Философия и психология Оглавление ИЗ ПЕРВОГО ПРЕДИСЛОВИЯ К КНИГЕ "ЦВЕТУЩЕЕ ДЕРЕВО" ВВЕДЕНИЕ К "КНИГЕ ОСНОВ" Р. ЙОСЕФА АЛЬБО Биографические данные Диспут в Тортосе Исторический фон Идеологические споры в XIV в. Обоснование принципов еврейской религии Теория принципов иудаизма р. И. Альбо Категории "вера" и "милость Всевышнего" в учении Альбо Полемика с христианством Построение "Книги основ" Издания "Книги основ" Принципы настоящего издания КНИГА ОСНОВ РАБИ ЙОСЕФ АЛЬБО ВСТУПЛЕНИЕ Простота проблемы Трудность проблемы Полезность изучения проблемы Два вида совершенства РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ СИСТЕМА ПЕРВООСНОВ РЕЛИГИИ 1. ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ОСНОВ РЕЛИГИИ Как легко оказаться отступником Какой подход дозволен 2. ТРИ ВИДА ЗАКОНОВ, УПРАВЛЯЮЩИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ОБЩЕСТВОМ, И ПРЕИМУЩЕСТВА Б-ЖЕСТВЕННОГО ЗАКОНА Три типа живых существ Естественный закон Конвенциальный закон Большее благо, нежели минимум необходимый им для существования Отношение к человеку Необходимость людей, достигших большего совершенства Роль мудрецов в человеческом обществе Без пророчества совершенство для человечества недостижимо Определение понятия "закон" Три вида закона Преимущество Б-жественного закона перед конвенциальным Четкость критериев Радость Конкретность указаний Нормы нравственности Нормы наказания за проступки Наказания за тайные преступления 3. ОСНОВЫ КОНВЕНЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНА Свобода выбора — основа любого законодательства Свобода выбора не является первоосновой Б-жественного закона Позитивная целенаправленность — первооснова только конвенционального закона Свобода выбора и позитивная целенаправленность в Торе 4. ПЕРВООСНОВЫ Б-ЖЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ Определение понятия "первооснова" Три первоосновы Б-жественной религии 5. КОРНИ Б-ЖЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ Соотношение между "корнем" и "первоосновой" Заповеди Торы — ни "первооснова", ни "корень" Корни, относящиеся к принципу Существования Б-га Корни, относящиеся к принципу Б-жественного происхождения Торы Корень, относящийся к принципу воздаяния У корня нет статуса первоосновы 6. ВЕРОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЦИПАМИ Сотворение мира из ничего Уровень пророчества Мойше-рабейну Тора не будет ни изменена, ни заменена Исполнение каждой из заповедей Торы приближает человека к совершенству Воскрешение мертвых Приход Машиаха Верования, связанные с отдельными заповедями, не входят в систему первооснов 7. ИТОГИ Три первоосновы Корни У Торы Мойше-рабейну нет других корней и принципов. Ошибки христианства и ислама Количество корней и принципов РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИСТИННОСТИ Б-ЖЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ И ЕЕ ОТЛИЧИЕ ОТ РЕЛИГИИ ЛОЖНОЙ 1. ПЕРВООСНОВЫ РЕЛИГИИ Первоосновы любой науки опираются на данные других наук Где же источник первооснов Б-жественного закона? Четыре вида очевидного, не требующего доказательств Опыт подтверждает первоосновы Торы Истинность Торы подтверждается и традицией, и исследованием 2. ОТЛИЧИЕ Б-ЖЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ ОТ ЛОЖНОЙ Внутренние критерии и критерии пророчества Доказательства прямые и косвенные Пример с терияком[8] Чудо — не прямое доказательство истинности пророчества Прямое доказательство миссии Мойше-рабейну Различие между пророком и посланцем Вс-вышнего 3. ВЕРА Сущность веры Вера, основанная на достоверных известиях Обстоятельства, увеличивающие достоверность известия Вера, приводящая к духовному совершенству Только вера в истинное способна привести к совершенству Невозможное Подрывает ли веру исследование религии Исследование питается сомнением — прямой противоположностью вере Необходимость исследования истинности религий При каких условиях становится возможным исследование истинности религии 4. ВОЗМОЖНО ЛИ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ИСТИННЫХ Б-ЖЕСТВЕННЫХ РЕЛИГИЙ? Б-жественная религия должна быть одна? Возможность существования нескольких Б-жественных религий Частные различия между двумя истинными религиями 5. ВОЗМОЖНО ЛИ ИЗМЕНЕНИЕ ИСТИННОЙ Б-ЖЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ? Изменение Б-жественной религии невозможно? Обстоятельства, при которых возможны изменения в Б-жественной религии Изменение — не свидетельство об изъяне Б-г изменяет законы природы только в случае необходимости 6. НЕПОВТОРИМОСТЬ ПРОРОЧЕСТВА МОШЕ-РАБЕЙНУ И УНИКАЛЬНОСТЬ ЕГО ТОРЫ Первоосновы Б-жественной религии, услышанные народом Израиля из уст Всевышнего, неизменяемы Может ли пророк менять отдельные заповеди Торы Мойше? Хаос, возникающий как следствие этой возможности Человек не имеет права отойти от своей веры, истинность которой доказана У горы Синай народ Израиля получил неопровержимое доказательство истинности миссии Моше Весь народ слышал, как Б-г обращался к Мойше Исключено, чтобы появился пророк, превосходящий Мойше Мудрецы наши считают, что в будущем Всевышний откроется так же, как при даровании Торы Повторение Дарования Торы в будущем зависит только от воли Вс-вышнего РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ, КОТОРЫЙ УКАЗЫВАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ТОРА 1. ДОСТОИНСТВО И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Есть ли у человека преимущество перед животными? Заблуждение, будто бы животные имеют преимущество перед человеком Взаимная связь между всеми созданиями в мире Человек — существо, преследующее общие цели и обладающее общими средствами для достижения их Предназначение человека Уникальность человека — в его интеллекте Две степени совершенства Реализация потенции — оправдание существования В чем состоит совершенство человека? Несостоятельность мнения философов Достижение естественного совершенства легче более одаренному Достижение совершенства связано с приложением определенных усилий Человеку требуется интенсивная и многосторонняя деятельность для достижения совершенства Лишь сочетание физической деятельности тела и интеллектуальной работы души обеспечивает человеку достижение совершенства Участие разумной души в физическом действии — это намерение, с которым это действие исполняется 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ОТКРОВЕНИЯ СВЫШЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА Трудность определения того образа действий, который ведет к совершенству Радость и страдание не могут служить критерием для определения, в чем состоит воля Всевышнего и что приносит пользу душе человека Мудрость Вс-вышнего требует наличия пророка Натуре человека свойственно ненавидеть беззаконие и любить справедливость Покорность воле Всевышнего также заложена в человеческую натуру Всевышний не проявил благосклонности к приношению Каина из-за его скудности Без помощи пророчества человеку невозможно узнать, в чем состоит нравственное поведение и покорность воле Всевышнего 3. СУЩНОСТЬ ПРОРОЧЕСТВА И ЕГО ПОЛЬЗА Первый этап развития человека — ощущения От ощущения к запоминанию От чувственного образа к понятию От первичных понятий к научному знанию Пророческий сон — истинный и ложный От ступени руах гакодеш к пророчеству как таковому С начальной ступени пророчества к следующей Со второй ступени пророчества на третью С третьей ступени пророчества на четвертую, последнюю ступень — Мойше рабейну Уникальность пророчества Мойше рабейну Полнота достижения четырех естветсвенных ступеней — условие достижения пророчества Преданность Б-гу — условие властвования над силами природы Превосходство чудес, совершенных Моше, над чудесами, совершенными всеми остальными пророками Свидетельство Торы об уникальности чудес, совершенных Моше 4. ОБЩИЙ СМЫСЛ ВСЕХ ЗАПОВЕДЕЙ ТОРЫ Десять заповедей — обобщение всего, что возложено Творцом на Израиль Первые две заповеди из Десяти "Чти отца своего и мать свою" Законы, обеспечивающие существование человеческого общества 5. ВАЖНОСТЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО НАСТРОЯ ДУШИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ Все зависит от настроя души Отстранение от совершения зла также обеспечивает жизнь в будущем мире Значение душевного настроя при исполнении позитивных заповедей Один душевный настрой без действия не имеет значения Идеальное исполнение заповеди — когда действие одушевляется чувством Различие между исполнением законов как заповедей Торы и исполнением тех же законов как человеческих установлений 6. КАЖДАЯ ИЗ ЗАПОВЕДЕЙ ТОРЫ СПОСОБСТВУЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА Множество заповедей в Торе — выражение высшего добра 7. Б-ГОБОЯЗНЕННОСТЬ – НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА Б-гобоязненность – подготовка к вечной жизни Сущность Б-гобоязненности и два ее вида Второй вид боязни — благоговение Радость придает совершенство исполнению заповедей Связь между радостью и Б-гобоязненностью Боязнь Всевышнего, связанная с надеждой на воздаяние, не мешает радости Радующийся в трепете — это тот, кто служит Всевышнему из любви к Нему 8. ЗНАЧЕНИЕ ЛЮБВИ КО ВСЕВЫШНЕМУ Любовь ко Всевышнему — высший уровень служения Ему Виды любви Любовь ко Всевышнему складывается из всех трех видов любви Заповедь "Люби Г-спода, Б-га твоего" В зависимости от возраста человека различные виды любви властвуют в его сердце Усиление различных видов любви связано с тем, какие из сил души сейчас властвуют Любовь ко Всевышнему выражается в исполнении Его заповедей Любовь ко Всевышнему приносит человеку высшую радость Любовь ко Всевышнему бесконечна Любовь Вс-вышнего к человеку Любовь по причине сходства и равенства Ествественная любовь Любовь соразмерная и три ее вида Любовь Всевышнего к человеку — любовь именно такого рода Всевышний любит народ Израиля более, чем какой бы то ни было другой народ РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ВЗАИМОСВЯЗЬ СО ВСЕВЫШНИМ 1. МОЛИТВА Вера в то, что Всевышний управляет всем миром, и молитва Добро, посылаемое Всевышним, — только проявление Его милосердия Лишь одному Вс-вышнему должно молиться Молиться пристало лишь о том, что в состоянии принять Получение человеком желаемого блага зависит от его духовного состояния Молитва изменяет не волю Всевышнего, а вынесенное Им решение Благословение праведника Наилучший способ молиться Вс-вышнему Достижение цели молитвы зависит только от воли Всевышнего 2. ТШУВА, ЕЕ СУТЬ, ФОРМА И ЗНАЧЕНИЕ Исправление мыслей, речи и дел посредством тшувы То, что мешает тшуве Может ли человек, совершая тшуву, исправить то, что совершил Человек ответствен только за те поступки, которые совершил по своей доброй воле Случаи, когда обстоятельства сочетаются с волей человека Критерий — продолжает ли человек желать совершить свои поступок уже после того, как его совершил Все зависит от того, сохраняется ли желание человека после поступка В результате тшувы проступок считается как бы совершенным нечаянно Тшува необходима для того, чтобы душа достигла преуготованного ей совершенства В каждом нарушении Торы есть доля б-гоотступничества Лишь тшува спасает от наказания за вероотступничество 3. НАДЕЖДА И УПОВАНИЕ НА ВСЕВЫШНЕГО Праведность проверяется в испытаниях Надежда притягивает милость Всевышнего Надежда на милость наиболее заслуживает похвалы Надежда на славу Всевышнего — более надежная Надежда на исполнение обещания – самая обоснованная из всех Надежда общая и частная 4. АБСОЛЮТНОЕ ДОБРО Сущность абсолютного добра Абсолютное добро в этом мире недостижимо Страдание в этом мире — подготовка к блаженству в мире грядущем Абсолютное блаженство в будущем мире Мир — это истинное добро ИЗ СТАТЬИ ОБ ИСТОЧНИКАХ "КНИГИ ОСНОВ" II ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Р. ЙОСЕФА АЛЬБО I. НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. Первая эпоха существования человечества — отражение первооснов веры в Б-га 2. Б-жественные религии 3. Облик человеческого общества в начале истории человечества II. ЕГИПЕТСКОЕ РАБСТВО И ИСХОД 1. Теологический аспект 2. Метаисторический аспект III. РАСЦВЕТ НАЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВЕННОСТИ IV. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ВАВИЛОНСКОГО ИЗГНАНИЯ 1. Различные точки зрения на роль возвращения из Вавилонского изгнания 2. Объяснение различных точек зрения на смысл событий эпохи Второго храма 3. Эпоха Второго храма — "второе освобождение" после освобождения из Египта V. УЧЕНИЕ О ГАЛУТЕ 1. Основные проблемы теории галута 2. Учение о галуте — итоги VI. ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Р. ЙОСЕФА АЛЬБО — ИТОГИ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Post Views: 30 Книги: Книга основ Поделиться FacebookTwitterGoogle+ReddItWhatsAppPinterestЭл. адрес