Пять ступеней веры

 

Предисловие переводчика

Одно из самых важных понятий у рава — это понятие амтака. Амтака (ближайшая аналогия — когда Моше бросает некое дерево в воды Мары, и горькие воды становятся сладкими) означает превращение тьмы в свет, превращение горечи в сладость, превращение греха в заслуги (в результате высшей тшувы). Другими словами, «амтака» практически синоним понятия «итапха» («превращение», «переворот» тьмы в свет) в хасидут Хабад.

Хотя из буквального смысла Тании ясно, что работа «итапха» и «амтака» - это прерогатива только праведников, и из 10 главы Тании можно понять, что только самые великие праведники, подобные Рашби и его сыну, способны превращать тьму в свет, рав неоднократно подчеркивает, что, по словам Ребе, в нашем поколении итапха — это нечто, что возможно в той или иной степени для каждого, даже если он весьма далек от ступени праведника.

Откуда же в душе есть силы на итапха? Откуда есть в наших душах способность (почти что алхимическая…) превращения тьмы в свет, а горечи в сладость?

Ответ — это сила веры. Если мы только удостоимся раскрыть источник веры в собственной душе, вся грязь очистится, горечь превратится в сладость, а тьма — в свет.

Если мы только поверим в себя — все наши недостатки превратятся в достоинства. Если мы только по-настоящему поверим в нашего ближнего — мы поможем ему в его борьбе с его собственным злом.

Далее текст урока рава

С уваженим

Ицхак Ройтман

Пять ступеней веры[1]

Когда я говорю «вера» что я имею в виду? В хасидут объясняется, что есть пять вещей, в которые следует верить.

Баал Шем Тов говорит, что в точности так же, как следует верить во Вс-вышнего, так же следует верить в каждого еврея. Верить в потенциал, который есть в каждом еврее. Мы сказали, что у Луны есть два типа тьмы = также в близкой к нам стороне есть свет и тьма, и есть абсолютная тьма, неизвестная (для нас) дальней стороны. Вера — это способность взять тьму, потенциал и исполнить в ней «и перевернется оно», перевернуть тьму в свет. Вера обладает способностью превращения тьмы в свет.

Баал Шем Тов сказал, что так же, как верят во Вс-вышнего, так нужно верить в каждого еврея. Вера в его свет — это не новость. Вера — это то, что даже ты видишь его темную сторону, даже если ты видишь в другом еврее темную сторону луны — ты веришь, что она перевернется к свету. Есть свет, которые не способен превратиться в свет, но тьма еврея — это потенциальный свет. Моя вера позволяет раскрыть этот потенциал. Говорится в хасидут, что, когда судят кого то в позитивную сторону, то действительно поднимают его в сторону заслуги, в точности так же, как сон идет за объяснением. Нужно «комментировать» каждого еврея в лучшую сторону, и даже тьму воспринимать как потенциал для света, который, несомненно, будет светить, и тогда его свет станет еще сильнее. Это смысл того, что следует верить в еврея подобно тому, как верят во Вс-вышнего.

Что означает верить в Б-га? Что он находится здесь, даже если я не вижу его. Я не вижу Вс-вышнего, но, если я верю в него — он появится в моей жизни. Говорится в Тании в нескольких местах, например в Игерет 11, что силой веры во Вс-вышнего он появляется в раскрытии, в явном и раскрытом благе.

Верить во Вс-вышнего, в праведника, в народ Израиля, в каждого еврея, в самого себя

Я должен верить в каждого еврея, как я верю в Б-га, но эти две ступени подразделяются на пять. Вера в Б-га — это одна ступень. Но вера в каждого еврея подразделяется на четыре ступени. Каким образом?

Во-первых, есть вера в праведника. Следует верить в праведников поколения, и особенно, в праведника, который «один в поколении». В женщинах веры больше, чем в мужчинах, как в смысле веры в Б-га, так и в смысле веры в праведника. Праведник — тоже еврей. Это часть веры в каждого еврея — это вера в каждого еврея на самой высокой своей ступени.

На второй ступени, есть вера в Клаль Исраэль, в потенциал еврейского народа в целом. Праведник, один в поколении и весь еврейский народ в целом уравновешивают друг друга. Соотношение между ними — это соотношение солнца и луны. Они появляются на небесах одного размера, они уравновешены один против другого. Кто-нибудь способен не поверить в потенциал еврейского народа в целом, не дай Б-г. Мы смотрим и видим, что они не действуют в мире вместе. Можно верить в праведника, в Ребе, что есть у него потенциал Мошиаха, но народ идет по разным направлениям, и все спорят и ругаются, до прихода Мошиаха. Может быть причина оставить веру в потенциал народа Израиля, но следует верить в него.

Следующая ступень веры — это вера в каждого еврея в отдельности, в каждую отдельную душу. Эта вера должна начинаться с дома, нужно верить в каждого, но начнем с дома. Не отчаивайся, если ты не видишь, Баал Шем Тов сказал верить — если ты веришь, ты раскрываешь потенциал, освещаешь его тьму, вера — это большая сила.

Какая последняя ступень веры? Верить в самого себя. Это может быть еще труднее, чем верить в кого-либо еще. Если есть причина поднять руки — так это более всего в отношении самого себя — «человек знает себя», о том, какие дурные наклонности у него есть, какие темные черты характера есть у него. Поэтому человек способен опустить руки, отчаяться исправить себя. Нужно верить в себя тоже, ибо я тоже еврей.

Пять ступеней веры — пять ступеней в имени Вс-вышнего

Снова, Баал Шем Тов говорит, что следует верить во Вс-вышнего, и таким образом, верить в каждого еврея. Вера в каждого еврея подразделяется на четыре ступени. Здесь есть классическая модель — кончик йуда и четыре буквы Имени:

- кончик י — вера в Вс-вышнего

- י — вера в праведника

- ה — вера в народ Израиля

- ו — вера в каждого отдельного еврея

- ה — вера в самого себя

Есть еврей, в котором виден Б-жественный свет, и нужно верить в него, видят, что он цадик, и я должен верить в него очень крепко, чтобы связать с ним свою душу, и тогда моя вера достигает его макифим (сверх-сознания). У каждого из нас есть внутренний свет, внутренние силы души, сознание. И есть также «макифим», как бы «внешние» силы души, сверх-сознательное. Когда мы верим в кого-то, мы раскрываем у него эти макифим. Ребе говорит, что он ждет «коронации» от Вс-вышнего и от нас, наша вера притягивает к нему «корону», его макифим. Это правило действует также в отношении ко всем ступеням в народе Израиля, в которые мы должны верить: вера в праведника, вера в народ, вера в каждого отдельного еврея, и также вера в самого себя.



[1] Веабита, гл. Шлах, 5778. Урок рава 4 адара 5778

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .