БААЗОВ Давид
Родился в 1883 в Цхинвали Тифлисской губ., в семье раввина. Раввин, общественный деятель. В 1896 — для усовершенствования еврейского образования отправился в Слуцк, затем в Вильно. В 1903 — возвратился в Грузию, стал раввином в Они. В 1918 — совместно с Ш. Цициашвили основал газету сионистов «Голос еврея». В 1921 — после советизации Грузии вместе с Н. Элиашвили и своим старшим сыном Г. Баазовым организовал еврейские школы, где преподавались также иврит и история еврейского народа, а с 1924 — издавал еврейско-грузинскую газету «Макиавели», вскоре закрытую властями (вышло всего три номера). В 1925 — добился разрешения властей на выезд части грузинских евреев в Эрец-Исраэль. В 1920-х и в 1930-е — продолжал поддерживать тесные контакты с легальными, а затем и с ушедшими в подполье сионистскими организациями и группами центра России. В 1937 — был арестован его старший сын. В начале 1938 — вместе со вторым сыном Хаимом арестован по обвинению «в подпольной сионистской деятельности» и приговорен к смертной казни. Смертный приговор был заменен ссылкой в Сибирь. В 1945 — после освобождения из ссылки возвратился в Грузию. До последних дней жизни занимался национально-просветительской деятельностью. В 1947 — скончался в Тбилиси.
Российская еврейская энциклопедия. Т. 1. С. 74;
БАБАЛИКАШВИЛИ Исраэль
Родился в 1906 в Кутаиси. Раввин, общественный деятель. Начальное религиозное воспитание получил у главных раввинов Грузии Р. Элуашвили и Ш. Левитина. Позже учился в иешиве «Томхей тмимим» в Ростове-на-Дону. По завершении учебы вернулся в Тифлис, был раввином, хазаном, меламедом, шойхетом. В 1934 — арестован за свою общественную деятельность, полгода провел в тюрьме. После возвращения в Грузию преподавал в создаваемых им кружках по изучению иврита и Торы (в Сачхере, Зугдиди, Боржоми, Сухуми, Батуми, Цхинвали, Гори и др.). Среди его учеников были студенты, преподаватели университета, инженеры, педагоги и др. В 1953 — в связи с «делом врачей» был арестован, какое-то время находился в тюрьме. Позже занимался переводами с иврита на грузинский язык. Оставил дневник — интересные зарисовки из жизни грузинских евреев. В 1971 — скончался в Тбилиси.
Российская еврейская энциклопедия. Т. 1. С. 74.
БАРИШАНСКИЙ Рафаил-Мордехай
Родился в 1866 в Липнишках Виленской губ. Учился в иешивах Вильно, Ковно и Белостока. С 1893 — раввин в Гомеле. В 1902 — участник учредительного съезда движения Мизрахи в Вильно, был избран в его Центральный Комитет. Основал отделение Мизрахи в Гомеле. С 1914 по 1917 — активно помогал еврейским беженцам. После революции выступал против политики евсекции, направленной на запрещение еврейской религиозной жизни. В 1921 — после выступления на диспуте, устроенном членами евсекции, был арестован. Весной 1922 — был привлечен к открытому показательному «суду над хедером». На суде, длившемся пять дней, выступил с речью, в которой сравнил антирелигиозную политику коммунистов с антисемитизмом царизма. Был приговорен к 2 годам заключения. Освобожден из тюрьмы через семь месяцев. В 1923 — выехал из России в США. С 1926 — раввин Вашингтона, с 1929 — раввин в Нью-Йорке. Сотрудничал в прессе на идише. Писал о проблемах еврейской жизни в США, о сионизме и Эрец-Исраэль. В 1950 — скончался в Нью-Йорке.
Российская еврейская энциклопедия Т 1 С. 86, Т 4 С. 325, 327.
БАШКЕС Арье-Шломо
Меламед. Проживал в Орше, преподавал в нелегальных хедерах, получая зарплату от Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона. С середины 1920-х — подвергался неоднократным арестам и тюремным заключениям. Дальнейшая судьба неизвестна.
Ховкин Э С. 206.
БАШКЕС Шимон
Меламед. Проживал в Орше, преподавал в нелегальных хедерах, получая зарплату от Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона. С середины 1920-х — подвергался неоднократным арестам и тюремным заключениям. Когда был арестован в последний раз, то в тюрьме тяжело заболел и был освобожден из-под стражи. Проживал в Орше у хасида Залмана-Яакова Липкина, тяжело больной продолжал работу меламеда. Приехавшему за ним сыну Меиру, коммунисту и большому начальнику, предлагавшему выехать с ним Москву, заявил: «Сейчас нужно быть меламедом в Орше. Здесь сажают за это, здесь бьют за это. Нужно отложить жизнь в сторону и учить детей». Отказался взять у сына деньги. Дальнейшая судьба неизвестна.
Ховкин Э. С. 206
БЕЖЕБОВСКИЙ Борис
В середине 1920-х — раввин синагоги в Прилуках. В 1935 — арестован и осужден. Дальнейшая судьба неизвестна.
Сведения предоставлены Разумовым А. Я.
БЕЗЧИНСКИЙ Самуил Борисович
Родился в 1892 в Стародубском уезде Орловской губ., в семье торговца. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. Во время войны проживал в Самарканде. В июле 1946 — купил в Самарканде фиктивные документы о том, что он и его жена являются подданными Польши. В ноябре с семьей прибыл во Львов, где работал прорабом в промкооперации. В январе 1947 — при содействии членов комитета купил эваколист на право выезда в Польшу, а также фиктивные документы для себя[1]. 5 февраля 1947 — арестован во Львове по обвинению в «намерении изменить Родине». 23 февраля 1947 — приговорен к 10 годам ИТЛ[2]. Отправлен в Каргопольлаг, откуда 6 июля 1954 — был освобожден[3].
Архив Управления СБУ по Львовской области.
БЕЛЬСКИЙ Рафаил Ефимович
Родился 3 сентября 1893 в Сморгони Виленской губ., в семье владельца кожевенного завода. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание и высшее образование по специальности фармацевт. С 1919 — проживал в Москве, работал фармацевтом на складах Военного санитарного управления. Женился на дочери Л. Майзеля, члена правления еврейской религиозной общины при в синагоге. С 1923 — работал продавцом в магазинчике на Центральном рынке, принадлежавшем Майзелю, с 1927 — заведующий складом на химическом заводе. 30 августа 1937 — как литовский подданный арестован по обвинению в шпионаже. Позднее обвинение переквалифицировано на «участие в контрреволюционной деятельности». 25 мая 1938— приговорен[4] к 10 годам ИТЛ[5]. Отправлен в Севвостоклаг. Дальнейшая судьба неизвестна.
ГА РФ. Ф. 10035 Оп. 1. Д. П-19348.
БЕНДЕР Лейба-Ицхок Аврумович
Активный член еврейской религиозной общины в Умани. В ноябре 1935 — арестован по обвинению «в контрреволюционной деятельности». Из «Обвинительного заключения»: «Используя религиозные убеждения трудящихся евреев, проводил контрреволюционную деятельность, направленную к подрыву мероприятий, проводимых советской властью и партией». Осенью 1935 — выслан в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна.
Архив Управления СБУ по Киевской области. Следственное дело 57807 ФП.
БЕРЕЗИН Самуил Хаимович
Родился в 1893 в Санкт-Петербурге. В октябре 1950 — арестован в Ленинграде по групповому делу хасидов. В сентябре 1951 — приговорен[6] к 10 годам ИТЛ. Дальнейшая судьба неизвестна.
Архив Управления ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
БОГАТИН Гиршль Иосифович
Родился в семье раввина. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. Проживал в Саратове, работал в американской благотворительной организации. В 1937 — арестован и приговорен к 10 годам заключения в лагерь. В 1946 — освобожден из лагеря «с сильно подорванным здоровьем». Дальнейшая судьба неизвестна.
Бенькович Б. С. 25
БОГАТИН Нохум Иосифович
Родился в семье раввина. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. Проживал в Саратове, работал в американской благотворительной организации. В 1937 — арестован и приговорен к 10 годам заключения в лагерь. В 1946 — освобожден из лагеря «с сильно подорванным здоровьем». Дальнейшая судьба неизвестна.
Бенькович Б. С. 25.
БОЛОТИН
Член двадцатки синагоги в Ленинграде. В конце 1940-х — арестован по доносу. Приговорен к заключению в лагерь. В середине 1950-х — освобожден из лагеря.
Санкт-Петербургский мартиролог. С 407.
БОРТНОВСКИЙ Самуил (Шмуэль) Мордухович
Родился ок. 1896. Проживал в Москве, работал кладовщиком на фабрике «Краски», позднее — трикотажником-надомником в артели. Осенью 1947 — с началом массовых арестов хасидов скрылся из Москвы и был объявлен во всесоюзный розыск. В декабре 1947 — арестован в Риге, привезен в Москву и привлечен к следствию по делу «нелегальной антисоветской еврейской националистической организации». Приговорен к 10 годам ИТЛ. Дальнейшая судьба неизвестна.
ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-31401.
БРОД Иехезкель (Хаскель)
Родился в середине 1920-х в мест. Меджибуж Бердичевского уезда. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. В 1926 — семья переехала в Умань, где учился в нелегальном хедере, затем в нелегальной иешиве «Томхей тмимим» в Бердичеве. В 1938 — вместе со всеми учениками арестован и через несколько дней отправлен в закрытый интернат. После побега из интерната отправлен в подпольную иешиву в Гомеле, а позднее — в иешиву в Курске, которую окончил в 1939. Преподавал в нелегальных иешивах в разных городах. Позднее выехал из СССР. Проживает на Краун-Хайтс в Бруклине.
Цейтлин А.-Э. Хесель. «Лехаим», 1992, № 9—10: Ховкин Э. С. 161—172.
БРОД Хаим-Биньомин
Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. Учился в хедере и иешиве в Брацлаве. Раввин. В начале 1920-х — перешел границу Польши, чтобы помолиться на могиле цадика в Умани. Оказавшись на советской территории, не смог вернуться в Польшу. Поселился в мест. Меджибуж Бердичевского уезда, женился, в семье родились дочь и сын Ехезкель. В 1926 — переехал в Умань, здесь в нелегальном хедере учился его сын. В конце 1920-х — после предупреждения о предстоящем аресте выехал без семьи в Москву, где устроился работать ночным сторожем на фабрике. По ночам на фабрике собирались верующие, чтобы учить Талмуд, а в праздники устраивался нелегальный миньян. Уволен сначала по формулировке «за разгильдяйство и безответственность», затем она была смягчена — «ввиду несоответствия нуждам предприятия». Позднее был арестован в Москве, но вскоре освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна.
Ховкин Э. С. 161—172.
БРУК Рефоэль
Родился ок. 1924. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. В середине 1930-х — учился в подпольной иешиве «Томхей тмимим» в Бердичеве. В 1938 — вместе со всеми учениками арестован и через несколько дней отправлен в закрытый интернат. После побега из интерната отправлен в подпольную иешиву. В 1970-х — проживал в Саратове, где в 1991 — скончался.
Цейтлин А.-Э. Хесель. «Лехаим», 1992, № 9—10.
БРУК Хаим-Шауль
Родился в 1894 в Сновске Черниговской губ. Получил традиционное еврейское религиозное воспитание. Учился в иешиве «Томхей тмимим» в Любавичах. Раввин. С 1928 — руководил подпольной иешивой «Томхей тмимим» в Новоград-Волынске. В 1929 — арестован и приговорен к принудительным работам. С 1931 по 1936 — занимался подпольным религиозным образованием в Бердичеве. В 1936 — выехал в Эрец-Исраэль. Преподавал там в люба-вичских иешивах в Тель-Авиве и Ришон ле-Ционе. В 1965 — скончался в Ришон ле-Ционе (Израиль).
Российская еврейская энциклопедия. Т. 1. С. 180.
[1] На фамилию Фельдман.
[2] По постановлению Особого совещания при МГБ СССР.
[3] По постановлению Архангельского областного суда.
[4] По ст. 58-10 Уголовного кодекса РСФСР.
[5] По постановлению Особого совещания при Управлении НКВД по Московской области.
[6] По ст. 58-10 и 58-11 Уголовного кодекса РСФСР.