Ицхак Ройтман, 17 октября 2019, Алма-Ата, встреча с группой Бней Ноах
Часть вторая
Часть первая здесь
Видео здесь
"Религиозный материализм"
Когда я делал тшуву, была такая расхожая фраза, "быть евреем в сердце". Все кирувники[1] дружно топтали ногами это выражение. Не было ни одного кирувника, который не считал бы своим долгом пройтись по этому понятию, "еврей в душе". "Еврей в сердце" — это вообще ничего, нужно действие, нужно исполнять заповеди, это единственное, что имеет значение…
Но на самом деле все как раз наоборот. Если ты еврей в сердце, если ты человек, тогда можно делать тшуву тоже. Но если ты не человек, ты не сделаешь тшуву. Я считаю, что это материализм, религиозный материализм. Есть место для действия, да. Наш мир называется миром действия. Но есть какие-то еще другие вещи.
Энергия любви
Есть такой интересный принцип в еврейском воспитании. До 3 лет ребенку не стригут волосы. Стричь волосы — это символ воспитания. Считается, что до 3 лет ребенка не надо воспитывать. Если до 3 лет он получит вот этот потенциал безусловной любви, в основном от матери, то дальше его можно воспитывать. Если он не получил этого до трех лет, он потом всю жизнь этого не получит. В религиозных семьях принято, если встречают молодого папу или молодую маму, обязательно ребенок будет на руках. Потому что научно доказано, что ребенок на руках своих родителей вырастает с большей верой в себя. Он проникается чувством любви на физическом уровне. Когда он уже заряжен этой любовью, тогда его можно начинать учить делать одно, делать другое… Этот возраст - 3 года он принципиально важен, он критически важен для всего будущего. Если он за эти он за три года не получил этого запаса любви, эту энергию любви, пока он ее не получит, пока он не зарядит эту "батарейку", пока он не получит эту любовь, он будет ее покупать за что угодно. Сегодня все психологи говорят об этом. И это так.
Как говорит рав Глуховский из Рховота, жизнь — это банк. Ты не можешь взять из банка больше денег, чем ты положил. Наш энергетический банк — это энергия любви, которую мы получили от своих родителей, от своих учителей. Дальше можем трансформировать это в энергию действия. Но если у нас еще нет этой энергии, у нас нет энергии, чтобы делать. Наш "смартфон" не заряжен, соответственно он не "ловит" ничего. Надо сначала зарядить нас энергией.
Я помню, 30 лет назад в Москве начали делать еврейские "пионерские" лагеря. Я был тогда молодой хабадник, такой, который головой пробивает стену. И приехали американские вожатые. Они казались мне жутко не религиозными. Они разрешали детям кушать без благословения, они не следили, чтобы у детей была кипа на голове. Они развлекали их, больше ничего. Я думал: что за бред? Ребенок попал в религиозный лагерь, надо сделать из него религиозного!
30 лет спустя я понимаю, насколько они были правы. Ребенку надо дать только одно, что его здесь принимают, что он здесь свой. Удивительно, в тех лагерях, где вожатые не требовали ни кипы, ничего. Из каждого лагеря приезжал целый автобус, 70 человек детей, которые делали потом обрезание. Почему? Не знаю! Возможно, они получили от этих вожатых любовь, которую они не получили у себя дома. Вот и все.
Важность общины
Почему мы приходим к еврейству? Да потому что мы нашли свою компанию. Почему я пришел в религию? Потому что мне понравилась эта компания, вот и все. А потом уже началось богоискательство и все остальное. Человеку нужна причастность. Если я чувствую себя причастным к своему народу, к своей общине, к своей компании…
01:00:32
Оставаться живыми людьми
В субботу "тшува" была молитва. Это суббота, когда собираются ученики рава. Я сказал, что, когда я нахожусь среди религиозных, мне хочется быть религиозным. Рав слышит, смеется…
Мы живые люди, не надо забираться слишком высоко. Человек, который поднимется высоко на гору, он задохнется. Если он не альпинист. Но к альпинизму нужно готовиться много лет. Надо понять, что люди после 70 лет атеизма, у них нет этого дыхания веры.
Когда не спрашивают — то не отвечают!
История. Майса. Рассказывает рав Исраэль Альфенбайн, уважаемый хасидский машпиа, учитель, воспитатель молодежи. У него есть колонка в газете "Кфар Хабад". Он рассказывает такую историю. Жил был еврей. Каждую субботу он приезжал к Ребе на молитву. Когда еще был жив предыдущий Любавический ребе. Он молился, приезжал, уезжал. Следующий шабат, он снова приезжает. Следующий шабат, он снова приезжает. Предыдущий Ребе уже ушел в мир иной, а он продолжил так ездить на субботы к следующему Ребе.
Пока в один прекрасный день Ребе не поднялся и не сказал: "слушай, давай ты закроешь свой бизнес по субботам"! Прошло, наверное, лет 15. Предыдущий Ребе ничего не говорил. Ребе тоже ничего не говорил до сих пор. Тот еврей очень расчувствовался, отдал Ребе ключи от своего бизнеса, сказал, да, хорошо.
Я когда это услышал, спросил у рава Альфенбайна: "как же как"? Разве не нужно было сразу ему сказать, что нельзя ездить по субботам? Рав Альфенбейн ответил: "если бы он спросил, ему бы сказали". Если не спросил….
Тогда я задам другой вопрос: "А что Ребе ждет? А что, Ребе не знает о том, что помочь еврею сделать на один грех меньше, это большая вещь?" Ребе знает, он читал книжки, где это написано. Но Ребе знает что-то еще. Ребе знает, что пока в его душе не загорелась какая-то искра, даже если он будет соблюдать, это будет мертвое соблюдение, в нем не будет жизни.
Поэтому Ребе ждет 15 лет, пока он не почувствовал, что этот огонь загорелся в его в душе. Теперь в этот костер можно кидать какие-то поленья. И он будет разгораться больше.
Наша душа — это огонь. Огонь надо уметь поддерживать, чтобы он разгорался, а не гас. Каждый человек чувствует это внутри себя. Когда в моей душе есть огонь, то в моей душе есть добро. Есть терпение.
Рахамим означает "терпение"
Один из переводов слова рахамим — это одно из тех понятий, которые сложнее всего перевести, пытались делать варианты разные варианты перевода этого слова.
Недавно я подумал еще об одном переводе. Рахамим это как рехем, рехем это материнское чрево. Материнское чрево символизирует много всего, в частности это символизирует терпение. Рахамим это терпение. Это не "прямо сейчас". У Всевышнего есть терпение. У нас тоже должно быть терпение.
У рава Гинзбурга есть несколько уроков, где он говорит, что самый глобальный грех человечества это торопливость.
01:05:44 Кто-то может привести примеры?
Участники: Яблоко съели…
На три часа раньше. Моше Рабену "опоздал" на 6 часов. Царь Давид — Бат Шева была суждена ему с шести дней творения. Но он взял ее слишком рано. Еще. История с Йосифом и женой
Мы видим, что это глобальный концепт. Человек чувствует, что это его. И даже он про Йосефа это рассказывают, жена Потифара, которая хотела его заполучить, она видела в духе пророчества, или она или его дочь должны породниться с ним. Она вперед, давай сейчас. И тогда самая большая мицва превращается в самый большой грех. Тоже самое здесь. Есть время. Есть измерение времени. В нашей жизни мы часто пытаемся сделать что-то хорошее, пронизанное действительно добрыми мотивами и включаем часы, хотим сейчас.
Я в субботу был в одной семье в Израиле. Мальчик лет 10 читает книжку, мама начинает на него кричать, быстро спустить в сукку (шалаш). Зачем это "быстро"? У ребенка свои реакции. Через 5 минут закрывает книжку и спокойно идет в сукку. Но ему требуется это время. Интересно, обычно в религиозных семьях так не разговаривают. Но этот фактор времени на самом деле решает все.
В духовном мире нет времени и нет жалости
В духовном мире нет времени. Когда какие-то вещи из духовности приходят в материальность, они очень часто ломают этот мир, потому что там нет времени. Поэтому там нет и милосердия. Милосердие и рахамим это из мира материальности. Потому что здесь все должно созреть, все должно развиться, все должно наступить в свое время. Даже мой приезд планировался полгода назад.
Фактор времени он критичен. Даже если у меня есть правильная мысль, правильное направление, я иду правильной дорогой. Что еще? — Фактор времени. Поэтому нужен учитель, который скажет, сейчас это время для этого, сейчас для этого. Очень сложно, чтобы человек самостоятельно поймал эту точку. Либо он слишком торопится, либо опаздывает. Часы спешат или опаздывают.
"Год, когда мы раскроем свои уста"
Одно из благословений этого года, сейчас начался 5780 год, рав говорит, что это будет "год, когда мы раскроем свои уста". Геула, избавление человечества и избавление каждого человека зависят от того, чтобы открыть свои уста. Говорить, как рав сказал, слова тепла, слова добра, слова милосердия, слова похвалы.
Рав Карлебах — бесконечная любовь к людям
Я недавно читал книжку про Карлебаха, может быть, слышали про него. Возможно, вы слышали его песни, но мало кто знает, каким он был человеком. Он был человек бесконечной агават Исраэль, бесконечной любви к людям. Какие-то гангстеры в "черном" районе, эти гангстеры были его друзьями. Потом один из этих гангстеров спас ему жизнь. На него хотели напасть какие-то бандиты, но он подошел к ним и сказал, этот человек спас меня от голода. Я беру его под свою защиту. Он находил общий язык с христианами, со всеми. Бесконечная любовь.
Как он разговаривал с людьми? Он говорил "а-хавер а-маток шели" — "мой сладкий друг" или "мой святой друг" или подруга. Вот так он общался. Может быть, мы тоже научимся так разговаривать. Настолько звучит странно для нашего уха. Наверное, дело не в языке, дело в ментальности, они привыкли выражать свои эмоции. Это избавление каждого человека, правильно выражать свои эмоции.
01:11:35
Избавление — это научиться правильно выражать свои эмоции
Человек создан для того, чтобы реализовать себя. Один из важнейших каналов самореализации это выражать свои эмоции. Относится ли это к негативным эмоциям тоже - это интересный вопрос. У хасидов меньше было приняты какие-то официальные церемонии. По крайней мере, в отношениях с близкими людьми, даже психологи говорят, лучше сказать, что ты думаешь. Все равно близкие "считывают" энергию, не важно, выражаешь ты ее вербально или нет. Так или иначе год 5780 это стараться найти позитивные эмоции и выразить их словами.
Шевах: Первая буква П в слове позитив. И в слове избавление. Пдут.
Ицхак: Давайте учиться. Если бы у нас была психологический тренинг, я бы попросил вас разбиться на пары и сказать своему соседу что-нибудь хорошее. Можем попробовать, я не знаю, что у меня получится. Надо сказать одно конкретное доброе качество.
Участники говорят
Спасибо всем присутствующим, кто пришел, кто слушал мои нотации. Кто попытается что-то с этим сделать, кто попытается поверить в себя. Вы прекрасны.
Участники говорят
Можно в наши встречи добавить элемент музыки. Рав говорил об этом, что сердце человека зажигается с помощью музыки. И хасидское сердце удивительно.
[1] Так называют религиозных деятелей, профессионально занимающихся "приближением" евреев к иудаизму