Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Разбитые картинки



(вдогонку уроку о религии и свободе духа)

Что означает «разбитые сосуды»? Может быть это означает разбитые «картинки»? Человек, душа которого разбита и повреждена, не способен нарисовать «картинку» Б-га как царя. Она не работает у него. «Отец» тоже не работает. Эта картинка тоже разбита.

Хасидизм это в чем-то поиск еще не разбитых картинок в душе. Если найти хотя бы одну такую неразбитую картинку, то все остальные вдруг тоже наполнятся смыслом

*

Хасидизм, в конечном счете, это психология. Тот, чья душа больна и изранена, должен идти к психологу и учить психологию-хасидут.

Послевоенное поколение было в пост-травме Катастрофы. Сегодня большая часть поколения «больна» материализмом. И поэтому Ребе говорит, что в этих поколениях все должны учить хасидут. Хасидизм лечит душу.

Это не значит, что среди нас нет совсем нет здоровых людей, которые ощущают в себе здоровую живую веру без помощи хасидизма.

Рав Гинзбург часто повторяет, что тот, чья душа совсем не повреждена, не чувствует вкуса хасидизма. «Здоровому человеку достаточно хлеба и воды. Больного тянет на сладости» говорит Мидраш.

*

Где начинается проблема? Там, где здоровым дают лекарство для больных. И там, где не умеют рассчитать дозировку…

*

Мы говорили на уроке что основная притча хасидизма это внутренняя притча, «из плоти своей увижу Творца». В известном смысле можно объяснить эту притчу как крайний случай душевной болезни, когда человек полностью замыкается на себя, и единственное, что существует для него в мире — это он сам и его душевные состояния. Не только «царя» нет, не только «отца» нет, вообще ничего нет, есть только я сам и мои переживания. В известном смысле хасидизм обращается к этому экстремальному состоянию («обмороку»), и если, повезет, то, возможно, человек начнет видеть мир вокруг себя и картинки наполнятся смыслом и жизнью?

Ортодоксия как душевная болезнь изгнания

Что же означает тогда ортодоксия? — То, что она означает. Не видеть мир вокруг себя. Замкнуться только в своем внутреннем мире, в своей общине. Это не «Тора» замыкает человека в общине, а его душевная болезнь, его галут замыкает его в общине, в секте и т.д.

И чем сильнее его болезнь, тем большая «доза» ему требуется. И тем более сильнодействующие средства он ищет. Поэтому бессмысленно говорить что «Гур это плохо» или еще что то это плохо. Это хорошо для тех, чье душевное состояние это лечит. И если пытаться насильно лишить их этого лекарства они будут бастовать и перекрывать трассы.

Что же делать?

Искать тех, кому уже тесно в рамках гетто, в рамках одного отдельно взятого бет мидраша. В рамках одной единственной модели Б-га.

При этом понимая, что большинству как раз там хорошо и комфортно, и твои поиски их безумно раздражают, и они не готовы тебя слушать совершенно.

Искать тех, кто дышит так же, как ты. Кто слышит так же, как ты. Тех, кто находится на стыке. Понимая, что их единицы.

Что же тогда означает «рахамим», жалость и милосердие?

Наверное, это означает тогда, понять, что если кто-то курит траву, наверное, он без этого не может жить…

Но что же делать тогда, когда один искалеченный дос калечит других? — На это у меня, на самом деле, нет ответа. Кури что ты хочешь, но не калечь других!

Хотя, собственно, большинству из них, кажется, вполне по кайфу что их калечат этим галутным иудаизмом….