Вспомнилась одна майса.
Лет тридцать назад, когда я только делал свои первые шаги в Хабаде, в Москву приехали два хабадских шалиаха. Одного звали Ави Тауб, другого Давид Нахшон. Официально они приехали как бизнесмены, но фактически они были посланники Ребе. Дело было в 1988 году. Я был свежий хабадник, только-только начинавший читать Танию. Мистика приводила меня в восторг, мне казалось, что все, что говорится в Тании это руководство к действию здесь и сейчас. Я как раз дошел до того места (собственно, в Тании полно таких мест), где говорится о любви и страхе перед Вс-вышним. Я читал, читал, и никак не мог понять, что это за любовь и что это за страх, и самое главное, как их в себе пробудить. Меня жутко терзала мысль, что, наверное, все вокруг уже давно пробудили в себе эту самую любовь и этот самый страх, а вот я один такой остался, такой, понимаете ли, законченный грешник, не ощущающий в себе ни любви, ни страха перед Б-гом, да и, собственно, особой веры тоже.
Что такое "сущность", и что означает "Б-жественная сущность"?
Проще, наверное, сначала понять, что означает Тора. "Тора — Ор". Тора - свет. Другими словами, Тора - это "нарратив", это история, которую Вс-вышний рассказывает о себе...
До поры это работает.
Но наступает момент, когда человек говорит: хватит! Мне надоело слушать истории. Или ты говоришь всерьез и на равных, или я ухожу.
И это баал тшува. И поэтому тшува "затрагивает" ацмут, сущность. Баал тшува - это тот, кто не "ведется" на "нарративы".
Что означает "Яаков, искупивший Авраама"? Яаков - это качество рахамим (милосердия, сострадания). Сегодня говорят "эмпатия". Авраам - это любовь. Иногда любовь угасает, или возникают разногласия между друзьями. Тогда на помощь приходит "Яаков, искупивший Авраама" - эмпатия, сопереживание, уничтожающая разногласия и пробуждающая любовь.
*
Рав говорил об этом на уроке, и в этот шабат у меня было несколько поводов задуматься над смыслом этого стиха.
В синагоге в Кфар Хабаде, где я молился, были разбросаны листовки, объяснявшие, почему не следует идти в армию. "Армия - это чисто воспитательное учреждение", "армии не нужны харейдим", "Ребе был против того чтобы идти в армию" и т.д.
Я, возможно, уже писал об этом когда-то. Все равно, стоит напомнить. Есть такая замечательная гиматрия, я слышал от рава Гинзбурга, а он говорил от имени рабби Нахмана. Гиматрия такая: каббала=разврат ("קבלה=נאוף"). Я не помню, чтобы рав объяснял это каким-либо образом, я вообще не большой любитель гиматрий. Но это звучало настолько ошарашивающе, что навсегда осталось в памяти. Время от времени я мысленно возвращаюсь к этой гиматрии, и спрашиваю себя что это означает?
В каком смысле каббала=разврат? Каббала это своего рода порно? В каком смысле? В том смысле, что каббала и хасидизм, это, в известном смысле, искусственная стимуляция религиозного чувства (Маниту спрашивает: "что такое религиозное чувство? В иудаизме нет такого понятия!")
Вся идея праведника поколения, "кто такой "лицо Вс-вышнего" — это Рашби", это привлечь и раскрыть аспект "паним", лица, ступень "лифнай велифним", ступень, предшествующую цимцум.
Что означает ступень "паним", лица? Паним, лицо, это аспект рахамим ацмиим, сущностное милосердие, которое есть у Вс-вышнего к Его миру.
Многие из нас, увы, так кажется, находятся глубоко глубоко в "ахор". "Ахор", спина, означает суд, зачастую жестокий суд. Неспособность ощутить жалость к другому человеку или принять его. И это весь смысл служения "шифлут" — привлечь заново сущность качества рахамим из сущностного сокрытия души.
Возможно, что "эмуна" ("вера") это от слова "уманут" ("искусство", рисование). Я не могу увидеть Вс-вышнего, но я могу "нарисовать" себе Его. Я могу представить его себе как отца. Или как царя. Или как "свет". И так далее. Это не вопрос, какой рисунок "правильнее". Это больше вопрос какой "рисунок" больше говорит мне, больше пробуждает мою душу. Но без "рисунка" нет веры. Несомненно, нет веры живой, нет веры, способной изменить мир вокруг меня. Чтобы верить нужно уметь рисовать. Есть "рисунок", который возвышает мою душу. И есть "рисунок" который угнетает ее. И есть "рисунок" который превращает меня в прах и пыль. И есть "рисунок", наполняющий меня надеждой и радостью. Это все "рисунки" веры. Моя работа заключается в том, чтобы найти подходящую "картинку".
Мысль, кажется, вполне очевидная, и тем не менее…
Мы сейчас в конце месяца элул, и все говорят про "царя в поле" и т.д., но мало кто задается вопросом, насколько это вообще релевантно для поколения, и особенно — что это значит для меня практически.
Соответственно, вся "работа" месяца элул превращается в проговаривание каких-то мантр, в надежде получить заветный проходной балл на новогоднем балу…
Где баг?
Есть очень известная цитата из Зоара, ее везде и всюду постоянно цитируют. "Царство земное подобно царству небесному". Знакомо?
Парадоксальным образом, я прихожу к выводу, что Либерман прав. Харейдим большая проблема, чем арабы.
Вся наша история учит этому. Арабы это враг. Это все понимают. Но харейдим это проблема нашего будущего как народа на этой земле.
Харейдимное общество отличается чрезвычайной устойчивостью к внешним воздействиям и очень сильной тенденцией к возведению все более высоких стен гетто.
Харейдимное общество 50 лет назад и сейчас это несравнимые вещи. Тогда было в норме вещей работать. Сейчас становится нормой не работать. Очень многие факторы свидетельствуют, что фанатики берут верх в очень многих направлениях харейдимного иудаизма. Достигая таких высот фанатизма, о которых их учителя даже не мечтали.
Рамбам, по сути, был одним из виднейших борцов с религиозным фанатизмом. Вся его философская система построена на двух основах: первое, вернуть тех кто отошел. Дать им что-то во что они могут верить. Вторая: поставить преграду религиозному фанатизму и суеверию.
А что с Ребе? А Ребе очень любит Рамбама. Может быть, как раз за это?
*
Собственно, почему только Рамбам? А что, разве Моше не говорит постоянно "не будьте, как эти идолопоклонники, сжигающие своих детей на кострах".
Также религия Моисея, иудаизм, по сути своей есть вызов языческому фанатизму
Ицхак: Я начну со своих каких-то новостей. Во-первых, недавно я отметил первый год своего пребывания в Иерусалиме. Как-то так получилась, что ровно год назад на Хай Элул я сидел в этом кабинете, это офис рава, у нашего рава Гинзбурга. И в какой-то момент пришла мысль: я переезжаю в Иерусалим. Я прожил в Нетании 4 года. Там мне было скучно и грустно. И я в какой-то момент, пришло какое-то решение: я поехал в Иерусалим. У меня заканчивалась аренда, она была до 15 сентября, оставалось полмесяца. Я решил, что я переезжаю и всё.
Начало здесь. Видео урока здесь
Вопрос: Я дочитываю книгу рава Гинзбурга «Каббала для народов мира», и мне кажется момент, который меня в замешательство некоторое привел. На вашем уроке как раз ответ на него, правильно ли я понимаю? Там речь шла о том, что не еврей, который исполняет свои законы, те что ему разрешено соблюдать без гиюра, имеет потенциал подняться на уровень еврейского первосвященника. Меня это привело в замешательство, потому что как без 613 заповедей, освящающих органы тела, как можно только при помощи 7-ми, которые даны не евреям, подняться на такой высокий уровень? Вот я не могла понять.
Граффити на автобусной остановке (извиняюсь за неполиткорректный текст, но уже больно здорово звучит):
F..k the system. Break the rules!
"Плюй на "систему"! Не бойся ломать "правила игры"!
Лучшего благословения на новый год невозможно было бы придумать!
Осталась пара дней до нового года. Время подводить итоги и строить планы на будущий год.
Основным итогом уходящего года стало, возможно, ясное сознание того, что Б-г шире и выше, чем рамки одного бет-мидраша.
Б-г - не хабадник, и не "вязаная кипа" и не харейди, и даже не хилони. Он все это одновременно, или что-то совсем другое.
Моя задача - как я ее себе представляю, это собрать эти образы в одно целое в своей душе, и помочь в этом тем, кто также как я, ищет пути к цельному, современному иудаизму, возвышающему душу, раскрывающему мой человеческий и душевный потенциал, а не сковывающему мой разум и мое сердце невидимыми кандалами.