Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ловушка религиозного обновления



Попытка осмысления и замечания на полях статьи Йоава Сорека «Не стать отказниками избавления«

Прежде всего я хочу сказать, что я совершенно потрясен статьями и личностью Йоава Сорека. Еще месяц назад я даже не слышал его имени. Но теракт, в котором погиб его сын, Двир, да отмстит Вс-вышний за его кровь, каким то образом задел нас всех, и первое, что я узнал о нем, было то, что он «снял кипу» несколько лет назад…

Я начал искать о нем какие-то подробности. Зашел в вики, нашел его статью, о необходимости разбить «берлинскую стену» между светскими и ортодоксами в Израиле, начал читать и.. был совершенно потрясен. Какая сила веры! Какое чувство ответственности за судьбу еврейского народа и его будущее! Я встретил его на вечере памяти его сына Двира несколько дней назад в Мигдаль Оз. Осталось удивительное впечатление от встречи. Йоав полон веры, любви к людям и позитивной энергии.

Йоав послал мне еще одну его статью, «не станем отказниками избавления«, часть которой я перевел. Дальнейшее это мои размышления на полях его статьи. Я хочу снова подчеркнуть что в принципе, я совершенно согласен с тем, что он пишет. Я чувствую то же самое. Он просто дал мне слова, чтобы выразить мои собственные ощущения и переживания.

Однако, как хабадник и как ученик рава Ицхака Гинзбурга уже много лет, я чувствую, что мне есть что сказать и что добавить к этой дискуссии, которая столь необходима всем нам, дискуссии о религиозном обновлении.

Это были просто замечания в вотсапе Йоава, потом из этого получился целый пост.

*

Ребе был самым большим революционером и самым большим «реформатором» иудаизма второй половины двадцатого века. Он изменил все, не упоминая ни словом о том, что это «реформа». Он произвел переворот, нигде не упоминая о том, что это переворот. Он все время заявлял о преданности своему предшественнику, но по сути его путь совершенно отличен, и даже совершенно противоположен пути его предшественника. Это есть путь истинного обновления, истинной «реформации» в иудаизме. Он не сдвинул с места ни одной буквы в Шулхан Арухе. Он постоянно заявлял о том, что каждое слово и каждая буква во всех святых книгах устной Торы святы и актуальны. И тем не менее, фактически он изменил все и чрезвычайно преуспел в этом.

Также в писаниях рава Кука — знакомых мне в куда меньшей степени, где он говорит, что нужно менять галаху? Наоборот, он все время заявляет о своей преданности всем правилам и деталям галахи, разве нет?

Когда я сравниваю последнего Ребе, который чрезвычайно преуспел в своей «реформации» с моим учителем равом Ицхаком Гинзбургом, к кругу учеников которого я отношусь уже 10 лет — рав Гинзбург также не маленький «реформатор», но он буквально оттеснен к краям хабадской общины. А вне хабадской общины его также не особо понимают или принимают. В чем он ошибся? В тот момент, когда он обьявил, что «седьмое поколение закончилось», и «есть сейчас новый Ребе» — он уже «спалил» себя, он превратился в «мукце» в глазах хабадского общества. Сравните это с тем, что сделал Ребе? Он все время заявлял, что «мой тесть, Ребе, жив». Кто из них оказался умнее? И кто из них добился большего успеха?

Последним летом была целая серия уроков рава Гинзбурга о религиозном обновлении первых поколений хасидизма. Одной из центральных идей этих уроков было, что хасидизм не хотел оставаться «антитезой», но — стать «новой тезой». Все время, пока религиозное обновление это анти-теза, это нечто достаточно слабое, в известном смысле.

Другими словами, истинное обновление — это не «поломать сосуды» галахи, но вдохнуть в них новый свет. И таков был путь иудаизма во всех поколениях.

Йоав говорит, что период разрушения Второго Храма вызвал необходимость коренного обновления иудаизма. Но каббала Ари была не меньшим обновлением. И обновление (если хотите реформация) Баал Шем Това была не меньшей «реформацией», чем в эпоху Второго Храма. Таким образом, у нас есть еще по крайней мере две дополнительные точки «реформации» в иудаизме, из которых мы можем чему-то научиться. И как мы сказали, Ребе был также очень важным звеном в цепочке обновления иудаизма. Но никто из них не говорил о том, чтобы изменить даже одную буквы из всех святых книг.

Ребе постоянно подчеркивает, что основной «экзамен» хасидизма это абсолютная приверженность галахе. Это то, что в конечном счете определило, является ли хасидизм чем то приемлемым в иудаизме или нет.

Что Ребе сделал? Он построил еще один этаж.

С другой стороны, современная ультраортодоксия это также «реформация», но, снова, они изменили все, начиная от концепции «учащейся общины» — без того, чтобы затронуть даже один пункт в Шульхан Арухе. Все основано на галахе предшествующих поколений. И так они создают впечатление, что они являются «истинными наследниками» иудаизма предшествующих поколений.

В моем прошлом гилгуле я был программистом. Кажыдй программист знает, что самое простое — это создать новую версию программы. Начать все сначала. Только это самоубийство. Фирмы, которые пытались идти по такому пути разорились.

Ясно, что есть новый свет. Вопрос, как облачить его в существующие сосуды, без того, чтобы «разбить» их.

Еще пример. Рабби Шимшон Рафаэль Гирш. Он был истинным реформатором. Он изобрел современную ортодоксию. Но разве он сдвинул с места даже одну букву Шулхан Аруха?

Негативный пример: русская революция. Лозунгом было: «весь мир насилья мы разрушим до основания». Потом построим новый мир. В первой части они весьма преуспели. Во второй гораздо меньше.

С другой стороны, Бен Гурион был реформатором не меньше чем Ленин. И говорят что он очень уважал и ценил и почитал Ленина. Но он выбрал путь сохранения контакта с традицией, статус-кво и тд. И он действительно изменил все, заявляя о приверженности традиции в той или иной степени.

Почему «реформация» не преуспела? Потому что «голова» оторвалась от «тела». Это пример о которой рав Гинзбург говорил год назад. Это то что называется в каббале «три первых» и «семь нижних» сфирот. Три первых сфиры это «голова». Семь нижних — «тело». В тот момент, когда «голова» отрывается от «тела» совершенно — это конец реформации.

Голова не способна жить без тела. Это причина того, что так мгного реформаций заканчиваются провалом. Действительно, невозможно спокойно смотреть на этих ультраортодоксов, воюющих с смартфонами и запирающихся в стенах нового гетто. Но они — «тело» иудаизма, «и земля стоит вечно». В тот момент как мы отрываемся от них — это конец людей «головы».

Почему провалилась перестройка в Росссии? Потому что было слишком много «людей головы», либералов. Они взяли слишком высокий темп. В конце концов их реформы провалились. В конце концов это скатилось к режиму Путина. Но народ выбирает его, поскольку боится слишком резких изменений.

Рав Кук — многие его писания его сын Цви Йегуда «спрятал» и опубликовал только десятки лет спустя. По той же причине.

Идея «Нового Ближнего востока» — классический пример «секулярного мессианства», почему это провалилось? Снова. Голова оторвалась от тела.

Интересно, что мой личный вывод, кажется, состоит в том, что мне не следует совсем отрываться от компании учеников рава Гинзбурга. Есть немало напряжения как между мной и равом, так и между мной и некоторыми учениками. Но нужно оставаться на связи. Именно потому, что есть напряжение. Ибо в тот момент что ты отрываешься ты умираешь. «Лехаим вело лемавет»