Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Религиозная состояние и религиозная вера - Гешель

Одна из фишек тшувы – иногда человек хочет прыгнуть сразу снизу наверх. Он чувствует себя великим грешником. Он чувствует, что не может молиться, не может верить в Бога. И думает, что каким-то одним свичем может из этого выйти. На самом деле – нет. На самом деле это путь. А прыжки не всегда помогают в тшуве, мы об этом говорили очень много на уроках по рав Куку.

Это очень большой ецер ара иногда – прыгнуть в тшуву. Иногда это правильно, чаще всего – нет.

Дальше Гешель.

«Есть два типа мыслей. Первый тип мыслей – это мусагим, понятия. Второй тип мышления – это мацавим, ситуации. Понятия или ситуации.

Сегодня есть новый спор, новый конфликт относительно XIX века между религией и наукой. Или основная тема мысли – это определенные понятия, или основная тема – это состояние человека».

Немножко похоже на то. что мы говорили о рав Карлебахе, на первый взгляд. Гешель говорит: можно видеть понятия – мицва или авира, или грех, а есть – смотреть, в каком состоянии ты находишься, чувствуешь свою душу: ты чувствуешь святость, чувствуешь духовность? Может быть, это одно и то же, но будем смотреть.

«Мысль с помощью понятий, понятийная мысль – это рациональный акт».

Мыслить понятиями – это мыслить рационально.

«Мысль состояния – это также смотреть внутреннее состояние человека».

Т.е. есть бухгалтерская мысль, когда мы формально говорим – сколько человек сделало мицвот, сколько сделало авирот. Или мы смотрим состояние человека. Гешель говорит: это спор, подобный спору между религией и наукой в прошлом.

«Когда помогает мысль с помощью понятий? Когда мы хотим расширить свои представления о мире. Но мысль состояния – это когда мы думаем о вещах, от которых зависит само наше существование».