич
Родился в 1908 в мест. Скиретимони Ковенской губ., в семье раввина. Получил традиционное религиозное еврейское воспитание. Учился в хедере и иешиве. В 1931 — окончил еврейский факультет Московского государственного педагогического института (МГПИ), но работать по специальности не смог, так как все еврейские школы были закрыты. Преподавал историю и конституцию в русских средних школах. В 1939 — окончил историческую аспирантуру, а в 1940 — философскую аспирантуру МГУ. С 1941 по 1945 — находился в эвакуации в Сталинске Кемеровской области, где преподавал в средних школах. В 1942 — закончил кандидатскую диссертацию «Эволюция Бунда». В августе 1945 — вернулся в Москву и продолжил преподавание в средних школах. В 1946 — подал документы на выезд в Израиль или США, после чего в 1947 — был отстранен от преподавания «за применение к учащимся мер физического воздействия» и с лета работал внештатным сотрудником в редакции газеты. Позднее разнорабочий в строительно-монтажном Управлении треста № 5 Министерства легкой промышленности. Стал рассылать в разные инстанции анонимные письма о том, что ему запрещают выехать на родину. 7 июня 1949 — арестован по обвинению «в связях с органами иностранной разведки и распространении антисоветских сионистских писем провокационно-клеветнического содержания». Во время обыска были изъяты 3 тетради рукописей пьес и 7 тетрадей с художественными произведениями, а также рукописи «Источники сионизма», «О сионизме», диссертация «Эволюция Бунда». 4 ноября 1949 — было снято обвинение «в связях с органами иностранной разведки» за недоказанностью улик. 5 ноября 1949 — предъявлено обвинение «в изготовлении и распространении антисоветских писем». 24 декабря 1949 — приговорен к 10 годам ИТЛ. 13 января 1950 — отправлен в Каргопольлаг, откуда 17 сентября 1954 — переведен в Воркутлаг. В мае 1956 — освобожден из лагеря. В октябре 1956 — реабилитирован. В конце того же года проживал в Астрахани.
ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-29467
АБРАМОВИЧ Шмуэль
Проживал в Москве. Активный член хасидской общины. В конце 1930-х — арестован и приговорен к заключению в лагерь. В 1945 — находился в заключении, хасидская община при синагоге в Марьиной Роще постоянно собирала средства для отправки ему в лагерь посылок. Дальнейшая судьба неизвестна.
ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. А П-31401.
АБРАМСКИЙ Иехезкель
Родился в 1886 в мест. Дашковичи Гродненской губ. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. Учился в хедерах и литовских иешивах. Раввин, талмудист, комментатор раввинских источников. С 1912 до 1914 — раввин в мест. Смольяны Оршанского уезда Могилевской губ., с 1923 по 1930 — в Слуцке. В 1928 — совместно с Ш. И. Зевиным издавал раввинистический журнал «Ягдил Тойрэ», единственное издание такого рода в стране. В 1930 — арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». В 1930 — приговорен к 10 годам заключения. В 1931 — освобожден досрочно, выехал из страны в Англию. Занимал должность даяна в Лондонском религиозном суде. С 1951 — проживал в Израиле. Президент объединения иешив. Член Совета Мудрецов Торы, высшего органа партии «Агудас Исроэль». В 1956 — получил Государственную премию Израиля за исследовательскую работу в области галахи[3]. В 1976 — скончался в Иерусалиме.
Российская еврейская энциклопедия. Т. 1 С. 13
АВЕРБУХ Зеев
Родился ок. 1924 в Бердичевском уезде. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. В середине 1938 — учился в подпольной иешиве «Томхей тмимим» в Бердичеве. В 1938 — вместе с меламедами и другими учениками был арестован и после допроса через несколько дней отправлен в закрытый интернат. Вместе с соучениками бежал из интерната. После прибытия в Киев отправлен в подпольную иешиву. После войны тайно выехал из страны. Проживал на Краун-Хайтс в Бруклине.
Цейтлин А.-Э. Хеселъ. «Летим», 1992, № 9—10.
АВЦОН Мейер Гершевич
Родился в 1909 в Миргороде Харьковской губ. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. Проживал в Москве, работал переплетчиком-надомником. 14 сентября 1935 — арестован как «активный участник контрреволюционной группировки». Из «Обвинительного заключения»: «Проводил активную деятельность по объединению еврейской молодежи и детей в хедеры и иешивы и обрабатывал их в контрреволюционном националистическом духе, проводил антисоветскую агитацию и распространял ложные слухи о якобы проводимых в СССР гонениях на верующих евреев». 3 ноября 1935 — приговорен[4] к 3 годам ссылки в Казахстан[5]. В ноябре отправлен в Алма-Ату. Дальнейшая судьба неизвестна.
ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. А. П-44451.
АЗРИЛЕВИЧ Мотя Аронович
Родился в 1887 в Бобринце Одесской губ., в семье служителя синагоги. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. После войны проживал в Электростали Московской области, работал медником на Ново-Краматорском машиностроительном заводе. 5 апреля 1952 — арестован по обвинению в «антисоветской деятельности». Из «Обвинительного заключения» от 18 апреля: «Будучи убежденным еврейским националистом, проводил антисоветскую националистическую деятельность, направленную к подрыву советского законодательства». 6 мая 1952 — дело передано на рассмотрение Особого совещания с предложением приговорить[6] к 5 годам ИТЛ. 16 июня 1953 — дело направлено на доследование. 29 июня 1953 — дело переквалифицировано с политической статьи на уголовную[7]. 30 июля 1953 — освобожден из-под стражи, дело прекращено по амнистии[8]. 18 мая 1956 — реабилитирован.
ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-16242.
АЙЗЕНШТАДТ Моисей Григорьевич
Родился в 1870. Раввин, общественный деятель. Окончил Ги-сенский университет в Германии. В 1894 — получил степень доктора философии. В 1899 — еврейской общиной Санкт-Петербурга приглашен служить помощником раввина на три года, но не был утвержден властями. В 1909 — избран на должность казенного раввина Санкт-Петербурга, в 1910 — назначение было утверждено властями. При хозяйственном правлении Хоральной синагоги создал Вечерние курсы еврейского языка и истории для учащихся высших и средних учебных заведений, а также хедер за Нарвской заставой. Вместе с 3. Жаботинским возглавил Общество любителей еврейского языка и народной музыки, Общество воспитания и образования евреев, Общество содействия обучению детей бедных евреев, участвовал в деятельности Общества для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ), член Попечительского комитета Еврейских училищ и библиотечной комиссии ОПЕ, Комитета по усовершенствованию музыкальной стороны синагогальных богослужений. Во время Первой мировой войны участвовал в организации обществ для помощи раненым воинам-евреям, беженцам из прифронтовых районов. После 1917 — избран в Исполком Еврейской общины (заместитель председателя его Совета), в 1918 — один из руководителей общин в Москве. Считая для себя невозможным сотрудничать с новыми властями, отказался от раввинства, но продолжал работать в общине, участвовал в возрождении ряда еврейских обществ, преподавал в Петроградском институте высших еврейских знаний (вел курс «История развития устного учения Талмуда»). В начале 1920-х — подвергался преследованиям со стороны властей и в 1923 — был вынужден эмигрировать из России.
Российская еврейская энциклопедия. Т 1 С. 30.
АРОНШТАМ Израиль-Иосиф Шоломович
Родился 31 декабря 1908 в Невеле Тверской губ., в семье кустаря. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. С 1925 — проживал в Невеле, где вступил в ряды молодежной организации «Тиферес Бахурим». В 1929 — с началом арестов выехал в Егорьевск под Москвой, где работал мастером в артели «Мебельщик». 2 сентября 1938 — арестован как «участник нелегальной хасидской организации, ведущий активную фашистскую агитацию». Заключен в Таганскую тюрьму. Из «Обвинительного заключения» от 22 февраля: «Входил в состав контрреволюционной организации еврейских клерикалов-хасидов; неоднократно участвовал в нелегальных сборищах контрреволюционной организации; среди еврейского населения города вел активную контрреволюционную агитацию пораженческого характера и пропаганду палестинизма». 5 сентября 1939 — в присутствии прокурора отказался от всех показаний, данных на допросах и очных ставках. 21 сентября 1939 — освобожден из-под стражи, дело было прекращено. Дальнейшая судьба неизвестна.
ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1 А- П-7087.
[1] По ст. 58-10 и 58-11 Уголовного кодекса РСФСР.
[2] По постановлению Тройки при Управлении НКВД по Московской области.
[3] Раввинистическая литература.
[4] По ст. 58-10 и 58-11 Уголовного кодекса РСФСР.
[5] По постановлению Особого совещания при Управлении НКВД по Московской области.
[6] По ст. 58-7 и 16 Уголовного кодекса РСФСР.
[7] На ст. 203 Уголовного кодекса РСФСР.
[8] От 27 марта 1953 года.